Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 30 августа 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Ляпина Н.А.,
судей: Филиппова В.Н.,
Солина А.В.,
при секретаре Антиповой А.А.,
с участием заявителя Мисникова В.И. рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Мисникова В.И. на решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 26 июня 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления Мисникова В.И. об оспаривании действий жилищной комиссии и начальника Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области, связанных со снятием с учёта нуждающихся в обеспечении жилым помещением членов семьи заявителя.
Заслушав доклад судьи Солина А.В., объяснения заявителя Мисникова В.И. в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мисников, имея выслугу более 26 лет, проходит военную службу по контракту в г. Оренбурге в Пограничном управлении ФСБ России по Оренбургской области, где с ноября 2003 года с составом семьи из четырёх человек признан нуждающимся в жилом помещении.
Его жена М.Э.Р. проходит военную службу по контракту в Отряде пограничного контроля "Поволжье" Пограничного управления ФСБ России по Саратовской и Самарской областям. Вместе с ней в арендованной Отрядом пограничного контроля квартире в г. Самаре проживают их члены семьи - сын М.М.В. ДД.ММ.ГГГГ рождения, дочь М.О.В. ДД.ММ.ГГГГ рождения и находящаяся на иждивении у заявителя гражданка Б.А.В. ДД.ММ.ГГГГ рождения.
31 января 2004 года Мисников в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья, но не исключён из списков личного состава управления до реализации им государственного жилищного сертификата по избранному заявителем месту жительства в городе Москве.
В 2006 году Мисников от выданного ему государственного жилищного сертификата на состав семьи из пяти человек отказался ввиду необеспеченности сертификата денежными средствами, просил предоставить ему и членам его семьи жилое помещение по установленным нормам в г. Москве.
Вступившим в законную силу решением Московского гарнизонного военного суда от 5 декабря 2007 года на жилищную комиссию и начальника Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области возложена обязанность по обеспечению Мисникова, членов его семьи жилым помещением в г. Москве.
На основании этого жилищная комиссия Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области 27 июня 2008 года поставила Мисникова и членов его семьи на учёт нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства в г. Москве.
В связи с длительным неисполнением решения суда Мисников обратился с жалобой в Европейский Суд по правам человека, на основании постановления которого от 17 апреля 2012 года по делу "Илюшкин и другие против России" на государство возложена обязанность в течение трёх месяцев со дня вступления данного Постановления в силу исполнить судебное решение в пользу заявителя. Мисникову в качестве компенсации морального вреда присуждено N евро.
4 февраля 2013 года жилищной комиссией Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области Мисникову на состав семьи из пяти человек было распределено жилое помещение общей площадью 76,4 кв.м по адресу: "адрес", в которое заявитель въезжать не стал по причине не обеспечения его и членов семьи жилым помещением по установленным в ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" нормам в размере 90 кв.м, исходя из 18 кв.м на человека.
Решением жилищной комиссии (протокол N 10 от 7 мая 2013 года), утверждённым начальником Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области, члены семьи заявителя: жена М.Э.Р., сын М.М.В., дочь М.О.В. и иждивенка Б.А.В. сняты с учёта нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма в г. Москве на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, поскольку заявителем не представлены документы, подтверждающие факт совместного проживания с членами своей семьи.
Полагая, что этим нарушены его права, Мисников обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить такое решение жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области и обязать её и начальника данного управления восстановить членов его семьи на соответствующем жилищном учёте.
Оренбургский гарнизонный военный суд, рассмотрев заявление Мисникова, решением от 26 июня 2013 года отказал в его удовлетворении.
В апелляционной жалобе Мисников просит отменить названное решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы он указывает, что судом допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, что, по его мнению, выразилось в следующем. Суд не учёл, что он и его жена по объективным причинам не могут проживать совместно, поскольку последняя проходит военную службу в г. Самаре, а он на основании решения Московского гарнизонного военного суда от 5 декабря 2007 года должен был быть обеспечен жилым помещением ещё в январе 2008 года. Нанимателем жилого помещения он не является, таковым в г. Оренбурге не обеспечивался.
