судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Корневой М.А.
судей Хомяковой М.Е., Герасимовой Л.Н.
при секретаре Комиссаровой А.Н.
в открытом судебном заседании в г.Орле рассматривала гражданское дело по иску Головченко Евгения Юрьевича к администрации города Орла о восстановлении в очереди и предоставлении жилого помещения, по апелляционным жалобам администрации г.Орла и Департамента образования и молодежной политики Орловской области на решение Советского районного суда г. Орла от 13 августа 2013 года, которым постановлено:
"Исковое заявление - удовлетворить.
Восстановить Головченко Евгения Юрьевича, "дата" года рождения в очереди (списках) граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений по категории "дети-сироты" и "дети, оставшиеся без попечения родителей".
Обязать администрацию г.Орла предоставить Головченко Евгению Юрьевичу, "дата" года рождения благоустроенное жилое помещение в г.Орле, общей площадью не менее 28-33 кв.м. из специализированного жилищного фонда на состав семьи один человек".
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Хомяковой М.Е., объяснения представителя администрации города Орла по доверенности ФИО5, поддержавшей доводы жалобы, представителя Департамента образования и молодежной политики Орловской области, Департамента финансов Орловской области ФИО6, считавшей необходимым решение суда отменить, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
Головченко Е.Ю. обратился в суд с иском к администрации города Орла о предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска было указано, что он является сиротой, воспитывался в " ... ", в " ... ", по окончании которой с "дата" года по "дата" год обучался в " ... ". По окончании учебного заведения был принят на работу в " ... ", где ему на основании ордера от "дата" была предоставлена комната, площадью " ... " кв.м, в общежитии по адресу: "адрес" Впоследствии комната была приватизирована. С "дата" года он, как сирота, состоял на учете нуждающихся в обеспечении жилой площадью, однако решением общественной комиссии по жилищным вопросам был исключен из списка льготников и поставлен на очередь в общем порядке под номером " ... ".
Полагая, что в соответствии с ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N159 ФЗ он имеет право на предоставление жилья, обратился за судебной защитой.
По указанным основаниям, с учетом имевшего место уточнения исковых требований, просил суд восстановить его в очереди в списках граждан, нуждающихся в предоставлении жилой площади по категории "дети-сироты" и обязать администрацию г. Орла предоставить ему благоустроенное жилое помещение в г.Орле, общей площадью не менее 28-33 кв.м, из специализированного жилищного фонда на состав семьи один человек.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционных жалобах администрация города Орла и Департамент образования и молодежной политики Орловской области ставят вопрос об отмене судебного решения по мотивам его незаконности.
Ссылаются на то, что в нарушение требований ст. 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 N727-03 "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Головченко Е.Ю. на учете детей-сирот в администрации г. Орла не состоит, поэтому обязанность по предоставлению жилого помещения у ответчика отсутствует.
Полагают, что решение суда о предоставлении истцу жилого помещения несмотря на лиц, состоящих на учете, и имеющих право на предоставление жилого помещения, нарушает права других лиц данной категории.
Считают, что у истца отсутствует право на незамедлительное предоставление жилья, поскольку п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖУ РФ о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма данной категории лиц с 01.01.2013 утратил силу, поэтому резолютивная часть решения суда должна содержать требование о включении истца в Книгу учета и соответствующие списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В противном случае исполнение решения затруднительно, т.к. у Головченко Е.Ю. отсутствует право на немедленное исполнение решения суда в порядке, определенном Законом Орловской области от 06.12.2007 года N 727-03.
Обращают внимание на то, что денежные средства на обеспечение Головченко Е.Ю. жилым помещением в бюджете Орловской области не предусматривались.
Говорят о том, что Головченко Е.Ю. "дата" был законно исключен из списка учета указанной категории граждан и включен в список общей очереди, поскольку у него в собственности имеется жилое помещение общей площадью " ... " кв.м, по адресу "адрес", что составляет более учетной нормы на одного человека, установленной Постановлением Орловского городского Совета народных депутатов от 25.04.2002 N18/238-ГС (не более 6,5 кв. м).
Приводят доводы о том, что суд самостоятельно без заключения комиссии установил, что помещение истца непригодо для проживания, чем вышел за рамки своих полномочий.
Выражают несогласие с выводом суда о том, что занимаемое истцом жилое помещение истца не является отдельным жилым помещением и не отвечает предъявляемым к жилым помещениям требованиям.
