Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
Председательствующего Светловой С.Е.
судей Королевой Е.В. и Ильиных Е.А.
при секретаре Барса О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кировского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Кировского городского поселения о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по апелляционной жалобе администрации Кировского городского поселения на решение Кировского районного суда от 16 августа 2013 года.
Заслушав доклад судьи Королевой Е.В., объяснения прокурора Судницыной С.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Кировского района обратился в суд с названным заявлением, в обоснование указав, что в ходе проведенной прокуратурой Кировского района совместно с ОГИБДД МО МВД России "Лесозаводский" проверки исполнения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ установлено, что собственниками автомобильных дорог уделяется недостаточное внимание соответствия автомобильных дорог и улично-дорожной сети требованиям безопасности дорожного движения, уровню их обустройства средствами технического регулирования дорожного движения, освещению проезжей части. По итогам указанной проверки был составлен акт от 19 июня 2013 года, в котором отражены следующие нарушения: на территории Кировского городского поселения отсутствуют 274 дорожных знака, покрытие проезжей части на многих улицах поселка Кировский имеет ямы, выбоины, просадки, затрудняющие движение транспортных средств и сопутствующие возникновению аварийных ситуаций на проезжей части; в нарушение пункта 7 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон) администрацией Кировского городского поселения до настоящего времени размеры вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения не установлены; в нарушение пункта 8 статьи 13 Закона администрацией Кировского городского поселения до настоящего времени стоимость и перечень услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения не разработаны; в нарушение пункта 2 статьи 13 Закона администрацией Кировского городского поселения до настоящего времени не разработаны основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения, Положение не утверждено. Просил признать бездействие администрации Кировского городского поселения незаконным и обязать администрацию Кировского городского поселения в срок до 1 января 2014 года провести работы по приведению автомобильных дорог и улично-дорожной сети требованиям безопасности дорожного движения, уровню их обустройства средствами технического регулирования дорожного движения, освещению проезжей части, по нарушениям, указанным в акте от 19 июня 2013 года; обязать в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять Положение об установлении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения, Положение об установлении стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного назначения, разработать основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения.
В судебном заседании помощник прокурора Кировского района заявление поддержал, подтвердил доводы и основания, изложенные в нем.
Представители администрации Кировского городского поселения в судебном заседании заявленные требования признали.
Судом вынесено решение, которым заявленные требования удовлетворены. Бездействие администрации Кировского городского поселения по непроведению работ по приведению автомобильных дорог и улично-дорожной сети требованиям безопасности дорожного движения, уровню их обустройства средствами технического регулирования дорожного движения, освещению проезжей части, по нарушениям, указанным в акте от 19 июня 2013 года, по непринятию Положения об установлении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения, Положения об установлении стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, по неразработке основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения признано незаконным. На администрацию Кировского городского поселения возложена обязанность в срок до 1 января 2014 года провести работы по приведению автомобильных дорог и улично-дорожной сети требованиям безопасности дорожного движения, уровню их обустройства средствами технического регулирования дорожного движения, освещению проезжей части, по нарушениям, указанным в акте от 19 июня 2013 года; в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять Положение об установлении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения и Положение об установлении стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения и разработать основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения.
С указанным решением не согласилась администрация Кировского городского поселения. Ее представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением норм процессуального права. Суд не учел, что администрация поселения признавала заявленные требования частично вследствие ограниченности возможностей бюджета Кировского городского поселения и отсутствия выделения денежных средств на дорожные ограждения.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.
Материалами дела установлено, что 19 июня 2013 года прокуратурой Кировского района была проведена проверка соблюдения требований законодательства о дорожной деятельности, в ходе которой установлено, что на территории Кировского городского поселения отсутствуют 274 дорожных знака, дорожное покрытие на многих улицах поселка Кировский имеет ямы, выбоины, просадки, затрудняющие движение транспортных средств, в вечернее и ночное время работает не более 95 % стационарного электрического освещения, имеются участки, где неисправны или отсутствуют 2 и более светильников подряд, отсутствует около 200 метров дорожного ограждения на улице Набережной поселка Кировский от перекрестка с улицы Гоголя до улицы Уссурийская, высота насыпи в указанном месте составляет более 3 метров. Указанные несоответствия подтверждены актом комплексной проверки от 19 июня 2013 года.
Представитель администрации Кировского городского поселения в судебном заседании, в котором заявление было разрешено по существу, данный факт не отрицал.
В силу статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года N 221.
Согласно пункту 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией; покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью (пункт 3.1.1); доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим (пункт 4.6.3).
Согласно пункту 8.1.1. ГОСТ Р 52289-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" на автомобильных дорогах, улицах и мостовых сооружениях применяют дорожные ограждения, разрешенные для эксплуатации в установленном порядке.
Разрешая дело, суд верно применил положения пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающие, что к вопросам местного значения поселения относится, в том числе и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Проанализировав положения законодательства, суд правомерно удовлетворил заявление прокурора, поскольку несоответствие улично-дорожной сети поселка Кировский требованиям ГОСТ Р 50597-93 и ГОСТ Р 52289-2004 создает угрозу передвижения по нему для неопределенного круга лиц - граждан - участников дорожного движения, устранение имеющегося несоответствия находится в компетенции органа местного самоуправления, обязанного осуществить властные полномочия для приведения улично-дорожной сети городского поселения в надлежащее состояние.
Удовлетворив заявление и признав бездействие органа местного самоуправления незаконным, суд в соответствии с положениями части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ возложил на него обязанность в установленный срок устранить нарушение прав неопределенного круга лиц.
Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие в бюджете поселения денежных средств на установление дорожного ограждения на ул. Набережной поселка Кировский не свидетельствует о наличии оснований для отмены решения суда, поскольку вопросы безопасности населения не могут быть поставлены в зависимость от наличия достаточного, по мнению обязанного лица, финансирования.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда от 16 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Кировского городского поселения - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.