Заявитель полагает, что предусмотренное п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на обеспечение военнослужащего и членов его семьи жилым помещением по избранному месту жительства при увольнении с военной службы по состоянию здоровья не связано с совместным их проживанием. При этом регистрация лица по месту жительства или её отсутствие не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Как считает автор жалобы, суд неверно сделал вывод о том, что права членов его семьи не будут нарушены при снятии их с жилищного учёта, поскольку они ещё с 2003 года, до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на законных основаниях были признаны нуждающимися в жилом помещении по избранному месту жительства. В 2005 году все члены его семьи являлись участниками подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы. В соответствии с требованиями п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" они не могут быть сняты в учёта лиц, нуждающихся в жилом помещении.
В заключение жалобы Мисников указывает на то, что суд в нарушение ч. 2 ст. 61 ГПК РФ не принял во внимание установленные решением Московского гарнизонного военного суда от 5 декабря 2007 года и не требующие доказательств обстоятельства законного нахождения членов его семьи на жилищном учёте, вследствие чего обжалуемое решение военного суда даёт возможность должнику не исполнять вступившие в законную силу решение Московского гарнизонного военного суда и постановление Европейского Суда по правам человека.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав заявителя, судебная коллегия находит решение суда по настоящему делу подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ одним из оснований отмены решения суда в апелляционном порядке является неправильное применение норм материального права.
В настоящем деле суд первой инстанции не применил закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Как следует из решения, гарнизонный суд в обоснование вывода о правомерности решения жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области от 7 мая 2013 года о снятии членов семьи Мисникова с учёта нуждающихся в обеспечении жилым помещением сослался на п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", предусматривающий гарантию получения военнослужащими жилых помещений за счёт средств федерального бюджета, а также на п. 1 ч. 1 ст. 51, ст. 52, пп. 2, 3 ч. 1, ч. 2 ст. 56 ЖК РФ, регулирующие вопросы признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и снятия их с этого учёта.
Между тем, по мнению судебной коллегии, в данном конкретном деле подлежат применению другие нормы.
Право военнослужащих-граждан, проходящих военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающихся в улучшении жилищных условий и увольняемых с военной службы по состоянию здоровья, на получение жилых помещений по избранному месту жительства установлено п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Обеспечение жилым помещением таких военнослужащих и членов их семей при перемене места жительства предусмотрено п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона, на основании которого указанная функция возложена на федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. При этом закон не связывает это право военнослужащих с обязательным совместным проживанием с ними членов их семей, а лишь обязывает их при получении жилого помещения по избранному месту жительства представить документы о сдаче жилых помещений и снятии с регистрационного учёта по прежнему месту жительства.
По смыслу данной правовой нормы военнослужащие и члены их семей должны быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий именно по избранному месту жительства, а не по месту прохождения военной службы военнослужащим.
Следовательно, совместное проживание военнослужащего с членами своей семьи по месту прохождения военной службы в данном случае не является обязательным условием для возможности обеспечения их жилым помещением по избранному месту жительства.
Не исключает этого и п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с которым к членам семей военнослужащих, на которых распространяются социальные гарантии, относятся безотносительно к месту проживания супруга, несовершеннолетние дети и лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Согласно материалам гражданского дела Мисников с 1988 года проходит военную службу по контракту, в том числе с февраля 1999 года проходил её в г. Саратове. Вместе с ним проживали члены его семьи: жена М.Э.Р., сын М.М.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь М.О.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и иждивенка Б.А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. При этом его жена также проходила военную службу по контракту в г. Саратове в Отряде пограничного контроля Пограничного управления ФСБ России по Саратовской и Самарской областям.
В июне 2003 года Мисников был переведён к новому месту военной службы в г. Оренбург в Пограничное управление ФСБ России по Оренбургской области, где по заключению военно-врачебной комиссии от 31 октября 2003 года был признан ограниченно годным к военной службе и у него возникло право быть уволенным с военной службы с предоставлением жилого помещения по избранному месту жительства. При этом в материалах дела не содержится данных о том, что заявитель и члены его семьи не желали проживать совместно в избранном месте жительства в г. Москве.
В связи с этим 7 ноября 2003 года Мисников и члены его семьи были приняты на учёт нуждающихся в жилом помещении в Пограничном управлении ФСБ России по Оренбургской области (т. 1 л.д. 120).
