Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Королевой Е.В. и Ильиных Е.А.
при секретаре Барса О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Черниговского района о признании незаконным пункта 1 распоряжения администрации Черниговского района "Об утверждении штатного расписания" в части утверждения приложения N N к указанному распоряжению по апелляционной жалобе администрации Черниговского района и апелляционной жалобе Бандалак Е.В. на решение Черниговского районного суда Приморского края от 29 августа 2013 года, которым заявление удовлетворено: признан незаконным пункт 1 распоряжения администрации Черниговского района N N от 27 февраля 2013 года "Об утверждении штатного расписания администрации Черниговского района" в части утверждения приложения N N к указанному распоряжению в части пунктов устанавливающих в юридическом отделе администрации Черниговского района Приморского края должности начальника отдела и юриста.
Заслушав доклад судьи Светловой С.Е., выслушав объяснения Бандалак Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Судницыной С.П., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Черниговского района Приморского края обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что в ходе проведения проверки установлено, что распоряжением главы администрации Черниговского района N N от 20 апреля 2012 года утверждено штатное расписание. Приложением N N к названному распоряжению в юридическом отделе администрации Черниговского района установлены должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы: "начальник отдела" и "юрист". Просил суд признать незаконным пункт 1 распоряжения администрации Черниговского района N N от 20 апреля 2012 года "Об утверждении штатного расписания администрации Черниговского района", которым утверждено приложение N N, в части пунктов устанавливающих в юридическом отделе администрации должности начальника отдела и юриста, не отнесенные к должностям муниципальной службы, а также в части наименования должности "юрист" в юридическом отделе администрации Черниговского района. Впоследствии прокурор Черниговского района Приморского края уточнил требования и просил признать незаконным пункт 1 распоряжения администрации Черниговского района N N от 27 февраля 2013 года "Об утверждении штатного расписания администрации Черниговского района", которым утверждено приложение N N, в части пунктов устанавливающих в юридическом отделе администрации должности начальника отдела и юриста, не отнесенные к должностям муниципальной службы.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.
Представитель администрации Черниговского района Приморского края в судебном заседании требования не признал.
Бандалак Е.В. с требованиями прокурора не согласилась, пояснив, что работает в должности юриста в администрации Черниговского района. Прокурор вмешивается в трудовые отношения, возникшие между нею и администрацией.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласилась администрация Черниговского района и Бандалак Е.В., в апелляционных жалобах ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 3 Закона Приморского края N 82-КЗ от 4 июня 2007 года "О муниципальной службе в Приморском крае" должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Приморском крае, утверждаемым законом Приморского края.
При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные Реестром должностей муниципальной службы в Приморском крае.
Частью 1 статьи 2 Закона Приморского края от 4 июня 2007 года N83-K3 "О реестре должностей муниципальной службы" наименования должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления, избирательных комиссиях муниципальных образований устанавливаются в соответствии с наименованиями должностей муниципальной службы, включенных в реестр. Должности начальника отдела относятся к ведущей группе должностей муниципальной службы, должности юриста - к должностям специалистов.
Между тем, в нарушение требований законодательства, главой администрации утвержденные в штатном расписании вышеназванные должности не отнесены к муниципальной службе.
Признавая оспариваемые положения противоречащими закону, суд пришел к верному выводу о том, что замещение должности муниципальной службы, предусматривает наделение служащего дополнительными правами, предусмотренными статьей 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", а обеспечение исполнения полномочий органа местного самоуправления лицами, на которых не распространяются квалификационные требования, ограничения и запреты и лишенными соответствующих прав противоречит положениям названного Федерального закона.
Ссылка на нарушение процессуальных требований в связи с рассмотрением требований прокурора искового характера по правилам главы 25 ГПК РФ, является необоснованной.
Распоряжение, изданное главой муниципального образования, не исключает наличие у прокурора компетенции оспаривать ненормативный правовой акт, изданный в нарушение закона и порождающий нарушение интересов неопределенного круга лиц при замещении должности муниципальной службы лицом, не соблюдающим ограничения, установленные законодательством для данной категории служащих.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Заявленные прокурором требования о признании действий должностных лиц администрации муниципального района незаконными и о возложении обязанности устранить нарушения закона суду подведомственны и подлежат рассмотрению по существу по правилам гражданского судопроизводства. Решение суда по этим требованиям само по себе является юридически значимым, поскольку в соответствии с законодательством о местном самоуправлении и муниципальной службе может послужить основанием для прекращения полномочий должностных лиц, допустивших установленное судом нарушение закона.
Вопрос о том, каким именно способом эти нарушения должны быть устранены должен быть решен судом в зависимости от результата рассмотрения требований прокурора об установлении факта нарушений закона.
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ о признании недействительным распоряжения главы администрации муниципального образования о приеме на работу муниципального служащего, не отвечающего требованиям закона для занятия должности муниципальной службы.
Поскольку рассмотрены требования, вытекающие из публично-правовых отношений, то суд не оценивал трудовые правоотношения между органом местного самоуправления и конкретными работниками, в связи с чем доводы о том, что суд не применил, подлежащие применению нормы Трудового кодекса РФ, ошибочны.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Доводы апелляционных жалоб направлены к иному истолкованию норм материального права, примененных судом при разрешении данного дела.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черниговского районного суда Приморского края от 29 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.