Судебная коллегия по гражданским делам Псковского
областного суда
в составе
председательствующего Ельчаниновой Г.А.
судей Хряпиной Е.П., Ениславской О.Л.
при секретаре Беридзе Н.В.
рассмотрела в судебном заседании 29 октября 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Псковской области на решение Псковского городского суда Псковской области от 07 августа 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования ФТ - удовлетворить.
Признать за ФТ право на обеспечение жилым помещением за счет средств субъекта Российской Федерации.
Возложить на Администрацию города П обязанность по предоставлению ФТ на состав семьи один человек за счет средств субъекта РФ жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по договору специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 25 кв.м".
Заслушав доклад судьи Хряпиной Е.П., объяснения представителя Администрации Псковской области Белкина И.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя истца ФТ - адвоката МА., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФТ обратилась в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 ГПК РФ, к Администрации города П, Администрации Псковской области о признании за ней права на обеспечение жилым помещением и о предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска указала, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Её отец умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФФ. была ограничена в родительских правах решением Бежаницкого районного суда ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ истца находилась в О школе-интернате для детей - сирот. ДД.ММ.ГГГГ года мать истицы решением Бежаницкого районного суда лишена родительских прав, вследствие чего дети (истица и два ее брата) были переданы органам опеки и попечительства. С ДД.ММ.ГГГГ года ФТ обучалась и проживала в Красногородской школе-интернате, после окончания которой поступила в ГОУ " ПЛ города П. В период обучения в лицее была зарегистрирована и проживала в общежитии лицея по адресу: "адрес"
С целью реализации своего права на обеспечение жильем в период обучения в лицее ФТ неоднократно обращалась в Комитет по жилищным вопросам Администрации города П по вопросу признания её нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении ей жилья как сироте. Однако до настоящего времени жилье истице не предоставлено.
В судебном заседании суда первой инстанции истица ФТ. и её представитель МА исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Псковской области - БИ. иск не признал. Полагал, что истица имела бы право на обеспечение жильем, в случае обращения с соответствующим заявлением до достижения ею возраста 23 года. Просил о применении срока исковой давности и об отказе в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика Администрации города П и третьего лица Управления по учету и распределению жилой площади Администрации города П - ХС. иск не признал, пояснил, что до настоящего времени специализированный жилищный фонд для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе П не сформирован, исполнить решение суда невозможно. Кроме того, Администрация города П является ненадлежащим ответчиком, поскольку не обладает полномочиями по распоряжению средствами областного бюджета.
Представитель третьего лица - Главного Государственного Управления социальной защиты населения ПО - ЧН в судебном заседании исковые требования не признала. Полагала, что в связи с достижением возраста 23 лет у истицы отсутствует статус, позволяющий отнести ее к категории лиц, обладающих правом на обеспечение жильем.
Представитель третьего лица Территориального управления города Пскова ГГУ социальной защиты населения ПО КС в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, указывая на необоснованность заявленных требований по доводам, изложенным представителями ответчиков.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Псковской области просит о его отмене, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. В частности, в жалобе указывается на то, что суд необоснованно оставил без внимания положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которые к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относит лиц в возрасте до 23 лет, у которых до достижении ими возраста 18 лет умерли оба родителя, или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Указывает, что право на социальную поддержку, предоставляемую детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, должно быть реализовано до достижения ими возраста 23 года. Поскольку истице исполнилось 23 года ДД.ММ.ГГГГ, статус лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ею утрачен.
По мнению апеллятора, судом сделан неверный вывод об отсутствии оснований в применении общего срока исковой давности. Полагает, что возраст 23 года, установленный законом для обращения в уполномоченные органы, является пресекательным, в связи с чем к требованиям истца необходимо применять срок исковой давности. Довод суда первой инстанции о том, что требования основаны на реализации длящихся жилищных правоотношений, к которым срок исковой давности не применяется, основан на неправильном применении норм материального права. Апеллятор полагает, что истица не доказала допустимыми доказательствами свой довод о том, что до достижения возраста 23 лет обращалась в уполномоченный орган в комитет по жилищным вопросам Администрации города П с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении и о предоставлении жилья.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации Псковской области БИ поддержал доводы апелляционной жалобы и просил об ее удовлетворении.
Представитель истицы ФТ - адвокат МА не согласилась с доводами апелляционной жалобы, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель ответчика Администрации города П, представитель третьего лица Главного Государственного Управления социальной защиты населения ПО, представитель третьего лица Территориального управления П ГГУ социальной защиты населения ПО в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о рассмотрении жалобы извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении слушания дела не просили.
