Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 30 августа 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Ляпина Н.А.,
судей: Солина А.В.,
Филиппова В.Н.,
при секретаре Кадилиной М.О.,
с участием военного прокурора отдела военной прокуратуры Центрального военного округа подполковника юстиции Аюкасова С.Х. рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Шитова Н.В. на решение Саратовского гарнизонного военного суда от 20 июня 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего военного комиссариата Саратовской области Шитова Н.В. об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, связанных с увольнением заявителя с военной службы без обеспечения жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Филиппова В.Н. и заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Центрального военного округа подполковника юстиции Аюкасова С.Х. об оставлении решения суда первой инстанции без изменения, а апелляционной жалобы без удовлетворения, судебная коллегия окружного военного суда
УСТАНОВИЛА:
Шитов проходил военную службу по контракту в распоряжении командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа с содержанием при военном комиссариате Саратовской области и состоял на учете военнослужащих, нуждающихся в получении жилья.
Решением Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" (далее по тексту - ФГКУ "Центррегионжилье") от 12 ноября 2012 года N 1/64, подписанным начальником первого отдела названного учреждения (г. Самара), Шитов был снят с учета нуждающихся в получении жилого помещения в связи с выявлением факта распоряжения им по своему усмотрению полученным ранее по установленным нормам жилым помещением.
Данное решение было отменено вступившим в законную силу решением Саратовского гарнизонного военного суда от 16 января 2013 года.
Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ года N Шитов был уволен с военной службы в запас по подп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", то есть по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Приказом командующего войсками Центрального военного округа от ДД.ММ.ГГГГ года N Шитов исключен из списков личного состава военного комиссариата Саратовской области с 25 мая 2013 года. При этом жилым помещением он не был обеспечен.
Считая свои права нарушенными, Шитов обратился в суд с заявлением, в котором с учетом уточненных требований просил признать приказ Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ года N об увольнении его с военной службы без обеспечения жилым помещением незаконным и обязать названное должностное лицо восстановить его на военной службе до момента обеспечения жилым помещением.
Шитов также просил взыскать с Министерства обороны РФ в его пользу судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Рассмотрев заявление Шитова, Саратовский гарнизонный военный суд своим решением от 20 июня 2013 года в его удовлетворении отказал.
Не согласившись с таким решением суда, заявитель Шитов подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование этого он в апелляционной жалобе указывает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
По мнению Шитова, суд ошибочно пришел к выводу о том, что ему ранее от Министерства обороны уже предоставлялось жилое помещение.
Как считает заявитель, от Министерства обороны РФ и от государства жилого помещения он не получал, а предоставлявшаяся ему для проживания квартира по адресу: "адрес" в настоящее время находится в собственности других лиц, не являющихся членами его семьи, приватизировавших названную квартиру более 10 лет назад, права пользования которой у него никогда не было, что подтверждается соответствующими справками из регистрационной палаты.
Кроме того, Шитов в жалобе отмечает, что суд не дал никакой оценки тому обстоятельству, что принятое в ноябре 2012 года решение представителя ФГКУ "Центррегионжилье" об исключении его из реестра военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, в судебном порядке отменено.
Рассмотрев материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Вопреки утверждениям в апелляционной жалобе, суд правильно применил нормы материального права при разрешении спора и пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьёй 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Как видно из материалов дела, в судебном заседании на основании представленных сторонами и исследованных судом доказательств установлено, что постановлением Главы администрации города Красноармейска и Красноармейского района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ N Шитову как военнослужащему была предоставлена квартира N в доме N по "адрес", жилой площадью 55 кв. метров, которая на данный состав семьи отвечала нормам предоставления, в связи с чем он с семьей был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Названная квартира по договору от ДД.ММ.ГГГГ года N в порядке приватизации была передана в общую долевую собственность членов семьи Шитова , на что заявителем дано согласие без включения его в число собственников.
Таким образом, Шитов распорядился по своему усмотрению причитающейся ему долей жилого помещения в названной квартире, фактически отказавшись от нее в пользу своих родственников.
Между тем в соответствии с п. 4 ст. 31 Жилищного кодекса РФ, с учетом применения ст. 19 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ, Шитов имеет право постоянного бессрочного пользования данным жилым помещением, поскольку в момент приватизации жилого помещения он имел равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим.
Не лишало Шитова указанного права и то обстоятельство, что брак между ним и бывшей его супругой ДД.ММ.ГГГГ года был расторгнут, и ДД.ММ.ГГГГ он снялся с регистрационного учета в данной квартире и выехал из нее.
Пунктом 10 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, предусмотрено, что не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Как установлено пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", право на обеспечение военнослужащих-граждан и членов их семей жилым помещением на вышеупомянутых условиях за счет средств федерального бюджета предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Шитов, как установлено по делу, соответствующих документов, подтверждающих его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, в том числе справку о сдаче им полученного ранее от государства жилого помещения, не представил.
С учетом этого Шитов не мог быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий на момент его обращения к командованию с соответствующим рапортом, и решение жилищной комиссии военного комиссариата Саратовской области от 12 декабря 2008 года (протокол N 21) о признании заявителя нуждающимся в получении жилого помещения и постановке его на соответствующий учет было принято без достаточных оснований.
Согласно п. 6 ст. 56 Жилищного кодекса РФ выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, является основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Это же предусмотрено п. 10 "Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" (приложение N 1), в соответствии с которым военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с такого учета в том числе в случае выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В силу этих нормативных положений ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ 29 марта 2013 года вынесено решение N 1/2 о снятии Шитова с учета нуждающихся в получении жилых помещений (л.д. 95-96, т. 1).
При изложенных обстоятельствах суд правомерно пришел к выводу о том, что Шитов, как обеспеченный ранее по месту и в связи с прохождением военной службы жилым помещением для постоянного проживания, распорядился таковым по своему усмотрению и не может сдать его в установленном порядке, не имеет права требовать повторного предоставления ему жилого помещения по договору социального найма, а поэтому препятствий для увольнения его с военной службы не имелось и изданный об этом приказ Министра обороны РФ, оспариваемый заявителем, является законным и обоснованным.
Что касается ссылки заявителя на отмену в судебном порядке
решения представителя ФГКУ "Центррегионжилье" об исключении его из реестра военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, то данное обстоятельство не может влиять на выводы суда по настоящему гражданскому делу, так в указанном случае мотивом для отмены решения жилищного органа явилось то, что оно было принято не уполномоченным на то лицом, а не по причине признания за Шитовым права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Саратовского гарнизонного военного суда от 20 июня 2013 года по гражданскому делу по заявлению бывшего военнослужащего военного комиссариата Саратовской области майора запаса Шитова Н.В. об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, связанных с увольнением заявителя с военной службы без обеспечения жилым помещением, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя Шитова Н.В. - без удовлетворения.
Судья Приволжского окружного военного суда
В.Н. Филиппов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.