На основании приказа начальника Юго-Восточного регионального пограничного управления ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ года N Мисников был уволен с военной службы по состоянию здоровья, но не исключён из списков личного состава управления до решения его жилищного вопроса.
Однако по независящим от заявителя обстоятельствам ни он, ни члены его семьи жилым помещением за счёт государства обеспечены не были.
Именно поэтому вступившим в законную силу решением Московского гарнизонного военного суда от 5 декабря 2007 года на жилищную комиссию и начальника Пограничного управления ФСБ России возложена обязанность по обеспечению Мисникова и членов его семьи жилым помещением в г. Москве.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Более того, постановлением Европейского Суда по правам человека от 17 апреля 2012 года по делу "Илюшкин и другие против России" на государство возложена обязанность по исполнению в пользу Мисникова решения Московского гарнизонного военного суда от 5 декабря 2007 года.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 11 постановления от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" разъяснил, что постановления Европейского Суда по правам человека в отношении Российской Федерации являются обязательными для всех органов государственной власти Российской Федерации, в том числе и для судов. Суды в пределах своей компетенции должны действовать таким образом, чтобы обеспечить выполнение обязательств государства, вытекающих из участия Российской Федерации в Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
При таких обстоятельствах действия жилищной комиссии и начальника Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области, связанные с принятием решения от 7 мая 2013 года о снятии с учёта нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма в г. Москве членов семьи заявителя (протокол N 10), вопреки выводу суда первой инстанции, являются незаконными.
Незаконным решение жилищной комиссии является и потому, что основано оно на п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Согласно данной правовой норме граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учёт, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учёт, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учёт, при решении вопроса о принятии на учёт.
Таких данных из материалов настоящего гражданского дела не усматривается.
Кроме того, фактически такое решение жилищной комиссии создаёт препятствие для исполнения вступившего в законную силу решения суда в отношении Мисникова, что Оренбургский гарнизонный военный суд должен был принять во внимание при вынесении решения по делу.
При этом ссылка в обжалуемом решении суда на якобы указание в решении Московского гарнизонного военного суда от 5 декабря 2007 года на такое условие, как совместное проживание заявителя и членов его семьи, несостоятельна, поскольку из буквального смысла резолютивной части решения суда, в которой суд перечисляет лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением в г. Москве, включая членов семьи Мисникова, этого не следует.
Распределение Мисникову и членам его семьи жилого помещения исходя из меньших норм предоставления, чем это установлено ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", также не может свидетельствовать о восстановлении в полном объёме нарушенных жилищных прав заявителя и надлежащем исполнении в отношении него решения Московского гарнизонного военного суда и Европейского Суда по правам человека.
С учётом изложенного решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 26 июня 2013 года по заявлению Мисникова в связи с неправильным применением норм материального права подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявления.
При этом, поскольку ранее Мисников и члены его семьи на законных основаниях были признаны нуждающимися в жилом помещении, для восстановления нарушенных прав заявителя судебная коллегия считает необходимым и достаточным признать незаконными действия жилищной комиссии и начальника Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области, связанные с принятием решения от 7 мая 2013 года о снятии с учёта нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма в г. Москве членов семьи Мисникова, и обязать ответчиков отменить это решение.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329, п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 26 июня 2013 года об отказе в удовлетворении заявления Мисникова В.И. об оспаривании действий жилищной комиссии и начальника Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области, связанных со снятием с учёта нуждающихся в обеспечении жилым помещением членов семьи заявителя, в связи с неправильным применением норм материального права отменить и принять по делу новое решение.
Заявление Мисникова В.И. удовлетворить.
Признать незаконными действия жилищной комиссии и начальника Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области, связанные с принятием решения от 7 мая 2013 года о снятии с учёта нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма в г. Москве членов семьи Мисникова В.И.: жены М.Э.Р., сына М.М.В., дочери М.О.В., иждивенки Б.А.В..
Обязать жилищную комиссию и начальника Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области отменить указанное решение жилищной комиссии (протокол N 10 от 7 мая 2013 года).
Судья Приволжского окружного военного суда А.В. Солин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.