Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Степановой Е.В.
судей Важениной Н.С., Шароглазовой О.Н.
с участием прокурора Ровенко В.В.
при секретаре Крюгер Т.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лесозаводского межрайонного прокурора к администрации Лесозаводского городского округа о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки на территории Лесозаводского городского округа
по апелляционной жалобе администрации Лесозаводского городского округа
на решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 24 июля 2013 года, которым исковые требования удовлетворены в полном объеме: суд обязал администрацию Лесозаводского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку бытового мусора расположенную в "адрес" ( ... ); администрации Лесозаводского городского округа установил срок исполнения решения суда до 01.10.2013.
Заслушав доклад судьи Важениной Н.С., выслушав прокурора, просившего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лесозаводский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации Лесозаводского городского округа о возложении на администрацию Лесозаводского городского округа обязанности принять меры к ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории "адрес", в целях устранения нарушений прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.
В обоснование своего требования прокурор указал, что проведенной прокуратурой проверкой выявлено, что на открытой территории, "адрес", находится несанкционированная свалка отходов объемом около 10 кубических метров.
Ссылаясь на то, что скопление бытового мусора на территории Лесозаводского городского округа не отвечает требованиям ФЗ "Об охране окружающей среды", ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а организация сбора, вывоза бытовых отходов от населения является обязанностью органа местного самоуправления, просил обязать администрацию Лесозаводского городского округа организовать сбор и вывоз мусора с несанкционированной свалки, расположенной в "адрес", в срок до 01.10.2013.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил суду письменный отзыв, в котором указал на то, что им были приняты меры по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Лесозаводского городского округа - утверждена соответствующая программа, однако в силу дефицита бюджета организовать сбор и вывоз мусора с указанной свалки не представилось возможным. Суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившейся стороны.
Суд вынес указанное решение, с которым не согласился ответчик, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить вынесенное решение. В жалобе указывает на то, что Законом от 06.10.2003 N131-ФЗ РФ установлена обязанность органа местного самоуправления по организации проведения определенного вида работ, а не выполнения данных работ непосредственно органом местного самоуправления. Кроме того, указывает, что исполнить вынесенное решение невозможно в ДД.ММ.ГГГГ, так как расходы на ликвидацию несанкционированной свалки могут быть предусмотрены только на 2014 год.
Судебная коллегия, изучив письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд пришел к правильному выводу о том, что неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Данный вывод является законным и обоснованным.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 11.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14, подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района.
Статьями 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию и обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 5 Устава Лесозаводского городского округа к вопросам местного значения Лесозаводского городского округа относятся в том числе: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах Лесозаводского городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организация благоустройства и озеленения территории Лесозаводского городского округа.
Как следует из материалов дела, проведенной Лесозаводской межрайонной прокуратурой проверкой по фактам скопления бытового мусора на территории Лесозаводского городского округа установлено, что на открытой территории, расположенной в "адрес" находится несанкционированная свалка отходов объемом около 10 кубических метров, о чем был составлен акт проверки от 11.06.2013. (л.д. 6).
Эти факты подтверждены материалами дела и ответчиком не оспаривались.
Таким образом, администрацией Лесозаводского городского округа нарушаются требования природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
При таких обстоятельствах, состоявшееся по делу судебное решение судебная коллегия признает законным и обоснованным.
Довод апелляционной жалобы о том, что Федеральным законом от 06.10.2003 N131-ФЗ предусмотрена обязанность органа местного самоуправления лишь по организации проведения определенного вида работ в целях решения вопросов местного значения, а не выполнения данных работ непосредственно органом местного самоуправления, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку в силу положений статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" одним из основных принципов охраны окружающей среды является принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, на основе которого должна осуществляться деятельность органов местного самоуправления и в силу которого неисполнение обязанности по ликвидации несанкционированных свалок является основанием для возложения этой обязанности на администрацию городского округа решением суда, что не исключает возможности выполнения работ третьими лицами по заданию этого органа местного самоуправления.
Довод апелляционной жалобы администрации Лесозаводского городского округа о том, что исполнить решение суда в 2013 году не представляется возможным, также не является основанием для отмены или изменения решения суда, поскольку отсутствие у должника финансовых средств, необходимых для исполнения решения суда, не освобождает ответчика от исполнения требований законодательства, а вопрос о сроке исполнения решения суда может быть рассмотрен в порядке статьи 434 ГПК РФ.
С учетом изложенного судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не находит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 24 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Лесозаводского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.