Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 10 сентября 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Родионова А.А.,
судей: Клубкова Ю.В.,
Сироты Д.А.,
при секретаре Перовой А.А.,
с участием военного прокурора отдела военной прокуратуры Центрального военного округа подполковника юстиции Левина Е.В., представителя начальника Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, аттестационной комиссии и командира войсковой части Михайлова А.А.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Карачинцева Р.И. на решение Пермского гарнизонного военного суда от 17 июня 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части
Карачинцева Р.И. об оспаривании действий начальника Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, аттестационной комиссии и командира войсковой части , связанных с увольнением заявителя с военной службы в запас.
Заслушав доклад судьи Родионова А.А., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы заявителя и поступивших относительно неё возражений, объяснения представителя начальника Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, аттестационной комиссии и командира войсковой части Михайлова А.А., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, а также мнение военного прокурора отдела военной прокуратуры Центрального военного округа подполковника юстиции Левина Е.В., полагавшего необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя Карачинцева Р.И. - без удовлетворения, судебная коллегия окружного военного суда
УСТАНОВИЛА:
Карачинцев проходил военную службу по контракту в должности помощника командира (по материально-техническому обеспечению) - начальника отделения материально-технического обеспечения войсковой части .
Приказом начальника Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации от 26 февраля 2013 года N 3 Карачинцев досрочно уволен с военной службы в запас по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта), и на основании приказа командира войсковой части от 15 марта 2013 года N 47 с/ч (параграф 3) он с 15 марта 2013 года был исключён из списков личного состава воинской части.
Считая свои права нарушенными, Карачинцев обратился в суд с заявлением, в котором просил вышеуказанные приказы признать незаконными, обязать воинских должностных лиц отменить их и восстановить его на военной службе в прежней должности. Кроме этого заявитель просил признать незаконными решения аттестационной комиссии войсковой части от 20 июля 2012 года (протокол N 26), от 15 октября 2012 года (протокол N 30), от 29 января 2013 года (протокол N 3), а также действия командира войсковой части , связанные с их утверждением.
Рассмотрев заявление Карачинцева, Пермский гарнизонный военный суд решением от 17 июня 2013 года в его удовлетворении отказал.
Не соглашаясь с принятым решением, Карачинцев подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить по мотиву нарушения судом норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении его заявления.
В обоснование своей просьбы заявитель отмечает, что его увольнению с военной службы предшествовало наложение на него 7 августа 2012 года дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.
При принятии решения, говорится далее в жалобе, суд первой инстанции не учёл положения статьи 96 Дисциплинарного Устава Вооружённых Сил Российской Федерации (далее в определении - ДУ ВС РФ), согласно которой решение (ходатайство) о снятии данного дисциплинарного взыскания либо, если военнослужащий не исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли, - о снижении этого военнослужащего в воинской должности или досрочном увольнении его с военной службы в установленном порядке, принимается командиром (начальником) в срок до 30 суток по истечении года после применения этого дисциплинарного взыскания. Возможность представления военнослужащего к снижению в воинской должности или досрочному увольнению с военной службы до окончания срока действия данного дисциплинарного взыскания предоставлена командиру (начальнику) лишь в случае систематического нарушения военнослужащим исполнения должностных и (или) специальных обязанностей.
Вопреки требованиям данной нормы, обращается внимание заявителем в жалобе, он был представлен к досрочному увольнению с военной службы в феврале 2013 года, то есть по истечении шести месяцев срока действия данного взыскания. Однако в данный период каких-либо нарушений должностных и (или) специальных обязанностей им не допускалось и дисциплинарных взысканий на него не накладывалось.
По утверждению заявителя, суд первой инстанции при принятии решения необоснованно принял во внимание то обстоятельство, что в период с 8 по 12 октября 2012 года в ходе проведения итоговой проверки им были показаны неудовлетворительные результаты по некоторым дисциплинам. При этом судом были проигнорированы его доводы о наличии у него с командиром воинской части неприязненных отношений, что, безусловно, по мнению заявителя, отразилось на результатах этой итоговой проверки.
Данное обстоятельство, утверждает Карачинцев жалобе, подтверждается сведениями, содержащимися в его характеристике, данной командиром воинской части Сатановым Р.Г., и в представлении к увольнению, подготовленном заместителем командира воинской части Крыпаевым С.Н., и свидетельствующими о знании им требований общевоинских уставов, тогда как по итогам проверки, согласно ведомости, им были показаны неудовлетворительные знания общевоинских уставов.
В судебное заседание представителем заинтересованных лиц были предоставлены лишь копии ведомостей проведения итоговой проверки в период с 8 по 12 октября 2012 года. Однако ни оригиналы этих ведомостей, ни копии его письменных ответов по тем дисциплинам, по которым им были получены неудовлетворительные оценки и без которых оценочные ведомости не имеют юридической силы, представитель должностных лиц в суд не представил. Это обстоятельство, по утверждению заявителя, свидетельствует о недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, поскольку на все вопросы в ходе сдачи зачётов им были даны ответы.
Кроме того, отмечается далее в жалобе, в соответствии с ДУ ВС РФ досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта является дисциплинарным взысканием и порядок привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности установлен главой 3 ДУ ВС РФ. Расценив факт получения им по ряду дисциплин неудовлетворительных оценок как дисциплинарный проступок, должностные лица в нарушение установленного ДУ ВС РФ порядка привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности не предприняли каких-либо действий, предшествующих наложению на него этого дисциплинарного взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
В своих возражениях военный прокурор Кировского гарнизона подполковник юстиции Шмарёв А.И., не соглашаясь с доводами апелляционной жалобы, просит оставить её без удовлетворения, а решение суда первой инстанции - без изменения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на неё, заслушав объяснение прибывшего представителя заинтересованных лиц и заключение прокурора, судебная коллегия находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Решение гарнизонного военного суда принято в рамках заявленных требований, судебное разбирательство по делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех юридически значимых для правильного разрешения дела обстоятельств, которым дана надлежащая оценка, при этом нормы материального и процессуального права применены судом правильно. Оснований для признания положенных в основу решения доказательств недопустимыми не имеется.
