Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Королевой Е.В., Туктамышевой О.В.
при секретаре Петровой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Садридинова Д.А. об оспаривании решения жилищно-бытовой комиссии ФГКУ УВО УМВД России по Приморскому краю по апелляционной жалобе заявителя на решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 22 июля 2013 года, которым заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Королевой Е.В., объяснения Садридинова Д.А., его представителя - Гайдук Л.А., представителя ФГКУ УВО УМВД России по Приморскому краю - Смирновой Р.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Садридинов Д.А. обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что с 30 октября 1978 года по 28 октября 1980 года проходил службу в Вооруженных силах, а с 29 октября 1980 года по 7 сентября 2011 года в органах внутренних дел РФ. Стаж службы заявителя в органах внутренних дел по состоянию на 7 сентября 2011 года составил 32 года 9 месяцев 14 дней в календарном исчислении. В период прохождения службы как нуждающийся в улучшении жилищных условий был включен в список на улучшение жилищных условий Советского РУВД города Владивостока, а в дальнейшем - в список на улучшение жилищных условий УМВД России по городу Владивостоку. С 2004 года с супругой и двумя детьми проживает в коммунальной квартире, принадлежащей на праве собственности супруге. Иных жилых помещений не имеет. Неоднократно обращался в УВД по Приморскому краю с заявлением о выдаче жилищного сертификата, о выдаче беспроцентной ссуды, единовременной социальной выплаты на приобретение жилья. 31 января 2013 года обратился с заявлением о принятии его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением ЖБК ФГКУ УВО УМВД России по Приморскому краю, закрепленным в протоколе N 10 от 22 марта 2013 года и утвержденным распоряжением ФГКУ УВО УМВД России по Приморскому краю N 36 от 25 марта 2013 года, Садридинову Д.А. в удовлетворении заявления было отказано с указанием на то, что он не подтвердил принятие его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, а представленная справка N 15/6 от 25 января 2013 года о том, что Садридинов Д.А. в списках сотрудников, состоящих на улучшение жилищных условий УМВД России по городу Владивостоку, значится под номером 42, выдана ошибочно. С указанным решением и распоряжением об утверждении данного решения заявитель не согласился, указал, что одновременно с заявлением о постановке на учет предоставил все предусмотренные законом документы. Просил признать недействительным указанное решение ЖБК ФГКУ УВО УМВД России по Приморскому краю, возложить на ФГКУ УВО УМВД России по Приморскому краю обязанность принять Садридинова Д.А. и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.
В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ФГКУ УВО УМВД России по Приморскому краю возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что документы, подтверждающие принятие Садридинова Д.А. на учет до 1 марта 2005 года в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, заявителем представлены не были, соответственно, основания для принятия заявителя на учет отсутствовали.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласился Садридинов Д.А., им подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда со ссылкой на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене с принятием нового решения в силу следующего.
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел РФ, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан РФ, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются нормами Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
На основании части 1 статьи 6 указанного Федерального закона гражданам РФ, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Тем сотрудникам, гражданам РФ, которые в соответствии с частью 1 этой статьи имеют право на получение жилого помещения жилищного фонда РФ по договору социального найма, по их желанию может быть взамен предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения (часть 2 указанной статьи).
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее Правила).
Пунктом 5 Правил определено, что принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась. К заявлению прилагаются необходимые документы.
Решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил. Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа (пункт 15 Правил).
На основании пункта 16 Правил отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
Из материалов дела следует, что Садридинов Д.А. с 29 октября 1980 года по 7 сентября 2011 года проходил службу в органах внутренних дел РФ (л.д. 23).
31 января 2013 года Садридинов Д.А. обратился в жилищно-бытовую комиссию ФГКУ УВО УМВД России по Приморскому краю с заявлением о принятии его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением жилищно-бытовой комиссии ФГКУ УВО УМВД России по Приморскому краю от 22 марта 2013 года заявителю отказано в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, так как представленная справка N 15/6-650 от 25 января 2013 года, подтверждающая, что Садридинов Д.А. значится в списках сотрудников, состоящих на улучшение жилищных условий УМВД России по городу Владивостоку под N 42, подписанная председателем жилищно-бытовой комиссии УМВД России по городу Владивостоку, признана выданной ошибочно. Иные документы, подтверждающие принятие Садридинова Д.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, к заявлению не приложены.
Отказывая в удовлетворении заявления Садридинова Д.А., суд указал, что оспариваемое решение жилищно-бытовой комиссии является законным, поскольку, Садридинов Д.А. не подтвердил факт принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях до 1 марта 2005 года.
