Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Королевой Е.В. и Кудриной Я.Г.
при секретаре Мочаловой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Головкова А.Г. об отмене решения муниципальной избирательной комиссии Дальнегорского городского округа от 16 октября 2013 года N N "О регистрации кандидата на должность Главы Дальнегорского городского округа Зинкина А.Ю." по апелляционной жалобе представителя заявителя на решение Дальнегорского районного суда Приморского края от 29 октября 2013 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Светловой С.Е., заключение прокурора Судницыной С.П., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Головков А.Г. обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что решением муниципальной избирательной комиссии Дальнегорского городского округа от 16 октября 2013 года N N "О регистрации Зинкина А.Ю." Зинкин А.Ю. зарегистрирован кандидатом на должность главы Дальнегорского городского округа. Зинкиным А.Ю. при изготовлении и заполнении подписных листов нарушены требования, предъявляемые к форме подписного листа, предусмотренные Приложением N 6 к Избирательному кодексу Приморского края. Зинкин А.Ю. в сведениях о себе вместо наименования субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства, указал полный адрес места жительства. Считает, что все 222 подписи, содержащиеся в подписных листах кандидата Зинкина А.Ю. должны быть признаны недействительными на основании пункта 9 части 10 Избирательного кодекса Приморского края. В ряде подписных листов форма подписного листа, предусмотренная Приложением N 6 к Избирательному кодексу Приморского края, нарушена при их заполнении лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей. Просит признать незаконным и отменить решение муниципальной избирательной комиссии Дальнегорского городского округа от 16 октября 2013 года N N "О регистрации кандидата на должность Главы Дальнегорского городского округа Зинкина А.Ю.".
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, пояснив, что в подписные листы были внесены неверные сведения об избирателях, неверно указаны отчество, адреса места жительства.
Председатели муниципальной избирательной комиссии Дальнегорского городского округа с требованиями не согласились, указав, что рабочей группой были проверены 222 подписи избирателей с использованием ГАС "Выборы", привлечены органы ФМС. По результатам проверки 10 подписей избирателей признаны недействительными. Поскольку 202 подписи избирателей достаточно для регистрации кандидата, избирательной комиссией было принято решение о его регистрации.
Дело рассмотрено в отсутствие Зинкина А.Ю.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился представитель заявителя, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного решения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований законов, в частности, положений "д" пункта 24 статьи 38 указанного Федерального закона, в соответствии с которыми основаниями отказа в регистрации кандидата является отсутствие у кандидата пассивного избирательного права; законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Аналогичные положения предусмотрены статьей 46 Избирательного кодекса Приморского края.
Порядок и правила сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата, правила оформления подписных листов регламентируются статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, перечень оснований признания подписей недействительными является исчерпывающим.
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Избирательный кодекс Приморского края определяют недействительную подпись как подпись, собранную с нарушением порядка сбора подписей избирателей и оформления подписного листа.
Признаются недействительными все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 5 - 7(1) к Избирательному кодексу Приморского края (подпункт 10 пункта 9 статьи 45).
Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно (пункт 11 приведенной статьи).
Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения (пункт 12 этой же статьи).
Из материалов дела следует, что Зинкиным А.Ю. было представлено в избирательную комиссию 222 подписи, из которых согласно итоговому протоколу проверки подписных листов недостоверными и недействительными признаны 10 подписей.
Исследовав подписные листы, сопоставив содержащиеся в них сведения об избирателях, суд обоснованно признал несостоятельными доводы заявителя о наличии оснований для признания недействительными всех подписей в связи с тем, что кандидатом Зинкиным А.Ю. адрес места жительства содержит больше информации, чем предусмотрено законом.
Для целей применения Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ дано понятие адреса места жительства (пункт 5 статьи 2). Адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Указание в подписном листе полного адреса места жительства кандидата, не является тем нарушением формы подписного листа, которое свидетельствовало бы о нарушении принципа равенства кандидатов.
Для установления достоверности данных, содержащихся в подписных листах, избирательные комиссии вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, а также ГАС "Выборы".
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10 января 2003 года N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы" является автоматизированной информационной системой, реализующей информационные процессы при подготовке и проведении выборов и референдума.
База данных ГАС "Выборы" отнесена законом к объективной форме представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с использованием комплексов средств автоматизации ГАС "Выборы", доступ к которой предоставлен избирательной комиссии, в связи с чем ссылка на нарушение порядка проверки подписей на их достоверность без привлечения органов ОУФМС и специалиста органов внутренних дел является необоснованной.
В силу пункта 3
статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ привлечение эксперта к участию в работе по проверке подписей избирателей является правом, а не обязанностью избирательной комиссии.
В подписных листах указаны одни и те же сведения об адресе места жительства сборщика подписей Гафиятуллиной Ю.Н., после цифры "10" поставлен знак препинания "запятая", что не искажает номер квартиры и не читается как цифра "19".
Довод о несоответствии наименования улиц как при написании, так и сокращении, несостоятелен. Федеральным законом установлено, что не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений, нечеткость написания фамилий является особенностью почерка и не свидетельствует о недействительности подписей (пункт 5 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Заверенные нотариусом письменные объяснения граждан, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, являются недопустимыми доказательствами в силу положений статьи 67 ГПК РФ и не свидетельствуют о недействительности подписей.
Что касается не выполнения избирателями положения о замене паспорта при наступлении определенного возраста, то право избирать (активное избирательное право) и право быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право), а также право участвовать в референдуме, по общему правилу, принадлежат гражданам Российской Федерации.
По смыслу Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ при обращении за реализацией указанных прав гражданство Российской Федерации должно быть удостоверено.
Исходя из положений статьи 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" документами, удостоверяющими гражданство Российской Федерации, являются выданные в установленном порядке паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Документы, которые при отсутствии паспорта гражданина Российской Федерации могут удостоверять личность такого гражданина при реализации им избирательных прав и права на участие в референдуме, перечислены в подпункте 16 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Истечение срока действия документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, равно как и наличие иных обстоятельств, требующих обязательной замены документа (например, внесение в паспорт гражданина Российской Федерации отметок и записей, не предусмотренных Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, которое утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828), не означают прекращение гражданства Российской Федерации и утрату избирательных прав и права на участие в референдуме.
Указание отчества избирателя в подписном листе N 15 в строке 5 "Кузьмична" и признание этой подписи недействительной, не влечет за собой признание решения избирательной комиссии о регистрации Зинкина А.Ю. кандидатом на должность главы Дальнегорского городского округа незаконным.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным. Доводы апелляционной жалобы направлены к иному истолкованию норм материального права, примененных судом при разрешении данного дела, и не являются основаниями для отмены решения суда в соответствии со статьей 330 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дальнегорского районного суда Приморского края от 29 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.