Неявка лиц, надлежащим образом извещенных о слушании дела и не просивших об отложении судебного разбирательства по уважительной причине, не препятствует рассмотрению дела по существу.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Установлено, что Филиппова Т.К. 1983 года рождения является лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, поскольку её мать - ФФ решением Бежаницкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении истицы ФТ. Отец истицы умер ДД.ММ.ГГГГ
С ДД.ММ.ГГГГ ФТ проживала в О школе-интернате для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находилась на полном государственном обеспечении.
При определении истицы в детский дом, распоряжением N от ДД.ММ.ГГГГ года за ней было сохранено жилое помещение по адресу: "адрес", впоследствии указанный дом сгорел, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ года за N, выданной Администрацией сельского поселения " ЧВ". Иного жилья истица не имеет.
С ДД.ММ.ГГГГ года ФТ обучалась в Государственном образовательном учреждении профессиональном лицее N 2 города П, в период обучения находилась на гособеспечении, с ДД.ММ.ГГГГ года проживала и была зарегистрирована по месту жительства в общежитии лицея.
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Комитет по жилищным вопроса Администрации горда П с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении и предоставлении жилья в связи с наличием у нее специального статуса, вх. N от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 26).
С ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована и проживала в жилом доме, в деревне Л, который занимала на основании договора аренды, заключенного с собственником жилого дома АП В настоящее время истица регистрации не имеет, проживает временно в жилом помещении по договору поднайма, заключенному с нанимателем жилого помещения, предоставленного по договору социального найма.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - граждане в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Перечисленные обстоятельства с учетом вышеприведенных положений закона свидетельствуют о том, что ФТ до достижения ею возраста 23-х лет относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Положениями части 2 пункта 1 статьи 8 Закона N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, до вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей") установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Тем самым государство с целью реализации конституционного права на жилище указанных категорий граждан приняло на себя публично-правовые обязательства по обеспечению их жильем.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Анализ норм права, регулирующих порядок предоставления жилья указанной категории граждан, позволяет сделать вывод о том, что обеспечение жилой площадью имеет заявительный характер, в связи с чем правовое значение имеет установление факта обращения гражданина в компетентный орган с заявлением о предоставлении ему жилья до достижения им 23-летнего возраста, а достижение указанного возраста не может являться основанием для лишения гражданина гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить ему жилое помещение.
Из материалов дела следует, что ФТ до достижения ею возраста 23-х лет обращалась в Комитет по жилищным вопросам с просьбой предоставить ей жилое помещение как сироте. Однако действенных мер по обеспечению ФТ. жильем в установленном порядке не было принято. А поэтому право ФТ., возникшее до достижения ею возраста 23 лет, но своевременно нереализованное по независящим от нее обстоятельствам, должно быть реализовано в установленном законом порядке, и, следовательно, подлежит судебной защите. Довод апелляционной жалобой о том, что данный факт не доказан надлежащими доказательствами, является несостоятельным и не может быть принят во внимание судебной коллегией.
Так, истицей представлена копия заявления в комитет по жилищным вопросам с оттиском штампа регистрации входящей корреспонденции, что подтверждает, что ФТ. обратилась в комитет ДД.ММ.ГГГГ года, вх. N Доказательств обратного ни ответчиками, ни представителем третьего лица - Управления по учету и распределению жилой площади Администрации города П суду не представлено.
С 01 января 2013 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 29.02.2012 года N 15-ФЗ в статью 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также статью 57 Жилищного кодекса РФ, устанавливающие иной порядок обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Так, согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Механизм реализации на территории Псковской области предусмотренных федеральным законом дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлен Законом Псковской области от 11.01.2005 N 411-оз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статья 8 которого предусматривает финансовое обеспечение этих гарантий субъектом, а Законом Псковской области от 03.06.2011 года N 1082-ОЗ (ред. от 10.01.2013) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления муниципальных образований, в том числе и муниципального образования " ГП", наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, относящихся к указанной категории.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 года действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
С учетом приведенных норм права и отсутствия у истицы иного жилья на условиях социального найма либо на праве собственности, суд первой инстанции, правильно установив правовой статус ФТ., дающий ей право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ, и факт обращения указанного лица за реализацией своего права на жилище в пределах установленного этим законом срока, пришел к верному выводу об отсутствии оснований для применения исковой давности и, как следствие, обоснованно удовлетворил иск, возложив на Администрацию города П обязанность по предоставлению ФТ за счет средств субъекта Российской Федерации благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
При изложенных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что ФТ до достижения 23-летнего возраста не заявляла о своем праве на получение жилья и, соответственного, не учитывалась уполномоченными органами, что является основанием для применения срока исковой давности, не могут быть приняты во внимание как не основанные на материалах дела и требованиях закона.
Таким образом, решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержат доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено. При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 327-328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Псковского городского суда Псковской области от 07 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий /подпись/ Ельчанинова Г.А.
Судьи /подписи/ Хряпина Е.П.
Ениславская О.Л. Копия верна.
Судья Псковского областного суда Хряпина Е.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.