Апелляционное определение СК по гражданским делам Пензенского областного суда от 05 ноября 2013 г.
(Извлечение)
судебная коллегия по гражданским делам
Пензенского областного суда
в составе:
председательствующего Прошиной Л.П.
и судей Макаровой С.А., Бабаняна С.С.
при секретаре Жуковой О.М.
заслушали в открытом судебном заседании по докладу судьи Прошиной Л.П. дело по апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области на решение Кузнецкого районного суда Пензенской области от 13 августа 2013г., которым постановлено:
Исковые требования Болоновой Е.Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области - удовлетворить.
Признать решение ГУ - УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области, оформленное протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации прав граждан Государственного учреждения - Пенсионный фонд РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области N "данные изъяты" от "данные изъяты" г. незаконным в части отказа Болоновой Е.Г. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости и во включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, периодов работы в "данные изъяты" (после реорганизации в "данные изъяты" Кузнецка) по совместительству: с 01.12.2005 г. по 31.08.2008 - в должности учителя, с 01.09.2008 г. по 31.08.2009 г. в должности учителя и воспитателя, возложив на ГУ - УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области обязанность - включить указанные периоды Болоновой Е.Г. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение - Пенсионный фонд РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области назначить Болоновой Е.Г. досрочную трудовую пенсию по старости, начиная с даты подачи заявления - с 08.05.2013 г.
Заслушав доклад судьи Прошиной Л.П., объяснения представителя ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области Сукова О.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Болонова Е.Г. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в обоснование исковых требований указала, что 08.05.2013 обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области N "данные изъяты" от "данные изъяты" ей было отказано в назначении трудовой пенсии по старости по причине недостаточности специального стажа.
При этом в специальный стаж не были включены периоды работы в должности социального педагога в "данные изъяты" (реорганизована в "данные изъяты" г. Кузнецка) с 03.08.2005 по 31.08.2009, поскольку согласно п.11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 871 работа в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29.10.2002 года N 871, работа в должности социального педагога засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С данным решением она не согласна, поскольку в указанный период она имела педагогическую нагрузку.
Просила признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области N "данные изъяты" от "данные изъяты" об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным; обязать ГУ УПФР по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области засчитать в ее специальный трудовой стаж период работы с 03.08.2005 по 31.08.2009, назначить ей трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с момента обращения за ее назначением, т.е. с 08 мая 2013года.
В судебном заседании Болонова Е.Г. уточнила исковые требования, просила признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району N "данные изъяты" от "данные изъяты" г. незаконным; обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж период её работы с 01.12.2005 по 31.08.200, обязав ответчика назначить ей трудовую пенсию по старости, со дня подачи заявления, т.е. с 08 мая 2013.
Кузнецкий районный суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Полагает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и законодательству.
В возражениях на апелляционную жалобу Болонова Е.Г., считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда как принятого в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и нормами материального и процессуального права.
Статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 названного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, содержащий должности "учитель" и "воспитатель", и наименование учреждения "образовательные учреждения: школы всех наименований".
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, периоды выполнявшейся работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы, начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Как следует из материалов дела, в специальный стаж истца Болоновой Е.Г. не был включен период ее работы с 03.08.2005 по 31.08.2009 в должности социального педагога в "данные изъяты" (реорганизована в "данные изъяты" г. Кузнецка), поскольку работа в должности социального педагога засчитывается в стаж работы только при ее выполнении в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а приказ о работе в указанный период в должностях воспитателя и учителя по совместительству отсутствуют.
Удовлетворяя исковые требования Болоновой Е.Г., суд обоснованно руководствовался постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 N191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений", согласно которому норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена 18 часов в неделю учителям 5 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений (в том числе кадетских школ); 30 часов в неделю - воспитателям в группах продленного дня общеобразовательных учреждений, в пришкольных интернатах.
Исследовав представленные истцом документы, суд пришел к правильному выводу о том, что Болонова Е.Г., работая в спорный период социальным педагогом, по совместительству выполняла работу учителя - с 01.12.2005 г. по 31.08.2008 г., учителя и воспитателя - с 01.09.2008 г. по 31.08.2009 г., при этом несла полную педагогическую нагрузку за ставку заработной платы.
В подтверждение данного вывода суд обоснованно сослался на выписку из приказа "данные изъяты" от 21 ноября 2005 г. N 175 "Об увеличении нагрузки", согласно которому Болоновой Е.Г. дополнительно протарифицировано 8 часов русского языка и литературы в 8 "А" классе с 21.11.2005 г., выписку из приказа от 29 ноября 2005 г. N 187 "Об изменении нагрузки", согласно которому Болоновой Е.Г. изменена нагрузка воспитателя (16 часов) с 01.11.2005 г., выписку из приказа от 30 ноября 2005 г. N 189 "Об увеличении нагрузки", согласно которому Болоновой Е.Г.дополнительно протарифицировано 6 часов истории в 7 "А", 8 "А", 8 "Б" классах с 30.11.2005 г., а также карточку-справку за 2005 год, из которой усматривается нагрузка Болоновой Е.Г. в качестве учителя, воспитателя, а также начисление ей заработной платы.
Кроме того, наличие педагогической нагрузки Болоновой Е.Г. на 2006-2007 учебный год, 2007 -2008 учебный год, 2008- 2009 учебный год подтверждается выпиской из приказа N 140/1 от 01 сентября 2006 г. "О нагрузке педагогических работников на 2006-2007 учебный год" (18 часов); выпиской из приказа N "данные изъяты" от "данные изъяты" г. "О нагрузке педагогических работников на 2007-2008 учебный год" (18 часов); приказами N 123/1 от 01 сентября 2008 г. N 123 от 01 сентября 2008 г. "О нагрузке педагогических работников на 2008-2009 учебный год" (17 часов).
Отсутствие в исследованных судом приказах за период с 2005 г. по 2008 г. указания работодателем на факт выполнения работы Болоновой Е.Г. по совместительству, как правильно указал суд, не может умалять права Болоновой Е.Г. на пенсионное обеспечение.
Доказательств, опровергающих указанные сведения, ответчиком не представлено.
Принимая во внимание, что с учетом включения в специальный стаж истца периодов работы с 01.12.2005 г. по 31.08.2008 - в должности учителя, с 01.09.2008 г. по 31.08.2009 г. в должности учителя и воспитателя по совместительству в "данные изъяты" (после реорганизации "данные изъяты"), специальный стаж Болоновой Е.Г. на момент обращения за назначением пенсии (08.05.2013) составлял 25 лет, суд обоснованно удовлетворил иск в части возложения на ответчика обязанности по назначению Болоновой Е.Г. пенсии с момента ее обращения с соответствующим заявлением в пенсионный орган.
Доводы жалобы аналогичны позиции представителя ответчика в суде первой инстанции, оценка которым дана судом с учетом обстоятельств дела и требований действующего законодательства. По существу, выражая несогласие с выводами суда, они их не опровергают и сводятся к ошибочному толкованию норм права.
При таких обстоятельствах решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кузнецкого районного суда Пензенской области от 13 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.