судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Старцевой С.А.
судей Коротченковой И.И., Ларионовой С. В.
при секретаре Аксютич А.А.
в открытом судебном заседании слушала гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Орла, действующего в интересах
неопределенного круга лиц к МУП "Спецавтобаза по санитарной очистке г.Орла", МКУ "УКХ г. Орла" о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия,
по апелляционной жалобе администрации г. Орла на решение Заводского районного суда г.Орла от 4 сентября 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Советского района г. Орла, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Орла, МКУ "УКХ г.Орла о признании незаконным бездействия, обязании совершит действия, удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации г.Орла, выразившееся в непринятии мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов, находящихся в районе дома N 1 по ул.Челюскинцев, в овраге в районе домов N 215, 258 по ул.1ая Курская, в овраге по ул.Семинарская - в районе дома N 165 по ул. Новосильская г.Орла возле железнодорожного моста.
Обязать администрацию г.Орла в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу настоящего решения организовать сбор и вывоз бытовых отходов, расположенных в районе дома N 1 по ул.Челюскинцев, в овраге в районе домов N 215, 258 по ул.1ая Курская, в овраге по ул.Семинарская в районе дома N 165 по ул. Новосильская в г.Орле, возле железнодорожного моста.
В остальной части иска отказать".
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Ларионовой С.В., объяснения представителя администрации г.Орла по доверенности Ештокиной О.А., поддержавшей жалобу, возражения на жалобу старшего помощника прокурора Советского района г.Орла Шолоховой А.С., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Советского района г. Орла, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МУП "Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла", МКУ "УКХ г. Орла" о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия.
В обоснование требований указывал, что прокуратурой районов г.Орла совместно со специалистом Облэконадзора по Орловской области проведены проверки соблюдения требований норм законодательства об охране природы на территории г. Орла, в ходе которых установлено, что на территории Советского района г. Орла на обочинах муниципальных дорог находятся свалки бытовых отходов, автомобильные дороги не очищены от песка, окурков и листвы; свалки бытовых отходов, состоящих из полиэтиленовых пакетов, пластиковых предметов, картонных коробок, пластиковых и стеклянных бутылок, иного бытового мусора, были обнаружены на улицах Заводского района г. Орла; в Северном районе г. Орла расположены переполненные мусорные контейнеры, рядом с которыми находятся в большом количестве полиэтиленовые пакеты с отходами, пустая картонная тара, строительный мусор, пищевые - отходы, пластиковые бутылки и т.д.; на улицах Железнодорожного района г.Орла также установлено наличие свалок бытовых отходов.
В целях осуществления функций в сфере благоустройства города администрацией г. Орла создано Муниципальное казенное учреждение "Управление коммунальным хозяйством города Орла". В соответствии с Уставом МКУ "Управление коммунальным хозяйством г. Орла" осуществляет функции по размещению муниципальных заказов по содержанию и ремонту муниципального имущества, переданного учреждению в оперативное управление.
Кроме того, администрацией г.Орла создано Муниципальное унитарное предприятие "Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла", к одному из видов деятельности которого относится механизированная уборка проезжей части улиц города.
В нарушение требований норм законодательства об охране природы и безопасности дорожного движения МУП "Спецавтобаза по санитарной очистке г.Орла" не исполняет должным образом обязанности по санитарному содержанию и уборке в летний период улиц города Орла. Указанные факты бездействия Муниципального казенного учреждения "Управления коммунальным хозяйством города Орла" и МУП "Спецавтобаза по санитарной очистке города" нарушают право неопределенного круга лиц - жителей города на благоприятную окружающую среду и на условия, обеспечивающие безопасность дорожного движения. Наличие на проезжей и в прилотковой части по улицам города свалок бытового мусора значительно ухудшает экологическую обстановку в г.Орле, может нанести вред окружающей среде и явиться фактором вредного воздействия на неопределенный круг лиц, проживающих на территории города.
По указанным основаниям просил суд признать бездействие
МКУ "Управление коммунальным хозяйством г. Орла" и МУП "Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла" незаконным, обязать МКУ "Управление коммунальным хозяйством г. Орла" и МУП "Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла" исполнить в полном объеме комплекс мер, направленных на уборку бытовых отходов на территории улиц и муниципальных дорог г. Орла, а
именно: с перекрестка ул. Лужковская и пер. Половецкий в районе дома N 1 по пер. Половецкий; с перекрестка ул. Половецкой и пер. Половецкий напротив дома N 45 по ул. Половецкая; в районе дома N 1 по ул. Челюскинцев; в районе дома N 70 по ул. Лужковская; с перекрестка улиц Степная и Поселковая в районе дома N 42 по ул. Поселковая; в районе дома N 44 по ул. Яблочная; в районе дома N 60
по ул. Маяковского; в районе дома N 12 по ул. Федотова; в районе дома N 12 по ул. Рябиновая; в районе дома N 1 по ул. Германо; с обочин муниципальных дорог, расположенных по ул. Игнатова в районе домов N17,31,35; в районе дома N 4 по ул. Ленина; с муниципальных дорог по ул. Красноармейская, ул. Гуртьева, пл. Жукова; в районе дома N 132 по ул. 1-я Курская; из оврага в районе домов N 258, 215 по ул. 1-я Курская; напротив пескобазы МУП "Спецавтобаза" по ул. Новосильская, 18; из оврага по ул. Новосильское шоссе 2а рядом с ПГК "Гудок"; в месте съезда с ул. Новосильское шоссе на ул. Рельсовая; из оврага по ул.Семинарской около Железнодорожного моста; в районе домов N 132, 101 по ул. Пушкина; по трассе в направлении п.Залегощь.
