Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 22 октября 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Ляпина Н.А.,
судей - Баландина А.Г.,
Белкина И.В.,
при секретаре Масловой О.В., с участием военного прокурора отдела военной прокуратуры Центрального военного округа подполковника юстиции Касьянова А.Н. и представителя командира войсковой части N майора юстиции Рулина С.В. рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Овчинникова И.В. на решение Саратовского гарнизонного военного суда от 22 июля 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части N Овчинникова И.В. об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части N об отказе в принятии его на учёт нуждающихся в получении жилого помещения, действий командира войсковой части N, связанных с утверждением данного решения, и действий командиров войсковых частей N и N, связанных с увольнением заявителя с военной службы и исключением из списков личного состава части, соответственно.
Заслушав доклад судьи Ляпина Н.А., объяснения представителя командира войсковой части N майора юстиции Рулина С.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, и заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Центрального военного округа подполковника юстиции Касьянова А.Н., полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
УСТАНОВИЛА:
Овчинников И.В. проходил военную службу по контракту в войсковой части N с 10 января 2002 года.
Приказом командира войсковой части N от 29 ноября 2012 года N 44 он уволен с военной службы в запас по подпункту "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", то есть по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, и приказом командира войсковой части N от 18 декабря 2012 года N 261 исключен из списков личного состава части с 31 декабря 2012 года.
Перед исключением из списков личного состава части Овчинников И.В. 18 декабря 2012 года обратился к командиру войсковой части N с рапортом о постановке его на учёт нуждающихся в получении жилых помещений, который был оставлен без рассмотрения. В связи с этим Овчинников И.В. оспорил данное бездействие воинского должностного лица в Саратовский гарнизонный военный суд, во исполнение решения которого от 4 апреля 2013 года решением жилищной комиссии войсковой части N от 8 мая 2013 года (протокол N 4), утверждённым в тот же день врио командира этой воинской части, в удовлетворении его рапорта было отказано.
Считая свои права нарушенными, Овчинников И.В. обратился в Саратовский гарнизонный военный суд с заявлениями, объединёнными судом в одно производство, в которых с учетом последующих изменений требований просил:
- признать незаконными и недействующими с момента издания приказы командира войсковой части N об увольнении с военной службы и командира войсковой части N об исключении его из списков личного состава части;
- признать незаконными действия командира войсковой части N, связанные с представлением к увольнению с военной службы;
- признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части N об отказе в постановке его на жилищный учет и действия командира войсковой части N, связанные с утверждением данного решения;
- обязать названных должностных лиц восстановить его на военной службе и в списках личного состава части до обеспечения жилым помещением по нормам, установленным законодательством Российской Федерации.
Рассмотрев дело по данному заявлению, Саратовский гарнизонный военный суд решением от 22 июля 2013 года отказал в удовлетворении требований Овчинникова И.В.
Не согласившись с таким решением суда, Овчинников И.В. подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснование этого Овчинников И.В. указывает, что суд неправомерно отказал в удовлетворении его требований об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части N об отказе в его постановке на жилищный учет и действий командира войсковой части N, связанных с утверждением данного решения, положив в основу отказа то обстоятельство, что он состоит на регистрационном учете в жилом доме, принадлежащем его матери, является членом семьи собственника жилого помещения, а общая площадь на каждого проживающего в этом доме более учетной нормы, необходимой для предоставления жилой площади по договору социального найма в г. Саратове.
Заявитель считает, что указанный вывод не согласуется с нормами материального права, поскольку регистрация или отсутствие таковой, в соответствии со статьёй 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июня 1995 года N 713 "Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", не могут служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а обжалуемое им решение ограничивает право собственности на жилое помещение, предусмотренное ст. 228 ГК РФ.
Также заявитель обращает внимание на то, что судом не дана оценка имеющемуся в материалах дела заявлению собственника жилого помещения Овчинниковой Г.А., в котором последняя указывает на отсутствие между ней и заявителем семейных отношений, ведения общего хозяйства и своё нежелание предоставлять ему регистрацию по адресу принадлежащего ей дома, а вывод суда о том, что договор найма жилого помещения, заключенный между ним и его матерью, подтверждает участие Овчинникова И.В. в содержании жилья, опровергается материалами дела.