Утверждают о том, что Головченко Е.Ю. в соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 08.05.2013 N156 "О реализации дополнительных гарантий прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение" в администрацию г.Орла с заявлением о признании факта невозможности проживания в жилом помещении не обращался.
Оспаривают вывод суда о наличии у истца статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность судебного решения в порядке ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации в пределах доводов жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21.12.1996 (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, в том числе, когда жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ).
Законом Орловской области от 06.12.2007 N 727-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены дополнительные гарантии и условия реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 3 Закона предусмотрен порядок предоставления жилых помещений, а именно: гражданам, перечисленным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам найма специализированного жилого помещения. По договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту постановки их на учет общей площадью на одного человека не менее 28 - 33 квадратных метров (часть 3 в ред. Закона Орловской области от 05.09.2012 N 1400-ОЗ).
Материалами дела подтверждается, что Головченко Е.Ю. относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку сведений о местонахождении матери ФИО10 не имелось, а отец истца умер "дата".
В период с "дата" по "дата" истец находился в " ... " (л.д.7), с "дата" года по "дата" год обучался в " ... ", где находится на полном государственном обеспечении (л.д.53,62), с "дата" года по "дата" год обучался в " ... ", где также находился на полном государственном обеспечении (л.д.54).
Указанные обстоятельства представителем ответчика опровергнуты не были.
По окончании школы в период с "дата" года по "дата" год Головченко Е.Ю. обучался в " ... " (л.д.9), затем был принят на работу в " ... " каменщиком.
Данных о закреплении за Головченко Е.Ю. в учебных заведениях жилья, материалы дела не содержат.
Из карточки квартиросъемщика усматривается, что Головченко Е.Ю. с "дата" был зарегистрирован по адресу: "адрес" (л.д.56). Указанный дом являлся общежитием и принадлежал " ... " (л.д.59).
"дата" на основании решения администрации, комитета профсоюза " ... ", Головченко Е.Ю., как работнику организации был выдан ордер на занятие жилой комнаты N в общежитии по адресу: "адрес", площадью " ... " кв.м. (л.д. 15-17).Постановлением администрации "адрес" от "дата" N Головченко Е.Ю. был поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, на льготную очередь детей-сирот (л.д.51).
Данное обстоятельство свидетельствует о признании администрацией района права на получение Головченко Е.Ю., как ребенка оставшегося без попечения родителей, жилого помещения.
В связи со снятием статуса общежития, "дата" занимаемое им жилое помещение было передано истцу в собственность в порядке приватизации, что подтверждается договором на передачу в собственность жилого помещения, а также свидетельством о государственной регистрации права (л.д.11,12).
Из технического паспорта жилого помещения усматривается, что указанное жилое помещение общей площадью " ... " кв. м, представляет собой комнату, не оборудовано кухней, туалетом, ванной комнатой (л.д. 14-16).
Согласно акту проверки жилищных условий и справки " ... ", дом строился как общежитие, в нем имеется центральное отопление, газ, холодное водоснабжение, канализация, ванная. Комната истца расположена в секции, состоящей из двенадцати комнат, с общей кухней и туалетом и умывальником (л.д.41, 59).
"дата" решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации "адрес", Головченко Е.Ю. был исключен из списка учета граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и включен в список общей очереди с даты подачи заявлений на учет, то есть с "дата" (л.д.50).
Данное обстоятельство и послужило основанием для обращения Головченко Е.Ю. в суд с настоящими требованиями.
Разрешая заявленный спор по существу с учетом вышеприведенных правовых норм и принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что Головченко Е.Ю. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, а занимаемое Головченко Е.Ю. жилое помещение не отвечает требованиям, предъявляемым к жилому помещению по благоустройству.
Кроме того, суд сделал вывод, что истец был необоснованно снят с учета льготной категории граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений, поскольку не был обеспечен со стороны государства отдельным благоустроенным жилым помещением в связи с имеющейся у него льготой.
Судебная коллегия признает данные выводы суда правильными, исходя из следующего.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения должны отвечать установленным для них требованиям.
Согласно части 2 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства). Конкретные требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами.
Такие требования на момент возникновения спорных правоотношений были установлены Решением исполнительного комитета Орловского областного совета народных депутатов N 159 от 10.04.1987 N 159 "Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в области (п.46) и в настоящий момент установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Так разделом II Положения, установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Согласно пункту 12, входящему в этот раздел, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Помимо этого жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта (пункт 7 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ).