Определением Заводского районного суда г. Орла от 13.08.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация г. Орла.
Прокурором Советского района г. Орла неоднократно уточнялись исковые требования и окончательно просила признать незаконным бездействие администрации г. Орла, МКУ "УКХ г. Орла", обязать ответчиков в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, исполнить в полном объеме комплекс мер, направленных на уборку бытовых отходов с территории улиц и муниципальных дорог г.Орла - в районе дома N 1 по ул. Челюскинцев, из оврага в районе домов N 258, 215 по ул-1-я Курская, из оврага по ул. Семинарской около Железнодорожного моста - в районе дома N 165 по ул. Новосильской г. Орла. Обстоятельства, изложенные в иске, подтвердила, просила заявленные требования удовлетворить.
Представитель ответчика администрации г. Орла по доверенности Егоркин В.В. иск не признал, полагая, что администрация города является ненадлежащим ответчиком, поскольку обязанности по содержанию улично - дорожной сети и уборке бытовых отходов возложены на МКУ "УКХ г. Орла". Указывал на то, что администрация не является распорядителем бюджетных средств, в связи с чем, не сможет профинансировать проведение соответствующих работ. Ссылался на заключение между МКУ "УКХ г. Орла" и ООО "Эко-Транс" муниципального контракта на вывоз мусора со стихийных свалок.
Судом постановлено оспариваемое выше решение.
В апелляционной жалобе администрация г.Орла просит об отмене решения суда, поскольку оно является незаконным и подлежит отмене ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права.
Указывает, что администрацией г. Орла организована работа по вывозу отходов, однако сама деятельность по их уборке возлагается на иные субъекты хозяйственной деятельности: МУП "УКХ г.Орла" и МУП "Спецавтобаза по санитарной очистке г.Орла".
Ссылается на то, что 22.09.2011 принята долгосрочная целевая программа "Экология города Орла на 2011-2015годы", основной целью которой является формирование экологической безопасности окружающей среды на территории г.Орла. Реализация данной Программы осуществляется посредством размещения заказов в установленном порядке и в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" за счет комплекса мероприятий, направленных на достижение поставленной цели. Муниципальным заказчиком выступает МКУ "УКХ г. Орла".
Полагает, что заявляя требования о понуждении к совершению действий, прокурор вмешивается в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, что является недопустимым в силу норм действующего законодательства.
Указывает и на то, что по адресам, указанным в решении суда, контейнеры для сбора мусора установлены, вывоз мусора осуществляется МУП "Спецавтобаза" по санитарной очистке г.Орла": по ул.1ая Курская контейнерные площадки установлены в районе домов: N 236-258 (почасовой вывоз мусора - среда), по ул. Новосильская контейнерная площадка установлена по ул.Пушкина дом N 182 которая непосредственно примыкает к ул. Новосильской. Контейнеры по ул.Челюскинцев установлены, вывоз мусора регулярно осуществляется специализированной организацией.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Статьей ст. 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ч. 1 ст. 8 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судом установлено, что проведенной прокуратурой Заводского района г. Орла совместно с Управлением по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора по Орловской области проверкой была выявлена несанкционированная свалка, расположенная в районе дома N 1 по ул. Челюскинцев на площади около 250-300 кв.м., что подтверждается актом от 17.04.2013 и фотоматериалами (т. 1 л.д., 16, 21-24).
Прокуратурой Железнодорожного района г. Орла 18.04.2013 совместно со специалистом Орелэконадзора выявлены несанкционированные свалки в овраге в районе домов N 258, 215 по ул. 1-я Курская, на площади около 200 кв.м., объемом 50 куб.м., в овраге по ул. Семинарской около Железнодорожного моста на площади около 70 кв.м., объемом 40 куб.м., что также подтверждается актом и фотоматериалами (т. 1 л.д. 37, 38-62).