Увольнение военнослужащих с военной службы согласно статье 50 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" производится в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.
Возможность досрочного увольнения военнослужащего, проходящего службу по контракту, в связи с невыполнением им его условий предусмотрена подпунктом "в" пункта 4 статьи 34 "Положения о порядке прохождения военной службы", который воспроизводит подпункт "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а также в порядке реализации дисциплинарного взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, предусмотренного абзацем 2 статьи 54 и пунктом "д" статьи 67 Дисциплинарного устава Вооружённых Сил Российской Федерации (дисциплинарные взыскания, применяемые к офицерам).
Суд первой инстанции на основе имеющихся в деле и исследованных в суде доказательствах правильно констатировал в своём решении о том, что досрочное увольнение Карачинцева с военной службы в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта было произведено начальником Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы, а не в порядке реализации дисциплинарного взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, которое на заявителя, вопреки его утверждению в жалобе, не накладывалось.
В данной связи ссылка заявителя в жалобе на статью 96 ДУ ВС РФ, равно как и его утверждение о нарушении воинскими должностными лицами порядка привлечения его к дисциплинарной ответственности, являются ошибочными.
Согласно подпункту "в" пункта 4 статьи 34 "Положения о порядке прохождения военной службы" военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы на основании подпункта "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" при невыполнении им условий контракта о прохождении военной службы.
Условия контракта о прохождении военной службы подразделяются на обязанности и права военнослужащего (пункт 3 статьи 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", пункт 5 статьи 4 Положения о порядке прохождения военной службы). По основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, т.е. таких условий, которые относятся к его обязанностям.
Условия контракта о прохождении военной службы, относящиеся к обязанностям военнослужащего, включают в себя его обязанность проходить военную службу в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Именно при невыполнении военнослужащим этих условий либо существенном их нарушении он может быть досрочно уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" - в связи с невыполнением им условий контракта.
Следовательно, противоправность невыполнения военнослужащим условий контракта о прохождении военной службы выражается в невыполнении им обязанностей, составляющих условия контракта, которые установлены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По делу установлено, что 26 сентября 2011 года Карачинцев добровольно заключил с Министерством обороны Российской Федерации в лице командира войсковой части контракт о прохождении военной службы сроком на пять лет, дав при этом обязательство в период его действия добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Между тем, как следует из материалов дела, Карачинцев в 2011 и 2012 годах неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности, в том числе за халатное отношение к исполнению служебных обязанностей, низкую организацию контроля за сохранностью военного имущества, слабое руководство подчинённым личным составом, неудовлетворительную организацию тылового обеспечения и проведении учений. 7 августа 2012 года Карачинцев был предупреждён о неполном служебном соответствии за самоустранение от поставленных задач, личную недисциплинированность и безответственное отношение к службе. Факт совершения названных выше дисциплинарных проступков и наложения дисциплинарных взысканий заявителем не оспорен.
По результатам итоговой проверки офицеров воинской части, проводимой в период с 8 по 12 октября 2012 года, Карачинцев получил неудовлетворительные оценки по РХБ защите, специальной подготовке, одиночной строевой выучке, общевоинским уставам Вооружённых Сил Российской Федерации.
Именно эти допущенные Карачинцевым нарушения общих, должностных и специальных обязанностей правильно расценены аттестационной комиссией, командиром войсковой части и начальником Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации как существенное нарушение условий заключённого им контракта и явилось основанием для принятия решения о его досрочном увольнении с военной службы в запас надлежащим должностным лицом в порядке реализации требований Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и "Положения о порядке прохождения военной службы".
Оснований не согласиться с таким выводом суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
Учитывая вышеизложенное и отсутствие по делу каких-либо нарушений со стороны воинских должностных лиц порядка увольнения Карачинцева с военной службы в запас, гарнизонный военный суд пришёл к правильному выводу о законности изданного начальником Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации приказа от 26 февраля 2013 года N 3.
При этом довод Карачинцева об имевших место неприязненных отношениях к нему со стороны командира воинской части, что, по его мнению, отразилось на результатах итоговой проверки, своего подтверждения в материалах дела не нашёл.
Судебная коллегия не усматривает оснований сомневаться в достоверности сведений, содержащихся в копиях представленных в суд ведомостей по результатам итоговой проверки. Данные ведомости отвечает принципу допустимости средств доказывания в соответствии с положением статьи 60 ГПК РФ. Каких-либо ходатайств о признании данных документов недопустимыми доказательствами, а также об истребовании оригиналов данных ведомостей и копий его письменных ответов по тем дисциплинам, по которым были получены неудовлетворительные оценки, заявителем и его представителем не заявлялось.
При таких обстоятельствах не согласиться с выводами и решением суда первой инстанции у судебной коллегии оснований не имеется, а приведённые в апелляционной жалобе доводы не могут быть признаны убедительными и не ставят под сомнение законность принятого судом первой инстанции решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327.1, п. 1 ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пермского гарнизонного военного суда от 17 июня 2013 года по гражданскому делу по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части Карачинцева Р.И. об оспаривании действий начальника Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, аттестационной комиссии и командира войсковой части , связанных с увольнением заявителя с военной службы в запас, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя Карачинцева Р.И. - без удовлетворения.
Судья Приволжского окружного
военного суда
А.А. Родионов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.