Заявитель считает решение суда незаконным, поскольку суд первой инстанции всесторонне и полно не исследовал его жилищные условия и вопрос о пригодности для проживания жилого помещения, в котором он состоит на регистрационном учете, при этом отказал ему в удовлетворении ходатайства о проведении строительно-технической экспертизы на предмет соответствия строения установленным требованиям к жилому помещению.
Оспаривая ссылку суда в опровержение его доводов о том, что перед увольнением с ним не проводилась беседа командиром войсковой части N, на показания свидетелей П.А.В., С.В.А. и Ж.Е.В., заявитель указывает, что данные лица в силу своих должностных обязанностей имеют заинтересованность в исходе дела. Кроме того, суд необоснованно отказал ему в проведении судебной почерковедческой экспертизы, хотя в судебном заседании он неоднократно заявлял, что имеющаяся в листе беседы подпись выполнена не им и является поддельной.
В заключение жалобы заявитель обращает внимание на то, что суд первой инстанции в обжалуемом решении не дал оценки нарушению его прав, установленному решением Саратовского гарнизонного военного суда от 4 апреля 2013 года, которым было признано незаконным бездействие командира войсковой части N, связанное с не рассмотрением его рапорта о постановке на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения, на момент исключения его из списков личного состава воинской части, и не указал доводы, по которым он отверг указанное судебное решение.
Рассмотрев материалы дела, заслушав мнения прибывших в суд лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заявителя - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом одним из обязательных условий предоставления жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, военнослужащим по их выбору в собственность бесплатно или по договору социального найма при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и общей продолжительности военной службы 10 лет и более, является признание их нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512 утверждены Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями (далее по тексту - Правила), к числу которых относится и заявитель, заключивший первый контракт о прохождении военной службы с 10 января 2002 года.
В соответствии с пунктом 1 названных Правил признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих отнесено к компетенции уполномоченных органов федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно пункту 2 Правил, в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по избранному постоянному месту жительства.
Пунктом 3 Правил установлена обязанность военнослужащих для признания нуждающимися в жилых помещениях подавать в уполномоченный орган документы о своём семейном положении, прохождении военной службы и жилищных условиях, и определён перечень таких документов.
Как следует из материалов дела, решением жилищной комиссии войсковой части N от 8 мая 2013 года (протокол N 4) Овчинникову И.В. отказано в постановке на жилищный учёт на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как им представлены документы, не подтверждающие его право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях (т. 2, л.д. 33 - 35). В обоснование принятого решения жилищная комиссия сослалась на то, что Овчинников И.В. в качестве члена семьи собственника проживает в жилом помещении общей площадью 48,1 кв.м., в котором зарегистрированы и проживают 4 человека, в связи с чем приходящаяся на каждого из проживающих общая площадь этого помещения превышает установленную для данного населённого пункта учётную норму в размере 10 кв.м. на одного человека.
Поскольку согласно справке отдела коммунального хозяйства администрации Заводского района города Саратова от 25 марта 2013 года N 1176 (т. 1, л.д. 123) Овчинников И.В. с 20 января 1987 года зарегистрирован и проживает по адресу: "адрес", в жилом помещении общей площадью 48,1 кв.м., принадлежащем его матери Овчинниковой Г.А., суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о законности оспариваемого решения жилищной комиссии войсковой части N и действий командира части, утвердившего это решение.
При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд обоснованно исходил из статуса Овчинникова И.В. как члена семьи собственника жилого помещения, в котором он проживает, поскольку согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", для признания проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруга, а также детей и родителей данного собственника членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
В связи с этим ссылки заявителя в апелляционной жалобе на заявление Овчинниковой Г.А., отрицающей наличие семейных отношений со своим сыном Овчинниковым И.В., и заключённый между ними договор найма жилого помещения, не влияют на правильность выводов суда первой инстанции.
Обоснованно было отказано судом также в исследовании вопроса о пригодности для проживания жилого помещения по адресу: "адрес" и назначении с этой целью строительно-технической экспертизы.
В соответствии с главами 23 и 25 ГПК РФ предметом судебного разбирательства по делам, возникающим из публичных правоотношений, является проверка законности решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемых заявителем.
