Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего: Чикаловой Е.Н.,
судей Власенко И.Г., Кунгурцевой И.В.,
при секретаре: Клюгер Т.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костючик Н.Л. к Департаменту здравоохранения Приморского края о возложении обязанности по обеспечению медицинским препаратом,
по апелляционной жалобе Департамента здравоохранения Приморского края на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены, на ответчика возложена обязанность обеспечить Костючик Н.Л. лекарственным препаратом "Траклир" (Бозентан) пожизненно, за счет средств бюджета Приморского края.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г., выслушав Костючик Н.Л., ее представителя Марасеву Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Костючик Н.Л. обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения Приморского края о возложении обязанности по обеспечению медицинским препаратом. В обоснование требований указала, что является инвалидом II группы с диагнозом: ... Ей рекомендовано лечение препаратом траклир без замены на аналоги. В удовлетворении заявления о включении в Федеральный регистр лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан и к их инвалидизации ей было отказано, поскольку заболевание, которым она страдает не входит в перечень заболеваний, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 N 403. Просила обязать ответчика обеспечить ее препаратом траклир (бозентан) пожизненно, за счет средств бюджета Приморского края.
Истец, ее представитель в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно письменному отзыву в удовлетворении исковых требований просил отказать, указал, что лекарственный препарат "Траклир" не может быть приобретен за счет средств бюджета, поскольку заболевание, которым страдает истица, не входит в перечень заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ.
Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований, с которым не согласился ответчик Департамент здравоохранения Приморского края, его представителем подана апелляционная жалоба об отмене решения как незаконного.
В жалобе указано на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права, о наличии у субьекта РФ права, а не обязанности в соответствии с Федеральным Законом "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" устанавливать за счет средств бюджета субъекта РФ дополнительные меры соцподдержки.
Костючик Н.Л., ее представитель в суде просили оставить решение без изменения. На вопрос коллегии истица пояснила, что по требованию Департамента здравоохранения в ДД.ММ.ГГГГ она прошла медобследование в ГБУЗ ПККБ N1, где ей предложили к замене другой препарат. Вместе с тем, по заключению лечащих врачей прием траклира не отменен, рекомендовано обратиться в НИИ ПК г. Новосибирска для консультирования о необходимости приема траклира. Она обратилась в указанное НИИ, где ей сообщили, что прием другого препарата будет неэффективным.
Представитель Департамента здравоохранении Приморского края в судебное заседания не явился, о дате рассмотрения жалобы уведомлен лично. Согласно ходатайству сторона ответчика просила отложить рассмотрение жалобы, в связи с болезнью своего представителя с ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом позиции стороны истца, возражавшей против отложения судебного заседания, отсутствием сведений, подтверждающих уважительность причин отсутствия и невозможность замены представителя, отсутствующего на рабочем месте более месяца, в удовлетворении ходатайства отказано, жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ответчика.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с решением Болынекаменского бюро медико-социальной экспертизы (филиал N10) ФГУ "Главное бюро МСЭ по Приморскому краю" N от ДД.ММ.ГГГГ Костючик H.Л. является инвалидом второй группы бессрочно.
Согласно выписного эпикриза ФГБУ "Новосибирский научно- исследовательский институт патологии кровообращения им. Академика Мешалкина" истице выставлен диагноз: ... По состоянию здоровья ей назначен прием траклира ( без возможности замены на иной аналог) в дозе 31,25 х 2 раза - 1 месяц, в последующем 62,5 х 2 раза постоянно с повторной госпитализацией на контрольное обследование после терапии указанным препаратом.
Из ответа за подписью главного врача указанного лечебного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ N установлено, что Костючик Н. Л. рекомендована длительная по жизненным показаниям медикаментозная терапия препаратом "Траклир" (Бозентан), который ввиду имеющегося порока сердца замене не подлежит, поскольку является единственным зарегистрированным в России препаратом для лечения артериальной гипертензии, относящейся к антагонистам рецепторов эндотелина, разрешенным к применению у больных с врожденными пороками сердца ( ... ).
Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 N 403 утверждены Правила ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, и его регионального сегмента, согласно которым Федеральный регистр и региональный сегмент содержит сведения о лицах, страдающих заболеваниями, включенными в Перечень.
Согласно пункту 23 Перечня жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности включены заболевания, в т.ч.: Легочная (артериальная) гипертензия 127.0 (идиопатическая) (первичная). Лекарственное обеспечение по указанному Перечню осуществляется за счет федерального бюджета.
Поскольку легочная гипертензия, которой страдает истица, отнесена не к основному заболеванию, а к осложнению основного заболевания решением Шкотовского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ Костючик Н.Л. отказано в удовлетворении требований о включении в вышеуказанный Федеральный регистр для обеспечения лекарственным препаратом за счет федеральных средств.
Доводы жалобы о том, что лекарственный препарат "Траклир" не входит в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 18.09.2006 N 665 и Перечень необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012-2013 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.12.2011 N 2199-р не являются основанием к отмене решения суда, поскольку согласно преамбулы распоряжения Правительства РФ от 07.12.2011 N2199-р, утвердившего указанный Перечень лекарственных препаратов, Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов утвержден в целях обеспечения государственного регулирования цен на отдельные лекарственные препараты, и не содержит ограничений по обеспечению иными лекарственными препаратами.
Суд первой инстанции, исходя из анализа норм действующего законодательства, пришел к правильному выводу о том, что истица вправе получать назначенное ей по жизненным показаниям лекарственное средство за счет средств бюджета субъекта РФ, поскольку отсутствие указанного препарата в вышеуказанных Перечнях, не является основанием для непредоставления государственной гарантии оказания медицинской помощи.
Выводы суда основаны на положениях п.10 ст.16, ст.83 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", постановлении Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", согласно которым организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Правомерность выводов суда подтверждается письмом Минздрава России от 08.07.2013 N 21-6\10\2-4878, согласно которому в целях исключения аналогичных ситуаций указано на недопустимость отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Доводы об отсутствии достаточного финансирования на приобретение указанного препарата не соотносимы с приоритетом жизненных ценностей и не могут повлечь отмену решения суда, поскольку решение суда в силу ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" является основанием для выделения дополнительных средств из бюджета для оказания адресной помощи, в т.ч. может быть исполнено при реализации субъектом РФ полномочий, предусмотренных ст. 6.6. Федерального Закона от 17.07.1999 N178-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О государственной социальной помощи".
В соответствии со ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" (в ред. от 25.12.2012), органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Согласно разъяснению содержащемуся в определении Конституционного суда РФ от 02.07.2013 N 1054-О при проверке конституционности пункта 10 части 1 статьи 16 и части 9 ст. 83 Федерального Закона " Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", отсутствие прямого указания на полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, в перечне полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", не может рассматриваться в системе действующего правового регулирования как не предполагающее обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации организовать за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации лекарственное обеспечение соответствующих категорий граждан, поскольку в случае недостаточности собственных средств для покрытия расходов на обеспечение лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией в той или иной форме финансовой помощи целевого характера.
Иное означало бы снижение уровня государственных гарантий охраны здоровья граждан, особенно в этом нуждающихся в силу самого характера их заболевания.
При проверке доводов жалобы в отношении механизма реализации права на обеспечение лекарственным препаратом судебная коллегия полагает необходимым изменить резолютивную часть решения, согласно которой требование о "пожизненном обеспечении лекарственным препаратом" подлежит изменению на "обеспечение лекарственным препаратом до момента отмены применения данного препарата", поскольку физическое состояние здоровья истицы, внедрение новых технологий и форм лечения не предполагает неизменности на будущее время.
В остальной части решение суда первой инстанции основано на правильном применении и толковании норм материального и процессуального права, оснований к отмене решения суда по доводам жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ изменить -
Обязать Департамент здравоохранения Приморского края обеспечивать Костючик Н.Л. лекарственным препаратом "Траклир" (Бозентан) за счет средств бюджета Приморского края до момента отмены применения данного препарата.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.