судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе
Председательствующего Елагиной Т.В.
судей Ирышковой Т.В., Земцовой М.В.
при секретаре Снежкиной О.И.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу Ирышковой Т.В. дело по апелляционной жалобе Ионовой О.А. на решение Каменского городского суда Пензенской области от 19 августа 2013 года, которым постановлено:
В иске Ионовой О. А. к администрации г. Каменки Каменского района Пензенской области об отмене постановления, о понуждении предоставить двухкомнатную квартиру по договору социального найма отказать.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истицы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Ионова О.А. обратилась в суд с иском к администрации г. Каменки Каменского района Пензенской области, указав, что решением Каменского городского суда Пензенский области от 6августа 2012 года на администрацию г. Каменки Пензенской области возложена обязанность по предоставлению ей жилого помещения по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к населённому пункту "данные изъяты", отвечающее санитарном и техническим требованиям.
Считает, что она имеет право на получение двухкомнатной квартиры по договору социального найма, так как ДД.ММ.ГГГГ у нее родился сын ФИО1, однако постановлением администрации г. Каменки Каменского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ N ей была предоставлена однокомнатная квартира в "адрес".
Ссылаясь на п. 1 ст. 58 ЖК РФ, просила суд отменить постановление администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ей однокомнатной, квартиры по адресу: "адрес" на состав семьи 1 человек. Обязать администрацию "адрес" предоставить ей двухкомнатную квартиру по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенную, применительно к населённому пункту "данные изъяты".
Каменский городской суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец Ионова О.А. просила отменить решение суда и принять по делу новое решение, которым удовлетворить ее иск.
Считает, что ответчик незаконно отказал ей в предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом наличия у нее малолетнего сына. Она не писала согласия о заселении в однокомнатную квартиру.
Считает, что при постановлении решения суд не принял во внимание положения ст. 58 ЖК РФ, суд неправомерно сослался на Закон Пензенской области от 28 декабря 2012 года; не учел, что она подала заявление в орган местного самоуправления о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ДД.ММ.ГГГГ, то есть до принятия нового закона, ущемляющего ее права на получение жилого помещения по договору социального найма.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Ионова О.А., поддержав доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить, вынести новое решение, которым полностью удовлетворить ее исковые требования.
Представитель ответчика Администрации г. Каменка Каменского района Пензенской области и представитель третьего лица Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела были извещены, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем, в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть данное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истицы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ионова О.А. обратилась в администрацию г. Каменки Каменского района Пензенской области с заявлением о постановке её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании отсутствия жилого помещения и ввиду того, что она относится к категории граждан - дети-сироты, указала о наличии супруга ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г. р.
Постановлением администрации г. Каменки Каменского района от ДД.ММ.ГГГГ N Ионова О.А. поставлена на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством).
Решением Каменского городского суда Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию г. Каменки Каменского района Пензенской области возложена обязанность по предоставлению Ионовой О. А. жилого помещения по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенного, применительно к населенному пункту г. Каменки Каменского района Пензенской области, отвечающего санитарным и техническим требованиям.
Во исполнение решения суда постановлением администрации г. Каменки Каменского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ N Ионовой О.А. предоставлено жилое помещение - однокомнатная квартира общей площадью "данные изъяты" кв.м. в доме "адрес" по договору социального найма.
По мнению истицы, указанное постановление подлежит отмене, а ей в соответствии с положениями ст. 58 ЖК РФ следует предоставить двухкомнатную квартиру, с учетом наличия у нее сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований истицы, суд первой инстанции сослался на то обстоятельство, что требования истицы не основаны на положениях действующего законодательства.
Так, в соответствии с частью 1статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 57 ЖК РФ.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 8 (абзац второй пункта 1) указанного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.) было установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно статье 5 Закона Пензенской области от 12.09.2006 г. N 10-98-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями" в редакции от 28.12.2012 N 2333-ЗПО детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта квартиры или жилые дома специализированного жилищного фонда по договорам найма жилых специализированных помещений (с 01.01.2013г.) общей площадью жилого помещения, равной 30 квадратным метрам.Указанная норма предоставления жилого помещения по договору социального наймаобщей жилой площади равной 30 квадратным метрам было предусмотрено ст. 4-1, введенной Законом Пензенской области от 10.05.2011г. N 2068-ЗПО.
С учетом установленных судом обстоятельств и приведенных в решении норм материального права, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истцы о возложении на администрацию г. Каменки Каменского района Пензенской области обязанности предоставить ей двухкомнатную квартиру по договору социального найма и отмене постановление администрации г. Каменки Каменского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ей однокомнатной квартиры по адресу: "адрес" на состав семьи 1 человек.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом при разрешении спора норм материального права судебная коллегия расценивает, как несостоятельные, ввиду ошибочного толкования истицей положений действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1203 (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.), предусматривалось предоставление и распределение из федерального бюджета таких субсидий только для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством).
Таким образом, предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений во внеочередном порядке являлось льготой, которая носила адресный характер и была направлена на обеспечение органом исполнительной власти жилым помещением по договору социального найма именно указанной категории лиц.
Поскольку установление тех или иных льгот, а также определение круга лиц, на которых они распространяются, относится к прерогативе законодателя, постольку расширение круга лиц, пользующихся льготой, также относится к компетенции законодателя.
Учитывая, что федеральным законодательством не предусматривалось распространение льготы по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма на членов семей указанных категорий граждан, при предоставлении жилого помещения этим гражданам члены их семей учету не подлежали. Законом Пензенской области также не было предусмотрено предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом членов их семей.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда, основаны на неправильном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Тогда как у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки этих доказательств.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для отмены по доводам апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Каменского городского суда Пензенской области от 19 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ионовой О.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.