Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Камышовой Т.В.
судей: Простовой С.В., Алферовой С.В.
с участием прокурора Бесединой Е.И.
при секретаре Обориной С.П.
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Камышовой Т.В. дело по апелляционной жалобе Администрации Красносулинского района Ростовской области на решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 16 августа 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Красный Сулин в интересах Анциферова А.Е. обратился в суд с иском к Администрации Красносулинского района Ростовской области, третьи лица - Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Правительства Ростовской области, Министерство общего и профессионального образования Ростовской области об обязании обеспечить жилым помещением специализированного фонда.
В обоснование иска сослался на то, что Анциферов А.Е., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, относится к категории лиц из числа детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, в виду того, что в несовершеннолетнем возрасте остался сиротой. Постановлением Главы администрации Красносулинского городского поселения от 21 июля 2011 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Анциферов А.Е. принят на квартирный учет с составом семьи 1 человек. В настоящее время Анциферов А.Е. состоит в общеобластном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 2011 года, до настоящего времени жильем не обеспечен.
Истец просил суд, обязать Администрацию Красносулинского района Ростовской области предоставить Анциферову А.Е. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее нормы предоставления.
Решением Красносулинского районного суда Ростовской области от 16 августа 2013 года постановлено обязать Администрацию Красносулинского района Ростовской области предоставить Анциферову А.Е. жилое помещение специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее нормы предоставления.
Не согласившись с постановленным решением суда первой инстанции, Администрация Красносулинского районного обратилась с апелляционной жалобой, сославшись на следующие обстоятельства.
Так апеллянт указывает на то, что дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
До настоящего времени субвенций из областного бюджета для обеспечения Анциферова А.Е. жилым помещением Правительством Ростовской области Красносулинскому району не выделены, в связи с чем, по мнению апеллянта, решение суда неисполнимо.
Просит решение суда отменить.
В возражении на апелляционную жалобу прокурор указывает на законность и обоснованность решения суда от 16 августа 2013 года, полагает, что оснований для его отмены не имеется.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав прокурора отдела прокуратуры Ростовской области Беседину Е.И., полагавшей, что оснований для отмены решения суда не имеется
, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя исковые требования о возложении на Администрацию Красносулинского района Ростовской области обязанности по предоставлению Анциферову А.Е. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, суд исходил из того, что Анциферов А.Е. относится к категории лиц из числа детей-сирот и имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются таким лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч. 7 ст. 8).
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (ч. 8 ст.8 Закона).
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось сторонами, что Анциферов А.Е., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Собственного жилья Анциферов А.Е. не имеет, не принимал участие в приватизации. Постановлением N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 21 июля 2011 года Главы администрации Красносулинского городского поселения Анциферов А.Е. был постановлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, как ребенок-сирота, оставшийся без попечения родителей.
Согласно списку Управления образования Красносулинского района Ростовской области N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 11 марта 2013 года детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, состоящих на квартирном учете в Красносулинском районе, достигших возраста 18 лет, Анциферов А.Е. состоит под номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
Согласно сводному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на 2014-20116г.г., Анциферов А.Е. включен в этот список под номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Однако до настоящего времени Анциферов А.Е. не обеспечен жилым помещением, ввиду отсутствия соответствующего финансирования из бюджета Ростовской области на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На территории Ростовской области вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируются Областным законом Ростовской области от 22 июня 2006 года N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу ст. 1 Областного закона Ростовской области от 22 июня 2006 года N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - государственные полномочия).
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд обоснованно пришел к выводу о возложении на Администрацию Красносулинского района Ростовской области обязанности предоставить Анциферову А.Е. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Правильным является и вывод суда о том, что жилое помещение Анциферову А.Е. должен предоставить орган местного самоуправления, поскольку он наделен полномочиями по обеспечению детей-сирот вне очереди жилой площадью не ниже установленных законодательством РФ социальных норм.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, на основании анализа представленных сторонами доказательств, объяснений сторон, правильно определив правоотношения сторон, применив закон, подлежащий применению не допустив нарушения норм материального и процессуального права, постановил законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы о том, что дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов РФ, и при отсутствии решения компетентного органа о выделении денежных средств на обеспечение жилым помещением Анциферова А.Е. несостоятельны, поскольку действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения.
Исходя из требований ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции. Изложенные в апелляционной жалобе доводы основаны на неверном толковании норм права и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены постановленного решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда постановленным на основании полной и всесторонней оценки обстоятельств дела, в соответствии с требованиями закона, в связи, с чем основания к отмене по существу правильного судебного решения отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 16 августа 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Красносулинского района без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.