Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Крайниковой Т.В.
судей Шароглазовой О.Н., Павлуцкой С.В.
при секретаре Клюгер Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Артема в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Артемовского городского округа о возложении обязанности
по апелляционной жалобе представителя администрации Артемовского городского округа - Минаевой Н.В.
на решение Артемовского городского суда Приморского края от 13 июня 2013 года, которым на администрацию Артемовского городского округа возложена обязанность устранить выявленные нарушения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений на гидротехническом сооружении "Пушкаревское водохранилище", за счет средств бюджета Артемовского городского округа в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в силу, для чего возложена обязанность:
- создать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехническом сооружении "Пушкаревское водохранилище",
- заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта - гидротехнического сооружения "Пушкаревское водохранилище" - за причинение вреда в результате аварии,
- разработать, составить и утвердить в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения "Пушкаревское водохранилище".
Заслушав доклад судьи Шароглазовой О.Н., пояснения представителя администрации Артемовского городского округа Минаевой Н.В., поддержавшей доводы жалобы, прокурора Есина А.М., полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Артем обратился в суд с названным иском, в обоснование которого указал, что в ходе проведенной прокуратурой г. Артема проверки соблюдения законодательства об обеспечении безопасности (антитеррористической защищенности) гидротехнических сооружений установлено, что относящееся к муниципальной собственности Артемовского городского округа гидротехническое сооружение "Пушкаревское водохранилище" не имеет декларации безопасности, являющейся основным документом, содержащим сведения о его соответствии критериям безопасности, что нарушает требования Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
Учитывая изложенное, прокурор просил обязать администрацию Артемовского городского округа устранить выявленные нарушения, в рамках чего за счет средств бюджета Артемовского городского округа в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в силу: создать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехническом сооружении "Пушкаревское водохранилище"; заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта - гидротехнического сооружения "Пушкаревское водохранилище" - за причинение вреда в результате аварии; разработать, составить и утвердить в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения "Пушкаревское водохранилище".
В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представитель ответчика иск не признала, ссылаясь на то обстоятельство, что в настоящее время решается вопрос о передаче указанного объекта в собственность Российской Федерации либо собственность Приморского края. Указывает на надлежащее функционирование объекта и оборудование системы оповещения об авариях.
Судом постановлено указанное решение, на которое представителем администрации Артемовского городского округа подана апелляционная жалоба с требованием об отмене решения суда и принятии нового, об отказе в удовлетворении иска. Ссылается на принятие необходимых мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения.
В поданных на апелляционную жалобу возражениях прокурор просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Выслушав пояснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших на неё возражений, проверив материалы дела в их пределах в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что в собственности у администрации Артемовского городского округа находится гидротехническое сооружение на Пушкаревском водохранилище, которое относится к потенциально опасным объектам и на котором администрация Артемовского городского округа обязана создать локальную систему оповещения.
Статьей 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" предусмотрено, что эксплуатирующей организацией является государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение.
Согласно ст. 9 указанного выше закона собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Как следует из ст. 10 вышеназванного закона и Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 N 1303, на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в установленном законодательством Российской Федерации порядке в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Поступление в указанный орган декларации безопасности гидротехнического сооружения, разрабатываемой в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, либо утверждение таким органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его восстановление или консервацию.
Судом установлено, что в нарушение перечисленных выше норм законодательства, ответчиком не проведена разработка и согласование декларации безопасности, не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности, не созданы локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехническом сооружении.
Наличие указанных нарушений подтверждается материалами дела, из которых следует, что мер к устранению данных нарушений ответчиком не принимается. Доказательств, подтверждающих, что указанные в исковом заявлении мероприятия проведены и нарушения устранены, ответчиком не представлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что бездействие ответчика создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, и создает опасность возникновения чрезвычайной ситуации, вследствие чего суд правильно обязал администрации Артемовского городского округа осуществить предусмотренные законом мероприятия, относящиеся к его компетенции.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иное толкование норм материального и процессуального права, других доказательств суду не представлено, нарушений, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
При таких обстоятельствах принятое по делу решение является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Артемовского городского суда Приморского края от 13 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Артемовского городского округа - Минаевой Н.В.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.