Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 04 октября 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Родионова А.А.,
судей: Баландина А.Г.,
Николаева И.В.,
при секретаре Масловой О.В.,
с участием заявителя Штукина Ф.С., его представителя Головёнкина О.Ю. и представителя командиров войсковых частей N и N Вениаминова Р.С.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя командиров войсковых частей N и N капитана юстиции Габтуллина О.Р. на решение Казанского гарнизонного военного суда от 26 июля 2013 года, согласно которому удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части N
Штукина Ф.С. об оспаривании действий командиров войсковых частей N и N, связанных с прекращением заявителю допуска к государственной тайне.
Заслушав доклад судьи Николаева И.В., объяснения представителя командиров войсковых частей N и N Вениаминова Р.С. в поддержку доводов апелляционной жалобы, а также заявителя Штукина Ф.С. и его представителя Головёнкина О.Ю., возражавших против её удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам окружного военного суда
УСТАНОВИЛА:
Штукин, проходящий военную службу по контракту, приказом командира войсковой части N от 29 апреля 2013 года N 476 во исполнение статьи 23 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне", подпункта "б" пункта 15 постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 года N 63 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне", подпункта "б" пункта 14 приказа Министра обороны Российской Федерации 2010 года N 1313 и на основании Уведомления войсковой части N от 24 апреля 2013 года N 1149 за неоднократные нарушения обязательств по защите государственной тайны был отстранён от работы со сведениями, составляющими государственную тайну, и действие допуска к государственной тайне ему было прекращено.
Полагая, что этим были нарушены его права, Штукин обратился в Казанский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил обязать командира войсковой части N отменить вышеуказанный приказ и восстановить ему допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.
Казанский гарнизонный военный суд своим решением от 26 июля 2013 года удовлетворил заявление Штукина.
Не согласившись с таким решением суда, представитель командиров войсковых частей N и N капитан юстиции Габтуллин О.Р. подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
В обоснование этого он, считая решение суда вынесенным с нарушением норм материального права, указал, что допуск к государственной тайне Штукину был прекращён не по причине утраты служебного документа, а по причине нарушения Штукиным требований руководящих документов, определяющих порядок работы с носителями, содержащими государственную тайну.
Рассмотрев материалы дела, заслушав прибывших в суд лиц и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 23 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне" допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращён по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случае возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 названного Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне, это - признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления; наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития; постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства; выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации и уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.
Согласно подпунктам "в" и "д" пункта 12 Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации N 63 от 6 февраля 2010 года и пунктах 10 и 14 Инструкции о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 октября 2010 года N 1313, допуск гражданина к государственной тайне может быть прекращён по решению должностного лица, принявшего решение о его допуске к государственной тайне в случае возникновения обстоятельств, являющихся основанием для отказа гражданину в допуске к государственной тайне.
В соответствии с приказом командира войсковой части N от 29 апреля 2013 года N 476 "О прекращении действия допуска к сведениям, составляющим государственную тайну", Штукин отстранён от работы со сведениями составляющими государственную тайну, и действие допуска к государственной тайне ему прекращено.
Как видно из приказа командира войсковой части N от 29 апреля 2013 года N 477 "О предпосылках к утрате носителей сведений, составляющих государственную тайну в войсковой части N и объявлении дисциплинарных взысканий", в данном документе, хотя и было указано о вскрытии Штукиным без документального оформления планшета с соответствующей документацией, изъятии из него определённого бланка и его утрате, сам заявитель, за исключением иных должностных лиц, к ответственности привлечён не был.
Согласно объяснениям майора Кириенко Е.Н. - начальника службы государственной тайны войсковой части N, данным им в судебном заседании суда первой инстанции, прямой связи между утратой бланка документа и действиями Штукина установлено не было.
Как видно из объяснений полковника Арапова А.А. - начальника отдела ФСБ России - войсковая часть N, данным им в суде первой инстанции, утраченный документ, согласно заключению комиссии штаба соединения, к сведениям, содержащим государственную тайну, не относится, поскольку не был заполнен.
Согласно служебной карточке наложенное на заявителя 3 мая 2012 года дисциплинарное взыскание в виде выговора снято 25 мая того же года.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что основаниями к отстранению командованием воинской части Штукина от работы со сведениями, составляющими государственную тайну, и прекращению действий допуска к государственной тайне, послужили утрата бланка, как следствие вскрытия Штукиным без документального оформления планшета с соответствующей документацией и неоднократное нарушение им обязательств по защите государственной тайны, что не соответствует обстоятельствам, установленным судом первой инстанции в судебном заседании.
Так, из представленных в суд первой инстанции доказательств усматривается, что прямой связи между утратой бланка документа и действиями Штукина не установлено, утраченный бланк сведений, содержащих государственную тайну, не содержит, а ранее наложенное на заявителя взыскание уже снято.
Таким образом, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о неустановлении должностными лицами воинской части вины заявителя в утрате документа, не содержащего государственную тайну, а, соответственно, необоснованности отстранения его от работы со сведениями, составляющими государственную тайну, и прекращением допуска к государственной тайне, а также приходит к выводу о законности решения гарнизонного военного суда.
Боле того, как было установлено судом, ответственность за надлежащее хранение, получение и использование вышеуказанного утраченного документа, возлагалась на иное лицо, которое в настоящее время уже привлечено к дисциплинарной ответственности.
Что касается доводов представителя должностных лиц, чьи действия оспариваются, то, по мнению судебной коллегии, они являются несостоятельными, поскольку противоречат обстоятельствам, установленным в судебном заседании суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Казанского гарнизонного военного суда от 26 июля 2013 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего войсковой части N Штукина Ф.С. об оспаривании действий командиров войсковых частей N и N, связанных с прекращением заявителю допуска к государственной тайне, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя командиров войсковых частей N и N капитана юстиции Габтуллина О.Р. - без удовлетворения.
Судья Приволжского окружного военного суда
И.В. Николаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.