Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Стрюкова Д.А.
судей Старовойт Р.К., Розановой М.А.
при секретаре Барса О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Дальнегорска в интересах несовершеннолетнего Каменского А.В. к КГКСКОУ "Краснореченская КШИ", Департаменту образования и науки Приморского края, администрации Приморского края о возложении обязанности обеспечить предметами вещевого довольствия по апелляционной жалобе администрации Приморского края на решение Дальнегорского районного суда Приморского края от 24.06.2013, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К., объяснение прокурора Кашимовского А.Е., представителя ответчика администрации Приморского края Юрковой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Дальнегорска обратился в суд с иском в защиту интересов несовершеннолетнего Каменского А.В. к КГКСКОУ "Краснореченская КШИ", Департаменту образования и науки Приморского края о возложении обязанности обеспечить предметами вещевого довольствия.
В обоснование исковых требований указал, что Каменский А.В. является воспитанником КГКСКОУ "Краснореченская КШИ". Постановлением Губернатора Приморского края от 22.05.2006 г. N 60-пг утверждены нормы материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в краевых государственных учреждениях. В нарушение указанного Постановления в 2012 г. несовершеннолетний Каменский А.В. не был обеспечен следующими предметами одежды: 1 костюмом для школы, 2 рубашками школьными белыми хлопчатобумажными, 1 костюмом (летним и теплым), 3 рубашками, 1 костюмом праздничным, 1 свитером, 1 летним головным убором, 8 носовыми платками, 1 ремнем брючным (подтяжками), 1 парой перчаток, 3 трусами, 2 шортами, 2 майками, 1 футболкой, 6 парами носков, 2 парами ботинок (туфлями, сандалиями, кроссовками), 1 парой тапочек домашних, 1 парой валенок (утепленной обуви), 1 парой сапог резиновых, 2 пижамами, 1 плавками купальными, 1 шапочкой резиновой, 1 комплектом рабочей одежды. Просил возложить обязанность на КГКСКОУ "Краснореченская КШИ" обеспечить Каменского А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вышеуказанными предметами вещевого довольствия в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обязать Департамент образования и науки Приморского края произвести финансирование расходов на приобретение КГКСКОУ "Краснореченская КШИ" для Каменского А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вышеуказанных предметов вещевого довольствия в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
ДД.ММ.ГГГГ прокурор уточнил исковые требования, просил возложить обязанность на КГКСКОУ "Краснореченская КШИ" обеспечить Каменского А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения следующими предметами одежды: 1 школьной рубашкой, 1 костюмом (летним и теплым), 3 рубашками, 1 костюмом праздничным, 1 парой валенок (утепленной обуви), 1 парой перчаток, 2 пижамами в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обязать администрацию Приморского края произвести финансирование расходов на приобретение КГКСКОУ "Краснореченская КШИ" для Каменского А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вышеуказанных предметов вещевого довольствия в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Приморского края.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представитель ответчика КГКСКОУ "Краснореченская КШИ" исковые требования признал, пояснил, что на сегодняшний день несовершеннолетнему Каменскому А.В. не выданы: 1 рубашка школьная белая хлопчатобумажная, 1 костюм летний и теплый, 3 рубашки, 1 костюм праздничный, 1 пара утепленной обуви, 2 пижамы, 1 пара перчаток, всего на сумму N рублей.
Представитель ответчика Департамента науки и образования Приморского края в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором возражал против заявленных требований. Полагал, что Департамент науки и образования Приморского края не может являться ответчиком по делу, поскольку в 2012 году в полном объеме произвел финансирование расходов детского дома на достаточное обеспечение воспитанников одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия.
Представитель администрации Приморского края в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором возражал против заявленных требований, указал, что КГКСКОУ "Краснореченская КШИ" является казенным учреждением. Финансирование его деятельности осуществляется путем доведения главным распорядителем бюджетных средств до получателя бюджетных средств ассигнований, предусмотренных на его содержание в краевом бюджете на текущий финансовый год.
