судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Старцевой С.А.
судей Коротченковой И.И., Ларионовой С.В.
при секретаре Аксютич А.А.
в открытом судебном заседании в г. Орле рассмотрела гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 20" и Управлению образования администрации г. Орла о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства,
по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области на решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 4 сентября 2013года, которым постановлено:
"Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в иске к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 20" и Управлению образования администрации города Орла о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства отказать".
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Ларионовой С.В., возражения на жалобу представителя Управления образования администрации г.Орла по доверенности Георгиновой Н.А. и исполняющей обязанности директора Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 20" " ... "., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области обратилось в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 20" и Муниципальному образованию "город Орел" в лице Управления образования администрации г. Орла о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства.
В обоснование заявленных требований указывало, что в апреле 2013 года Управлением Роспотребнадзора была проведена плановая выездная проверка в отношении муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 20".
В ходе проверки было установлено, что МБДОУ "Детский сад N 20" допускаются нарушения требований санитарного законодательства, а именно: в нарушение п. 3.20 СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" асфальтовое покрытие на территории детского сада (вход на территорию детского сада, дорожки к зданию детского сада) имеет поврежденные участки (выбоины, дефекты); в нарушение п. 9.3 СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" здание детского сада не подсоединено к системе централизованной канализации г. Орла при ее наличии в данном районе.
Функции и полномочия учредителя учреждения "Детский сад N 20" осуществляет Муниципальное образование "Город Орел" в лице управления образования администрации города Орла, в обязанности которого входит финансовое обеспечение деятельности учреждения.
Однако ни самим юридическим лицом - муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад N 20", ни учредителем учреждения не предпринимаются меры по устранению нарушений санитарного законодательства, представляющие угрозу жизни и здоровью детей.
По указанным основаниям просило Управление образования администрации города Орла и Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 20" устранить указанные выше нарушения в срок до 01.09.2014.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе Управление Роспотребнадзора по Орловской области просит отменить решение суда и принять новое решение, удовлетворив заявленные требования.
Полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значения для дела.
Указывает, что муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад N20" допускаются нарушения требований санитарных правил, однако, ни самим юридическим лицом - муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад N20", ни учредителем учреждения не предпринимаются меры по устранению нарушений санитарного законодательства, представляющие угрозу жизни и здоровью детей.
Полагает, что несмотря на выданное им предписание от 24.04.2013 N200 для устранения нарушений выявленных СанПиН, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области вправе обратиться с указанным иском для устранения допущенных нарушений.
Ссылается на то, что судом не принято во внимание, что в рамках административного производства Управлением Роспотребнадзора по Орловской области реализовано право по привлечению к ответственности и выдачи предписания только в отношении юридического лица - муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N20", а право на предъявление требования к учредителю образовательного учреждения - Управлению образования администрации города Орла - в рамках административного производства не было и не могло быть реализовано Управлением Роспотребнадзора по Орловской области.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Частью 1 ст. 38 Конституции РФ гарантируется защита детства государством. В соответствии со ст. 11 ФЗ от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санигарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров.
Согласно ч. 3 ст. 39 ФЗ от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 11, ст. 12 ГК РФ, ст. 3 ГПК РФ предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области от 22.03.2013 N 572 была проведена плановая проверка МБДОУ "Детский сад N 20" (л.д. 7-8).
В ходе проверки 24.04.2013 было установлено, что МБДОУ "Детский сад N 20" допускаются нарушения требований санитарного законодательства:
В нарушение п. 3.20 СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" асфальтовое покрытие на территории детского сада (вход на территорию детского сада, дорожки к зданию детского сада) имеет поврежденные участки (выбоины, дефекты).
В нарушение п.9.3 СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" здание детского сада не подсоединено к системе централизованной канализации г. Орла при ее наличии в данном районе.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки N 199 от 24.04.2013, протоколом об административном правонарушении N 534 от 24.04.2013 и не оспаривались сторонами в судебном заседании.
Поскольку МБДОУ "Детский сад N 20" допускались нарушения требований санитарных правил, управлением Роспотребнадзора было выдано предписание N 200 от 24.04.2013, в котором содержатся требования устранения выявленных СанПиН, обеспечив восстановление поврежденного участка входа на территорию детского сада и дорожки к зданию и обеспечить подсоединение детского сада к городскому канализационному коллектору в срок до 10 августа 2014 года.
Поскольку управление Роспотребнадзора реализовало свое право на устранение выявленных нарушений путем выдачи предписания с указанием конкретного срока его исполнения - 10.08.2014, а доказательств уклонения ответчиками от выполнения предписания или его неисполнения в указанный срок суду представлено не было, суд обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Обосновывая свой вывод, суд первой инстанции правильно сослался на то, что ответчиками принимаются меры по исполнению предписания: составлен локальный сметный расчет на текущий ремонт асфальтового покрытия, заказана разработка проектной документации на присоединение наружных сетей канализации детского сада, сделан запрос на предоставление необходимого финансирования указанных работ путем включения в проект плана ремонта учреждений образования г. Орла в 2014 году.
В силу изложенного довод жалобы о том, что муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад N20" допускаются нарушения требований санитарных правил, однако, ни самим юридическим лицом - муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад N20", ни учредителем учреждения не предпринимаются меры по устранению нарушений санитарного законодательства, представляющие угрозу жизни и здоровью детей, не является основанием отмене решения суда, поскольку опровергается материалами дела.
Не влечет отмену решения суда и довод жалобы истца о том, что несмотря на выданное им предписание от 24.04.2013 N200 для устранения нарушений выявленных СанПиН, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области вправе обратиться с указанным иском для устранения допущенных нарушений, поскольку доказательств уклонения ответчиками от выполнения предписания суду представлено не было.
Другие доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу.
Нарушений норм материального и процессуального права судом допущено не было, в связи с чем, оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного решения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 4 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.