судебная коллегия по гражданским делам
Орловского областного суда в составе:
председательствующего Циркуновой О.М.
судей Жидковой Е.В., Хомяковой М.Е.
при секретаре Шоренко М.А.
в открытом судебном заседании в г. Орле рассматривала гражданское дело по заявлению администрации г. Ливны Орловской области об отсрочке исполнения решения суда, постановленного по гражданскому делу по иску Ливенской межрайонной прокуратуры в интересах ЛЛЛ, ЗЗЗ к администрации г. Ливны Орловской области об обязании предоставить жилое помещение,
по частной жалобе администрации г. Ливны Орловской области на определение Ливенского районного суда Орловской области от 15 июля 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления администрации г.Ливны об отсрочке исполнения решения Ливенского районного суда Орловской области от 20 ноября 2012 года до поступления денежных средств из областного бюджета отказать".
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Жидковой Е.В., выслушав возражения на частную жалобу прокурора Териной Н.Н., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Администрация г. Ливны Орловской области обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Ливенского районного суда Орловской области от 20 ноября 2012 года, согласно которому суд обязал администрацию г. Ливны Орловской области предоставить ЛЛЛ, "дата" года рождения жилое помещение на территории г. Ливны Орловской области общей площадью не менее 28 - 33 квадратных метров по договору социального найма до "дата", а также предоставить ЗЗЗ "дата" года рождения жилое помещение на территории г. Ливны Орловской области общей площадью не менее 28 - 33 квадратных метров по договору социального найма до "дата".
В обоснование заявления указала, что исполнение судебных решений по вопросам предоставления жилых помещений по договорам социального найма в настоящее время не обеспечено финансированием из областного бюджета.
В соответствии с Законом Орловской области от 6 декабря 2007 года N727-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа" расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
В связи с чем администрацией города Ливны 16.05.2013 было направлено письменное обращение на имя губернатора области А.П. Козлова о дополнительном выделении денежных средств для приобретения жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма по решению суда.
По изложенным основаниям администрация г. Ливны просила суд отсрочить исполнение судебного решения до поступления денежных средств из областного бюджета на приобретение жилых помещений и дальнейшее их предоставление по договору социального найма.
Судом постановлено указанное определение.
В частной жалобе администрация г. Ливны Орловской области ставит вопрос об отмене определения суда, как незаконного.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что вопросы предоставления жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не относятся к вопросам местного значения.
Ссылается на то, что суд не дал оценку тому обстоятельству, что на обращение администрации города, Департамент образования, молодежной политики и спорта Орловской области, являющийся главным распорядителем бюджетных средств указал, что использование средств областного бюджета в целях предоставления жилого помещения детям-сиротам по договорам социального найма на основании решения суда является нецелевым использованием и что бюджетные средства на исполнение решений судов по обеспечению жильем детей-сирот будут изыскиваться и резервного фонда Губернатора Орловской области.
Таким образом, полагает, что администрация г.Ливны делает все возможное для исполнения решения суда.
Приводит доводы о том, что обжалуемым определением суд возложил ответственность за неисполнение решения суда на администрацию г. Ливны при отсутствии выделенных ей субвенций, тогда как судебные приставы будут взыскивать исполнительский сбор, что приведет к нарушению конституционных прав местного самоуправления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены определения суда.
В силу ст.434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст.203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Из анализа вышеприведённых норм права следует, что при решении вопроса об отсрочке и рассрочке исполнения судебного решения суд должен учитывать не только интересы должника, но и взыскателя, учитывать, что изменение сроков исполнения судебного решения должно быть обоснованным, основания такого изменения должны быть реальными.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в Определении от 18 апреля 2006 г. N104-О, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Материалами дела установлено, что решением Ливенского районного суда Орловской области от 20 ноября 2012 года были удовлетворены исковые требования Ливенского межрайонного прокурора в интересах ЛЛЛ, ЗЗЗ к администрации г. Ливны Орловской области об обязании предоставить жилое помещение. Суд обязал администрацию г. Ливны Орловской области предоставить ЛЛЛ, "дата" года рождения жилое помещение на территории г. Ливны Орловской области общей площадью не менее 28 - 33 квадратных метров по договору социального найма до "дата", а также предоставить ЗЗЗ "дата" года рождения жилое помещение на территории г. Ливны Орловской области общей площадью не менее 28 - 33 квадратных метров по договору социального найма до "дата".
Решение суда сторонами по делу не обжаловалось и вступило в законную силу.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, администрация г. Ливны фактически мотивировала его отсутствием денежных средств для исполнения решения суда.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к обоснованному выводу о том, что они не могут служить основанием для предоставления отсрочки исполнения решения, поскольку не являются исключительными.
Кроме того, исполнение органом местного самоуправления обязанности во внеочередном порядке обеспечить ЛЛЛ и ЗЗЗ, которые относятся к особой категории граждан, подлежащей государственной защите, жильем, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
Учитывая изложенное, а также необходимость соблюдения баланса интересов сторон, суд правомерно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявления администрации г. Ливны Орловской области об отсрочке решения суда.
Доводы жалобы фактически повторяют правовую позицию администрации г. Ливны, выраженную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, которой судом дана надлежащая правовая оценка при вынесении обжалуемого определения. Они не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, направлены на их переоценку, и не могут служить основанием к отмене обжалуемого определения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Ливенского районного суда Орловской области от 15 июля 2013 года оставить без изменения, а частную жалобу администрации г. Ливны Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.