При этом статьёй 6 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" на гражданина, обращающегося с заявлением в суд, возлагается обязанность доказать факт нарушения своих прав и свобод.
В связи с этим применительно к настоящему гражданскому делу законность решения жилищной комиссии войсковой части N об отказе в постановке Овчинникова И.В. на учёт нуждающихся в жилых помещениях и действий командира войсковой части N, утвердившего названное решение, правомерно оценивалась судом исходя из документов, представлявшихся заявителем в обоснование своей нуждаемости в постановке на учёт и имевшихся в распоряжении жилищной комиссии на момент принятия оспариваемого решения, а не путём исследования технического состояния жилого дома, в котором проживает заявитель.
Кроме того, вопреки требованиям пункта 3 названных выше Правил, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512, возлагающего обязанность представления документов, обосновывающих нуждаемость в получении жилых помещений, на заинтересованных в этом лиц, заявителем каких-либо документальных данных о непригодности для проживания занимаемого им жилого помещения в жилищную комиссию войсковой части N представлено не было.
Исходя из того, что по смыслу пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" препятствием к увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней военнослужащих, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, является отсутствие их согласия на увольнение при условии признания нуждающимися в улучшении жилищных условий, вывод суда первой инстанции о законности действий командиров войсковых частей N и N, связанных с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава части Овчинникова И.В., не признававшегося в установленном законом порядке нуждающимся в получении жилого помещения, является правильным.
При этом решение Саратовского гарнизонного военного суда от 4 апреля 2013 года, которым было признано незаконным бездействие командира войсковой части N, связанное с не рассмотрением рапорта Овчинникова И.В. о постановке на учёт нуждающихся в получении жилого помещения, вопреки ошибочному мнению заявителя, не имеет преюдициального значения по вопросам, являвшимся предметом рассмотрения по настоящему гражданскому делу, поскольку названным решением суда на командира войсковой части N возложена обязанность направить рапорт заявителя от 18 декабря 2012 года о постановке на жилищный учёт для рассмотрения в жилищную комиссию той же части, которой предписывалось рассмотреть этот вопрос с учётом представленных им документов (т. 1, л.д. 88 - 92). Соответствующие обязанности командиром и жилищной комиссией войсковой части N исполнены, а принятое во исполнение названного решения суда решение жилищной комиссии от 8 мая 2013 года, оформленное протоколом N 4, является новым предметом оспаривания по иному гражданскому делу.
Факт проведения командиром войсковой части N беседы с подлежащим увольнению с военной службы Овчинниковым И.В., помимо листа беседы от 6 июня 2012 года (т. 1, л.д. 25), оспариваемого заявителем, установлен исследованными судом первой инстанции показаниями свидетелей Ж.Е.В., С.Е.А. и П.А.В. (т. 1, л.д. 80 - 83), присутствовавших при её проведении, не доверять которым у суда первой инстанции оснований не имелось, а доводы заявителя в жалобе об их заинтересованности в исходе дела являются надуманными.
Кроме того, поскольку содержание листа беседы по вопросам, отражающим волеизъявление увольняемого военнослужащего, согласуется с иными исследованными судом доказательствами, в частности, собственноручным рапортом Овчинникова И.В. от 6 июня 2012 года об увольнении с военной службы (т. 1, л.д. 27), судебная коллегия, вопреки доводам жалобы, находит обоснованным отказ суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства о проведении почерковедческой экспертизы подписи заявителя в листе беседы.
В связи с этим оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит, так как суд с достаточной полнотой исследовал материалы дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, установил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно определил и применил материальный закон, подлежащий применению к возникшим правоотношениям, свои выводы мотивировал.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены решения, судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Саратовского гарнизонного военного суда от 22 июля 2013 года по гражданскому делу по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N Овчинникова И.В. об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части N об отказе в принятии его на учёт нуждающихся в получении жилого помещения, действий командира войсковой части N, связанных с утверждением данного решения, и действий командиров войсковых частей N и N, связанных с увольнением заявителя с военной службы и исключением из списков личного состава части, соответственно, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя Овчинникова И.В. - без удовлетворения.
Председатель судебного состава
Приволжского окружного военного суда Н.А. Ляпин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.