Согласно правовой позиции Верховного Суда отраженной в абзаце третьем пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", критерий благоустроенности жилого помещения имеет локальный характер и зависит от условий соответствующего населенного пункта, поскольку качественные характеристики жилищного фонда в субъектах РФ и муниципальных образованиях отличаются. Однако необходимо учитывать, что общие требования к благоустроенности жилого помещения определены указанным выше Положением, носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами РФ
Согласно пункта 7 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ, в качестве жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут использоваться только индивидуальные жилые дома и квартиры. Включение в указанный специализированный жилищный фонд комнат в коммунальной квартире или жилом доме законодательством не допускается. Часть жилого дома, часть квартиры и комната не могут быть включены в специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставлены им по договорам найма специализированного жилого помещения.
Следовательно, по смыслу правовой гарантии, установленной ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21.12.1996 (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются государством отдельным благоустроенным жилым помещением.
Судом первой инстанции было бесспорно установлено, что у Головченко Е.Ю. имеется в собственности жилая комната, по площади соответствующая социальной норме предоставления, действующей на момент обеспечения истца жилым помещением ( ст.38 ЖК РСФСР), однако, данное жилое помещение не является отдельным и оно не отвечает критерию благоустроенности применительно к городу Орлу, где имеется разветвленная сеть коммуникаций горячего водоснабжения и квартиры должны быть оснащены системой горячего водоснабжения.
Следовательно, право Головченко Е.Ю. как ребенка, оставшегося без попечения родителей, на получение от государства социальной гарантии в виде отдельного благоустроенного жилого помещения до настоящего времени не реализовано, в связи с чем на администрацию города Орла обоснованно была возложена обязанность обеспечить истца жилым помещением в соответствии с действующим законом.
Доводы апелляционных жалоб о том, что Головченко Е.Ю. не был включен в Список лиц данной категории, утверждаемый ежегодно, судебная коллегия признает несостоятельными, так как исходя из положений Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий.
Сам по себе факт учета лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения.
Ссылка в апелляционных жалобах на то, что предоставление истцу жилого помещения нарушит права и законные интересы других лиц, указанной категории, признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку действующее законодательство не содержит указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Довод апелляционных жалоб о том, что истец был обеспечен жилым помещением не может быть принят во внимание, поскольку не опровергает установленные судом первой инстанции обстоятельства о нуждаемости истца в жилом помещении, отвечающем требованиям, предъявляемым к жилому помещению в силу ст.ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановлению Правительства РФ от 28.012006 N 47 (в редакции от 08.04.2013 N311) "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Кроме того, наличие у истца на праве собственности жилой комнаты, не соответствующей по признаку благоустройства жилому помещению, не лишает истца, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, социальной защиты со стороны государства.
Другие доводы апелляционных жалоб по существу являются позицией истца, изложенной в иске, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г.Орла от 13 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации г. Орла, Департамента образования и молодежной политики Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Дело N 33-2310
Докладчик: Хомякова М.Е.
Судья: Гудкова Е.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
"дата" судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Корневой М.А.
судей Хомяковой М.Е., Герасимовой Л.Н.
при секретаре Комиссаровой А.Н.
в открытом судебном заседании в "адрес" рассматривала гражданское дело по иску Головченко Евгения Юрьевича к администрации "адрес" о восстановлении в очереди и предоставлении жилого помещения, по апелляционным жалобам администрации "адрес" и Департамента образования и молодежной политики "адрес" на решение Советского районного суда "адрес" от "дата", которым постановлено:
"Исковое заявление - удовлетворить.
Восстановить Головченко Евгения Юрьевича, "дата" года рождения в очереди (списках) граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений по категории "дети-сироты" и "дети, оставшиеся без попечения родителей".
Обязать администрацию "адрес" предоставить Головченко Евгению Юрьевичу, "дата" года рождения благоустроенное жилое помещение в "адрес", общей площадью не менее 28-33 кв.м. из специализированного жилищного фонда на состав семьи один человек".
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Хомяковой М.Е., объяснения представителя администрации "адрес" по доверенности ФИО5, поддержавшей доводы жалобы, представителя Департамента образования и молодежной политики "адрес", Департамента финансов "адрес" ФИО6, считавшей необходимым решение суда отменить, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда,
руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда "адрес" от "дата" оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации "адрес", Департамента образования и молодежной политики "адрес" - без удовлетворения.
Мотивированный тест апелляционного определения будет изготовлен в течение 5 дней с момента рассмотрения судебной коллегией апелляционной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.