Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Сабаевой И.Н.
судей Георгиновой Н.А. и Зубовой Т.Н.
при секретаре Журавлевой И.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Орле в помещении Орловского областного суда гражданское дело по исковому заявлению М.Т.Д. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с постоянным проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
по апелляционной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 13 сентября 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования М.Т.Д. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости - удовлетворить.
Признать за М.Т.Д. право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской ЧАЭС" с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на 3 (три) года.
Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда в г.Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить М.Т.Д. выплату пенсии с "дата".
Взыскать с Государственного Учреждения -Управление Пенсионного Фонда в городе Орле и Орловском районе Орловской области в пользу М.Т.Д. расходы по уплате государственной пошлины в размере " ... " рублей ( " ... ")".
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Георгиновой Н.А., доводы представителя ответчика ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности П.И.В., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения на жалобу истца М.Т.Д., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
М.Т.Д. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование заявленных требований истец указывала, что при обращении к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсионный орган отказал ей в досрочном пенсионном обеспечении со ссылкой на то обстоятельство, что факт проживания истца в период с 01.01.2002 г. по 22.03.2013 г. в д. " ... " Орловского района Орловской области, которая относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, не подтвержден регистрацией по месту жительства.
Полагая отказ пенсионного органа в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, истец, с учетом уточнения заявленных требований, просила суд признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на три года, обязать ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить ей пенсию с "дата" года.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области против удовлетворения исковых требований возражала, ссылаясь на правомерность отказа пенсионного органа в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права.
Ссылается на отсутствие документального подтверждения постоянного проживания М.Т.Д. в зоне с льготным социально- экономическим статусом, а, следовательно, на отсутствие у нее права на досрочную трудовую пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года.
Полагает, что право на досрочное назначение пенсии не могло возникнуть у истца ранее вступления решения суда в законную силу, поэтому возложение на ответчика обязанности назначить и производить ей выплату пенсии по старости с "дата" противоречит нормам материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда, принятого в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Статьей 34 Закона РФ от 15.05. 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В связи с принятием Определения Конституционного Суда Российской Федерации N 403-О от 11.07.2006 г. назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 2 указанного Закона, местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 данного Закона, а также п. 4 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Из указанной нормы следует, что эта форма учета граждан в пределах Российской Федерации, носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" применяются: до 01.02.1998 года - Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 г. N 237-Р, с 01.02.1998 г. - Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. N 1582.
Согласно названным выше Перечням, населенный пункт- деревня " ... " Орловского района Орловской области отнесен к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Как видно из материалов дела и установлено судом, истец М.Т.Д., "дата" рождения, является уроженкой д. " ... " Орловского района Орловской области, с 23.09.1982 г. по 11.03.1991 г. была зарегистрирована в этом населенном пункте по месту жительства, однако с 12.03.1991 г. по день разрешения спора судом местом ее регистрации является "адрес" (л.д. 7-8).
По делу установлено, что "дата" истица обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в связи с постоянным проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Решением ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области от 16.07.2013 г. М.Т.Д. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия документального подтверждения её постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 01.01.2002 г. по 22.03.2013 г.
При этом, ответчиком учтено то обстоятельство, что истец имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии со старости по основанию, предусмотренному п.п.1 п.1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1- ввиду ее постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 26.04.1986 г. по 11.03.1991 г., что в совокупности дает ей право на досрочное пенсионное обеспечение по достижении возраста 48 лет (л.д. 6).
Несогласие с решением пенсионного органа от 16.07.2013 г. послужило основанием для обращения истца за судебной защитой своих прав.
Обращаясь в суд с настоящим иском, М.Т.Д. ссылалась на постоянное проживание в д. " ... " Орловского района Орловской области в период с 01.01.2002 г. по 22.03.2013 г., обусловливающее её право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона РФ "О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на три года с учетом включенного пенсионным органом периода ее проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 26.04.1986 г. по 11.03.1991 г.
Разрешая спор, суд первой инстанции проверил доводы истца и установил, что постоянное проживание М.Т.Д. на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в спорный период подтверждено представленными доказательствами, в частности, справкой администрации " ... " сельского поселения Орловского района Орловской области N от "дата", данными похозяйственных книг " ... " сельской администрации Орловского района за 2002 - 2006 г.г., свидетельством о государственной регистрации права собственности М.Т.Д. на жилой дом в д. " ... " Орловского района от 09.12.2008 г., справками ОГУП ОЦ "Недвижимость" N от "дата" и администрации " ... " сельского поселения Орловского района Орловской области N от 20.08.2013, квитанциями на оплату истцом коммунальных платежей по лицевым счетам за жилой дом в д. " ... " в период с 2007-2013 г. (л.д. 7,35-37,43, 47,52,72-125).
То обстоятельство, что М.Т.Д. в период с 01.01.2002 г. по 22.03.2013 г. постоянно проживала в д. " ... " Орловского района Орловской области подтвердили в суде свидетели Г.М.И., М.Т.А., Н.И.Е., достоверность показаний которых ответчиком не оспаривалась.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в период с 01.01.2002 г. по 22.03.2013 г. М.Т.Д. постоянно проживала в д. " ... " Орловского района Орловской области, т.е. на территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Установив, что в спорный период истец фактически проживала в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у М.Т.Д. возникло право на досрочное назначение пенсии в соответствии с положениями ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на три года.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил заявленные истцом требования, правомерно возложил на ответчика обязанность назначить М.Т.Д. досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения такого права, т.е. с "дата" года.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, основанными на верном толковании норм материального права, поэтому оснований для их переоценки не находит.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы об отмене решения ввиду отсутствия документального подтверждения проживания истца в спорный период времени на территории с льготным социально-экономическим статусом являются несостоятельными, поскольку совокупностью собранных по делу доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, установлен факт проживания М.Т.Д. в период времени с 01.01.2002 г. по 22.03.2013 г. в д. " ... " " ... " с/п Орловского района Орловской области.
Довод апелляционной жалобы о необоснованном возложении на ответчика обязанности назначить и производить истцу выплату пенсии с "дата" г., отклоняется судебной коллегией как основанный на неправильном толковании статьи 19 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающей, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Прочие доводы жалобы направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона, а потому не могут служить поводом к отмене постановленного решения.
Поскольку судом правильно применены нормы материального права, верно определены юридически значимые обстоятельства, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заводского районного суда г. Орла от 13 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.