Судебная коллегия по гражданским делам
Орловского областного суда в составе
председательствующего Курлаевой Л.И.,
судей Корневой М.А., Зубовой Т.Н.,
с участием прокурора Сапова Д.П.,
при секретаре Шоренко М.А.,
в открытом судебном заседании в г. Орле рассматривала гражданское дело по заявлению прокурора Корсаковского района Орловской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Спешневского сельского поселения Корсаковского района Орловской области о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества,
по апелляционной жалобе администрации Спешневского сельского поселения Корсаковского района Орловской области на решение Мценского районного суда Орловской области от 29 августа 2013 года, которым постановлено:
"Заявление прокурора Корсаковского района Орловской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования Спешневское сельское поселение Корсаковского района Орловской области удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования Спешневское сельское поселение Корсаковского района Орловской области обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - объекта культурного наследия регионального значения " ... " местонахождение объекта: "адрес"
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Курлаевой Л.И., возражения прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Корсаковского района Орловской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Спешневского сельского поселения Корсаковского района Орловской области о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного имущества - объекта культурного наследия регионального значения " ... ", расположенного по адресу: "адрес".
В обосновании требований указывал, что в августе 2013 года прокуратурой Корсаковского района проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране объектов культурного наследия, законности при реализации органами местного самоуправления своих полномочий по решению вопросов местного значения.
По результатам проверки было установлено, что на территории Спешневского сельского поселения Корсаковского района Орловской области находится объект культурного наследия регионального значения " ... ", расположенный по адресу: "адрес". Данный объект находится рядом с автодорогой регионального значения "адрес"
Ссылался на то, что указанный объект в настоящее время не имеет собственника и не зарегистрирован как бесхозяйный объект.
Полагал, что соблюдение установленного законом порядка принятия бесхозяйного недвижимого имущества на учет органа, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, делает возможным распоряжение им в дальнейшем, определение собственника (пользователя) этого имущества и возложение на него обязанностей по его надлежащей эксплуатации и охране.
Приводил довод о том, что непринятие администрацией Спешневского сельского поселения соответствующих мер препятствует реализации мероприятий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, а также реализации конституционного права граждан неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям.
В судебном заседании прокурор Корсковского района Орловской области Сапов Д.П. уточнив заявленные требования, просил суд обязать местную администрацию Спешневского сельского поселения поставить на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, как бесхозяйное имущество - объект культурного наследия регионального значения " ... " расположенный по адресу: "адрес"
В письменных возражениях глава администрации Спешневского сельского поселения Лемягов С.В., его представитель Брюзгин С.И. просил в удовлетворении требований прокурора отказать, поскольку объект культурного наследия " " ... " как памятник регионального значения относится к федеральной собственности, в связи с чем правовых оснований для применения статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и постановки объекта на учет как бесхозяйного не имеется.
Представитель отдела культуры администрации "адрес" при разрешении данного вопроса полагалась на усмотрение суда.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Спешневского сельского поселения Корсаковского района Орловской области просит отменить решение Мценского районного суда Орловской области от 29 августа 2013 года.
Считает, что правовые нормы предусматривают лишь возможность иметь в муниципальной собственности объекты культурного наследия, а не предписывают в обязательном порядке местным администрациям обращать данные объекты в муниципальную собственность.
Указывает, что нормы законодательства не предусматривают регистрацию бесхозяйных объектов недвижимости помимо воли муниципального образования, также как и принятие в собственность.
Проверив законность и обоснованность решения суда согласно требованиям статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения по следующим основаниям.
В преамбуле к Федеральному закону от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" об объектах культурного наследия отмечено, что объекты культурного наследия народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Согласно статье 6 указанного Закона под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с этим Законом.
В соответствии с ч. 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В силу пункта 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года N 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Из изложенного следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом и обязанным подавать заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Из материалов дела усматривается, что на территории Спешневского сельского поселения Корсаковского района Орловской области находится объект культурного наследия регионального значения " ... " расположенный по адресу: "адрес" (л.д. 71-74,81).
Вместе с тем, данный объект культурного значения не имеет собственника.
Согласно акта от 02 августа 2013 года, составленного по результатам проведенной прокурором района проверки объект культурного наследия регионального значения " ... " в настоящее время является бесхозным, находится в аварийном состоянии, что ведет к утрате памятника истории (л.д. 8).
По информации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области от 07 августа 2013 года данные о зарегистрированных правах на объект культурного наследия регионального значения " ... " отсутствуют. (л.д. 68).
В соответствии с письмом ТУ Росимущества в Орловской области от 22.10.2013 в реестре федерального имущества запись об учете объекта " ... " отсутствует.
Согласно информации предоставленной Управлением государственного имущества Орловской области объект недвижимого имущества " ... " расположенный в "адрес", в Реестре государственной собственности Орловской области не значится.
Администрация Спешневского сельского поселения Корсаковского района Орловской области, на территории которой находится объект культурного наследия для ее регистрации в качестве бесхозяйной недвижимой вещи в регистрирующий орган не обратилась.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенные нормы права, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования прокурора, возложив обязанность на администрацию сельского поселения обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества объекта культурного наследия - " ... " находящуюся в "адрес"
Доводы жалобы о том, что закон предоставляет органу местного самоуправления лишь право на обращение в регистрирующий орган с заявлением о постановке памятников истории и культуры на учет в качестве бесхозяйного, а не возлагает на него такую обязанность, в данном случае являются несостоятельными, поскольку уклонение органа местного самоуправления от такого обращения противоречит содержанию местного самоуправления, обеспечивающей решение населением через органы местного самоуправления вопросов местного значения, и влечет нарушение прав неопределенного круга лиц.
Остальные доводы, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его законность и обоснованность либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мценского районного суда Орловской области от 29 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Спешневского сельского поселения Корсаковского района Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.