Судом постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены. На КГКСКОУ "Краснореченская КШИ" возложена обязанность обеспечить Каменского А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, предметами довольствия: 1 рубашкой школьной белой хлопчатобумажной, 1 костюмом (летним и теплым), 3 рубашками, 1 костюмом праздничным, 1 парой утепленной обуви, 1 парой перчаток, 2 пижамами в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. На администрацию Приморского края возложена обязанность произвести финансирование расходов на приобретение КГКСКОУ "Краснореченская КШИ" для Каменского А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, предметов довольствия: 1 рубашки школьной белой хлопчатобумажной - N рублей, 1 костюма (летнего и теплого) - N рублей, 3 рубашек по цене N рублей на сумму N рублей, 1 костюма праздничного - N рублей, 1 пары утепленной обуви- N рублей, 1 пары перчаток - N рублей, 2 пижам - по цене N рублей на сумму N рублей, всего на сумму N рублей в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
С указанным решением не согласился представитель ответчика администрации Приморского края, им подана апелляционная жалоба, в которой ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного. В доводах апелляционной жалобы указал, что решение принято судом без учета требований ст. 161, ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд не учел, что в отношении КГКСКОУ "Краснореченская КШИ" главным распорядителем и получателем средств краевого бюджета является Департамент образования и науки Приморского края.
В судебном заседании представитель администрации Приморского края поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Прокурор полагал решение суда законным и обоснованным.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится, в том числе, создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей находятся на полном государственном обеспечении. Им предоставляются бесплатное питание, бесплатный комплект одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатное общежитие и бесплатное медицинское обслуживание или возмещение их полной стоимости.
В соответствии со ст. 5 указанного Федерального закона, дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Постановления Губернатора Приморского края от 22.05.2006 N 60-пг "Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в краевых государственных учреждениях", финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусматриваемых на соответствующий год.
Из материалов дела следует, что несовершеннолетний Каменский А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является воспитанником КГКСКОУ "Краснореченская КШИ", где находится по настоящее время.
Нормы обеспечения одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в краевых государственных учреждениях образования и социальной защиты населения, утверждены Постановлением Губернатора Приморского края от 22.05.2006 N 60-пг "Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в краевых государственных учреждениях".
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что Каменский А.В. в 2012 году не был обеспечен предметами вещевого довольствия в полном объёме.
Проанализировав положения действующего законодательства, гарантирующие детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, полное государственное обеспечение, в том числе предметами вещевого довольствия, суд пришёл к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что финансирование расходов на приобретение КГКСКОУ "Краснореченская КШИ" для несовершеннолетнего Каменского А.В. предметов вещевого довольствия должно быть возложено на администрацию Приморского края, а обеспечение Каменского А.В. одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия - на КГКСКОУ "Краснореченская КШИ".
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно возложил на администрацию Приморского края обязанность по финансированию расходов на приобретение вещевого довольствия, судебная коллегия полагает необоснованными исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что КГКСКОУ "Краснореченская КШИ" является краевым государственным казенным специальным (коррекционным) образовательным учреждением, учредителем (собственником) имущества которого является Приморский край. От имени Приморского края права учредителя осуществляют администрация Приморского края, Департамент образования и науки Приморского края, Департамент имущественных отношений Приморского края в пределах их компетенции.
В соответствии со ст. 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Возлагая обязанность по финансированию расходов на приобретение вещей воспитаннику, суд верно исходил из того, что администрация Приморского края как высший исполнительный орган государственной власти Приморского края должна обеспечить распределение бюджетных средств через уполномоченные органы.
То обстоятельство, что главным распорядителем бюджетных средств от имени субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств выступает Департамент образования и науки Приморского края, не влияет на правильность выводов суда, поскольку указанный орган осуществляет распределение бюджетных средств в пределах средств, выделенных ему на эти цели. Доказательств тому, что финансирование было произведено из бюджета в необходимом размере, администрацией Приморского края, в суд представлено не было.
Таким образом, судом всесторонне и объективно исследованы все фактические обстоятельства дела, им дана должная правовая оценка, верно применены нормы материального и процессуального права и вынесено правильное решение.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дальнегорского районного суда Приморского края от 24.06.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.