судебная коллегия по гражданским делам
Орловского областного суда в составе:
председательствующего Старцевой С.А.
и судей Жидковой Е.В., Зубовой Т.Н.
при секретаре Журавлевой И.Ю.
в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по иску прокурора Залегощенского района Орловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Залегощенского района Орловской области о возложении обязанности оборудовать объект для размещения отходов производства и потребления в соответствии с требованиями санитарно - эпидемиологического законодательства,
по апелляционной жалобе администрации Залегощенского района Орловской области на решение Залегощенского районного суда Орловской области от 04 сентября 2013 года, которым постановлено:
"Уточненные исковые требования прокурора Залегощенского района Орловской области, действующей в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Залегощенского района Орловской области удовлетворить.
Обязать администрацию Залегощенского района Орловской области оборудовать объект для размещения отходов производства и потребления, расположенный на земельном участке по адресу: "адрес" в соответствии с требованиями, пунктов 2.2, 2.3, 3.4, 3.6 СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 года N 16 "О введении в действие санитарных правил"".
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Старцевой С.А., возражения на апелляционную жалобу помощника прокурора Залегощенского р-на Орловской области Кистерева А.А., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Залегощенского района Орловской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Залегощенского района Орловской области о возложении обязанности оборудовать объект для размещения отходов производства и потребления в соответствии с требованиями санитарно - эпидемиологического законодательства.
В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований санитарно эпидемиологического законодательства, в результате которой установлено, что санкционированная свалка твердых бытовых отходов (далее по тексту ТБО), расположенная по адресу: "адрес", на земельном участке площадью 2,7 га, не оборудована в соответствии со СНиП и эксплуатируется с отклонениями от требований санитарно - эпидемиологического надзора.
Площадки для размещения и утилизации отходов должны отвечать требованиям СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", либо должны быть приведены в соответствие с ними в определенные сроки.
По результатам обследования свалки ТБО выявлены грубые нарушения по организации сбора и утилизации отходов на земельном участке: на участок отсутствует санитарно - эпидемиологическое заключение, выдаваемое территориальным центром госсанэпиднадзора (п.п. 2.2, 3.4 указанных СанПиН); отсутствует организация эксплуатирующая полигон ТБО (п. 2.3 указанных СанПиН); отсутствует порядок проектирования, эксплуатации и рекультивации полигона для ТБО (п. 3.6 указанных СанПиН); отсутствует ограждение по периметру всей территории полигона ТБО.
По указанным основаниям, уточнив исковые требования, просил суд обязать администрацию Залегощенского района Орловской области оборудовать объект для размещения отходов производства и потребления, расположенный на земельном участке по вышеуказанному адресу в соответствии с требованиями, пунктов 2.2, 2.3, 3.4, 3.6 СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 года N 16 "О введении в действие санитарных правил".
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе администрация Залегощенского района Орловской области просит об отмене решения суда ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Указывает, что при вынесении оспариваемого решения суд не учел, что организацией, эксплуатирующей полигон для хранения отходов, является ООО "Жилсервис поселка Залегощь", которое должно исполнять требования пунктов 2.2, 2.3, 3.4, 3.6 СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", в связи с чем возложение указанных обязанностей на администрацию Залегощенского района неправомерно.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ст. 13 указанного Закона организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 указанного Закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 года N 16 "О введении в действие санитарных Правил", предусматривают:
пункт 2.2: выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам;
пункт 2.3: организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов;
пункт 3.4: санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для устройства полигонов ТБО выдает территориальный ЦГСЭН.
пункт 3.6: устройство полигонов ТБО должно осуществляться в соответствии с установленным порядком по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов.
пункт 4.4: по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно - бытового здания.
Из материалов дела следует, что в результате проведенной прокуратурой Залегощенского района проверки соблюдения требований санитарно - эпидемиологического законодательства установлено наличие санкционированной свалки, расположенной по адресу: "адрес", которая эксплуатируется с нарушением пунктов 2.2, 2.3, 3.6, 4.4 СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов".
Указанные обстоятельства подтверждаются: актом от 07 августа 2013 года помощника прокурора Залегощенского района совместно с представителем Управления Роспотребнадзора, старшим инспектором ОНД по Залегощенскому району и начальником отдела по ГО, ЧС и мобилизационной подготовке администрации Залегощенского района; ответом главы администрации Залегощенского района на имя прокурора района N 2293 от 07 августа 2013 года, из которого следует, что документы на право пользования земельным участком для размещения свалки мусора не оформлялись; пояснениями ведущего специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора в п. Верховье ФИО8., пояснившего, что место свалки не рекультивируется, близлежащие подъездные пути завалены мусором. Установленные нарушения, напрямую влияют на здоровье населения. Отсутствие правильной организации полигона влияет на загрязнение атмосферы (возгорание свалки уже имелось), на загрязнение подземных вод, которые на участке полигона ТБО относятся к незащищенным) им способствуют развитию микробов и загрязнению близлежащих почв.
При таких обстоятельствах, учитывая, что обеспечение соблюдения санитарных норм и правил и организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления, районный суд пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для возложения на администрацию Залегощенского района Орловской области обязанности по оборудованию свалки в соответствии с нормами действующего законодательства и поэтому правомерно удовлетворил заявленные прокурором требования.
Довод апелляционной жалобы о том, что организацией, эксплуатирующей полигон для хранения отходов, является ООО "Жилсервис поселка Залегощь", которое должно исполнять требования пунктов 2.2, 2.3, 3.4, 3.6 СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", в связи с чем возложение указанных обязанностей на администрацию Залегощенского района неправомерно, судебной коллегией отклоняется как неподтвержденный материалами дела и основанный на неправильном толковании вышеприведенных норм материального права, из которых следует, что администрация Залегощенского района Орловской области, как орган, который в силу закона обязан организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, обязана организовать утилизацию отходов в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами. Соответствующего договора с ООО "Жилсервис поселка Залегощь" стороной ответчика не представлено как суду первой, так и апелляционной инстанции.
Поскольку обстоятельства, имеющие значения для дела, установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены судом первой инстанции, то судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Залегощенского районного суда Орловской области от 04 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Залегощенского района Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.