С целью проверки наличия стихийных свалок в указанных прокурором местах судом проводилось выездное судебное заседание, в ходе которого установлено, что несанкционированная свалка в районе домов N 215, 258 по ул.1 -Курская г. Орла представляет собой единое место складирования отходов расположенное в овраге; свалка в овраге по ул.Семинарской около Железнодорожного моста находится в районе дома N 165 по ул. Новосильской г. Орла(т.2 л.д. 59-62).
Из Устава МКУ "УКХ г. Орла" следует, что учреждение в сфере управления имуществом, переданным в оперативное управление, выступает заказчиком и осуществляет размещение муниципальных заказов по содержанию и ремонту муниципального имущества (п. 3.2.2), осуществляет контрольные функции за исполнением муниципального заказа (п. 3.2.4), контроль за выполнением мероприятий по санитарному содержанию" скверов, парков и другого имущества, находящегося в оперативном управлении Учреждения (п. 3,2.6), контроль за выполнением МКИ "Спецавтобаза по санитарной очистке г.Орла" работ по содержанию улично-дорожной сети (п. 3.2.13). Управление муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла закрепляет за Учреждением имущество на праве оперативного управления. Земельные участки, закрепленные за Учреждением находятся в постоянном (бессрочном) пользовании (п.4.1). Согласно п. 4,3 Учреждение в отношении имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника имущества и назначением этого имущества (т. 1 л.д. 85-91).
Из информации администрации г. Орла от 17.06.2013 N 6/7887 следует, что земельные участки, на которых находятся свалки, расположенные в районе дома N 1 по ул. Челюскинцев (кадастровый квартал 57:25:0021523), оврага в районе домов N 258, 215 по ул. 1-я Курская (кадастровый квартал 57:25:0031046), оврага по ул. Семинарской около Железнодорожного моста - в районе дома N 165 по ул. Новосильской г. Орла (кадастровый - квартал 57:25:0030757) расположены на землях, государственная собственность на которые не разграничена (т. 1 л.д. 225-226).
Данный факт подтверждается и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними (т.2 л.д.14).
Из представленных суду материалов также следует, что 05.08.2013 между МКУ "УКХ г. Орла" и ООО "Эко-Транс" заключен муниципальный контракт N 148, предметом которого является вывоз мусора со стихийных свалок в пределах границ муниципального образования г. Орел. Цена контракта 1192 190 руб. 02 коп. Срок окончания выполнения работ подрядчиком - 15.11.2013. Локальной сметой к договору предусмотрено выполнение работ по погрузке мусора погрузчиком из куч, вывоз мусора на свалку. Однако конкретные адреса проведения работ контрактом не предусмотрены (т.2 л.д. 173-182).
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Несанкционированное складирование бытовых отходов оказывает негативное воздействие на почву и атмосферный воздух.
Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Доказательств выполнения обязанности по ликвидации несанкционированного складирования бытовых отходов и мусора в местах расположенных в районе дома N 1 по ул. Челюскинцев, в овраге в районе домов N 215, 258 по ул.1ая Курская, в овраге по ул.Семинарская в районе дома N 165, ответчиком суду не представлено.
Установив изложенные обстоятельства, а также то, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных, отходов, относится к компетенции администрации г. Орла и данная обязанность в силу приведенных норм законодательства, распространяется и на земельные участки, расположенные в черте города, государственная собственность на которые не разграничена, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Советского района г.Орла.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что администрация г.Орла исполнила обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов путем наделения полномочиями по решению данного вопроса МКУ "УКХ г.Орла", не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные обстоятельства не освобождают администрацию г. Орла от выполнения предусмотренных законом обязанностей.
Ссылка в жалобе на то, что администрация г. Орла как орган управления, осуществляющий организацию деятельности в области обращения с отходами, принимает соответствующие нормативные акты, определяет объемы финансирования, не является основанием для отмены решения, поскольку не опровергает выводы суда о законности и обоснованности требований прокурора Советского района г.Орла.
Доводы жалобы о том, что по адресам, указанным в решении суда, контейнеры для сбора мусора установлены, вывоз мусора осуществляется МУП "Спецавтобаза" по санитарной очистке г.Орла": по ул.1ая Курская контейнерные площадки установлены в районе домов: N 236-258 (почасовой вывоз мусора - среда), по ул. Новосильская контейнерная площадка установлена по ул.Пушкина дом N 182 которая непосредственно примыкает к ул. Новосильской. Контейнеры по ул.Челюскинцев установлены, вывоз мусора регулярно осуществляется специализированной организацией не являются основаниями к отмене решения суда, поскольку опровергается протоколом выездного судебного заседания от 02.07.2013 и фотоматериалами к нему(л.д.59-61,т.2).
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции обоснованными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым была дана правильная оценка, отвечающая требованиям ст. 67 ГПК РФ.
Остальные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, аналогичные доводы исследовались судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не допущено.
С учетом изложенного постановленное по делу решение районного суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заводского районного суда г.Орла от 4 сентября 2013года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г.Орла- без удовлетворения.
Председательствующий - судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.