Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
в составе: председательствующего Кадкина А.А.,
судей Дегтяревой Л.Б., Кудриной Я.Г.,
при секретаре Клюгер Т.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уссурийского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Уссурийского городского округа о возложении обязанности по проведению лесоустройства, по апелляционной жалобе администрации Уссурийского городского округа Приморского края на решение Уссурийского районного суда города Владивостока от 20 июня 2013 года, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Кадкина А.А., пояснение представителя администрации Уссурийского городского округа Савицкой О.С., возражение прокурора Ессина А.М., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации Уссурийского городского округа, указав, что на территории Уссурийского городского округа имеются лесные участки, не входящие в лесной фонд. Органами местного самоуправления не проведено лесоустройство на землях поселения, лесохозяйственный регламент не разработан, не оформлено право собственности, на кадастровый учет участки, занятые муниципальными лесами, не поставлены.
В соответствии с пунктом 25, пунктом 38 статьи 16 ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местно значения городского округа относится утверждение правил использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа; осуществление муниципального лесного контроля.
В соответствии со статьей 84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится в том числе, владение, пользование, распоряжение такими лесными участками.
Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Обязанность органов местного самоуправления по организации лесоустройства вытекает из части 2 статьи 70 Лесного кодекса РФ.
Не выполнение ответчиком обязанностей, возложенных на него ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, Лесным кодексом РФ, ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, ФЗ от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", выразившееся в бездействии, нарушает интересы Российской Федерации, создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды; влечет невозможность осуществления мероприятий, направленных на охрану, защиту и воспроизводство лесов и рациональное использование лесных ресурсов, в том числе мероприятий, направленных на предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций на используемых лесных участках и ставит под угрозу экологическое благополучие общества, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования, на благоприятную окружающую среду.
Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Уссурийского городского округа по не проведению лесоустройства на землях поселения, не разработке лесохозяйственного регламента, не оформлению права собственности, не постановке на кадастровый учет участков, занятых муниципальными лесами и обязать администрацию Уссурийского городского округа в срок до года с момента вступления в законную силу судебного решения провести лесоустройство, представить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о принадлежности земель Уссурийского городского округа, на которых находятся леса, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов муниципального образования, на которых расположены городские леса, организовать осуществление мер пожарной безопасности в лесах в соответствии с разработанным лесохозяйственным регламентом.
Прокурор от исковых требований в части признания бездействия незаконным отказался. Уточнив требования прокурор, просил обязать ответчика провести лесоустройство на землях населенных пунктов в соответствии с полномочиями, представленными действующим законодательством органам местного самоуправления.
Представитель администрации Уссурийского городского округа с заявленными требованиями не согласился, указав, что по смыслу пунктов 25, 38 части 1 статьи 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", статьи 4, части 1 статьи 19, части 1 и пункта 2 части 3, части 5 статьи 23, части 1 и части 3 статьи 8 ЛК РФ на орган местного самоуправления возложена обязанность по установлению порядка деятельности, полномочия лесничих, обеспечивающих реализацию лесохозяйственного регламента, в лесничествах и лесопарках, на участках, входящих в муниципальную собственность. Согласно лесному плану Приморского края на 2009-2018 года на территории города Уссурийска находится 552 га земель, покрытых лесной растительностью. По сведениям Уссурийского отдела Управления Росреестра по Приморскому краю представленных от 7 февраля 2013 года, на территории города Уссурийска числиться 509 га городских лесов, местоположение которых не известно. Из информации, представленной Управлением имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа, земельные участки, занятые лесами, расположенные на территории населенных пунктов Уссурийского городского округа, на праве муниципальной собственности отсутствуют.
Суд постановил решение, которым обязал администрацию Уссурийского городского округа в срок до года со дня вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство на землях населенных пунктов Уссурийского городского округа в пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством органам местного самоуправления.
В апелляционной жалобе администрация Уссурийского городского округа просит решение отменить, принять новое решение.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований к отмене обжалуемого решения.
Правовое регулирование лесных отношений на уровне Российской Федерации осуществляется Лесным кодексом РФ от 4 декабря 2006 года N 200-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В силу части 5 статьи 2 Лесного кодекса РФ, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.
В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
Положениями статьи 84 Лесного кодекса РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (пункт 1 части 1); органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (часть 1.1); органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2).
Обязанность органов местного самоуправления по организации лесоустройства вытекает из части 2 статьи 70 Лесного кодекса РФ, в соответствии с которой органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству в порядке, установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесены: организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление муниципального лесного контроля и надзора.
Данное положение федерального закона также закреплено и в пункте 25 части 1 статьи 5 Устава Уссурийского городского округа, согласно которому к вопросам местного значения относится использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Согласно статье 87 Лесного кодекса РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
В соответствии с частью 3 статьи 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству (статья 67, часть 3 статьи 23 Лесного кодекса РФ) и землеустройству (пункт 3 статьи 69, статья 92 Лесного кодекса РФ, Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве").
Из материалов дела следует, что на территории города Уссурийска числиться 509 га городских лесов, в отношении которых органом местного самоуправления в нарушение положений указанных норм никаких мероприятий, связанных с лесоустройством, не проводилось.
Учитывая приведенные выше нормы закона, а равно то, что администрацией Уссурийского городского округа лесоустройство на землях городского округа не проведено, лесохозяйственный регламент не разработан, суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Довод жалобы о том, что на администрацию Уссурийского городского округа не может быть возложена обязанность по установлению границ лесов, нельзя признать обоснованным, поскольку границы лесов могут быть определены только при проведении лесоустроительных работ.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, заявление разрешил в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене принятого судом решения.
В апелляционной жалобе администрация Уссурийского городского округа Приморского края указывает на тот факт, что земельные участки, занятые лесами, расположенные на территории населенных пунктов Уссурийского городского округа, на праве муниципальной собственности отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 20 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Уссурийского городского округа Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.