С данным выводом нельзя согласиться, так как он противоречит фактическим обстоятельствам дела, что в силу пункта 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ является основанием для отмены решения суда.
Как правильно указано судом, Садридинов Д.А., обратившись с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, в подтверждение того, что он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, представил справку N 15/6-650 от 25 января 2013 года, подписанную председателем ЖБК УМВД России по городу Владивостоку Тихоновым К.В. Согласно данному документу заявитель значится в списках сотрудников, состоящих на улучшение жилищных условий УМВД России по городу Владивостоку, под номером 42.
По запросу ФГКУ УВО УМВД России по Приморскому краю, направленному в целях проверки достоверности представленных заявителем сведений, 11 марта 2013 года председателем ЖБК УМВД России по городу Владивостоку Тихоновым К.В. дан ответ N 15/5-2431 о том, что справка от 25 января 2013 года выдана ошибочно. Садридинов Д.А. в списках сотрудников, состоящих на улучшение жилищных условий УМВД России по городу Владивостоку, не значится. Учетного дела нет. Есть запись в электронном списке по состоянию на 22 июля 2010 года индивидуального учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечении их жилой площадью УВД по городу Владивостоку, где Садридинов Д.А. находится под номером 42.
Признавая ответ от 11 марта 2013 года не подтверждающим принятие Садридинова Д.А. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, жилищно-бытовая комиссия ФГКУ УВО УМВД России по Приморскому краю, поставила под сомнение правомерность нахождения заявителя в электронном списке по причине отсутствия, предусмотренных Приказом МВД РФ от 24 мая 2003 года N 345 "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел", первичных документов учета: решения жилищно-бытовой комиссии органа внутренних дел по месту службы заявителя о постановке на учет и записи в Книге учета.
Выходя за рамки своей компетенции, комиссия не учла, что распоряжением УВО при УВД по Приморскому краю N 64 от 27 июля 2011 года на управление вневедомственной охраны Управления МВД РФ по городу Владивостоку возлагалась обязанность восстановить учетные данные о сотрудниках, работниках, пенсионерах подразделений вневедомственной охраны города Владивостока, состоящих на учете до 1 января 2004 года в качестве нуждающихся в предоставлении жилья и улучшении жилищных условий. Во исполнение указанного распоряжения и.о. начальника Управления вневедомственной охраны по городу Владивостоку 31 августа 2011 года на имя начальника УМВД города Владивостока письмом N 2356 сообщил, что к 31 августа 2011 года удалось восстановить фамилии семи сотрудников. Прапорщиком Садридиновым Д.А., ранее проходившим службу в ОВО при ОВД Советского района города Владивостока, была предоставлена копия справки N 38 от 1 марта 2005 года Советского РУВД города Владивостока о том, что он в списке на улучшение жилищных условий Советского РУВД значится под номером 59 (л.д. 26).
Следовательно, информация о включении Садридинова Д.А. в список лиц, нуждающихся в жилых помещениях, составленный жилищно-бытовой комиссией УМВД по городу Владивостоку, была внесена не произвольно, а на основании сведений о постановке заявителя на жилищный учет, полученных в результате работы по восстановлению утраченных учетных дел.
Соглашаясь с выводами жилищно-бытовой комиссии, суд оставил без внимания тот факт, что обе представленные справки фактически свидетельствуют о включении Садридинова Д.А. в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, о чем свидетельствует электронный список индивидуального учета. Проверка правомерности включения Садридинова Д.А. в указанный список не входит в полномочия жилищно-бытовой комиссии ФГКУ УВО УМВД России по Приморскому краю в рамках процедуры проверки представленных заявителем сведений. Законность и обоснованность включения Садридинова Д.А. в список никем не оспаривалась, с учета в установленном законом порядке Садридинов Д.А. не снимался.
При указанных обстоятельствах, вывод суда о соответствии решения жилищно-бытовой комиссии ФГКУ УВО УМВД России по Приморскому краю от 25 марта 2013 года закону, нельзя признать обоснованным, что в силу положений части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ влечет за собой удовлетворение заявления Садридинова Д.А. с возложением на ФГКУ УВО УМВД по Приморскому краю обязанности принять заявителя и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 22 июля 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение. Заявление Садридинова Д.А. удовлетворить. Решение жилищно-бытовой комиссии ФГКУ УВО УМВД по Приморскому краю N 10 от 22 марта 2013 об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденное распоряжением ФГКУ УВО УМВД России по Приморскому краю N 36 от 25 марта 2013 года - признать незаконным.
Обязать ФГКУ УВО УМВД по Приморскому краю принять Садридинова Д.А. и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.