Судебная коллегия по гражданским делам
Ростовского областного суда в составе
председательствующего судьи Шикуля Е.В.,
судей Чайка Е.А., Абрамова Д.М.,
при секретаре Магакьян Е.М.,
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Чайка Е.А. дело по апелляционной жалобе ООО "АзовТрансТерминал" на решение Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 27 августа 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Пролетарского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к ООО "АзовТрансТерминал" об обязании выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой и разработать локальный нормативный акт, регламентирующий трудовые отношения с инвалидами.
В обоснование своих требований прокурор указал, что в ходе проведения прокуратурой Пролетарского района г. Ростова-на-Дону проверки исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что как предприятие, численность работников которого составляет более 100 человек, ООО "АзовТрансТерминал" обязано выделять квоту для трудоустройства инвалидов в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников. Согласно приказу Министерства труда и социального развития Ростовской области от 12.04.2013 года N 131 ООО "АзовТрансТерминал" входит в перечень организаций, которым установлена квота для трудоустройства инвалидов, в связи с чем оно должно создать для них 6 рабочих мест. Однако по состоянию на 25 июня 2013 года численность работников ООО "АзовТрансТерминал" составляет 150 человек, а в организации не трудоустроено ни одного инвалида.
По этим основаниям прокурор, уточнив в ходе судебного разбирательства исковые требования, просил суд обязать ООО "АзовТрансТерминал" выделить 4 % рабочих мест от среднесписочной численности работников для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой и обязать ответчика разработать локальный нормативный акт, регламентирующий трудовые отношения с инвалидами.
Представители ООО "АзовТрансТерминал" исковые требования не признали.
Суд постановил решение, которым исковые требования удовлетворил.
В апелляционной жалобе ООО "АзовТрансТерминал" просит об отмене решения, как незаконного и необоснованного, направленного на ограничение имущественных прав ответчика, в том числе на нарушение принципа самостоятельного ведения экономической деятельности.
Апеллянт указывает, что количество рабочих мест, на которые могут быть трудоустроены инвалиды, составляет не 150, а 39 единиц, остальные же рабочие места (плавсостав) не могут быть заняты инвалидами, т.к. к такой работе допускаются только лица, годные по состоянию здоровья. Поэтому апеллянт считает, что выделять места для трудоустройства инвалидов Общество не обязано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ООО "АзовТрансТерминал" Липова А.В., поддержавшего доводы жалобы, прокурора отдела прокуратуры Ростовской области Корниенко Г.Ф., полагавшую, что оснований для отмены решения не имеется, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно статье 20 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в частности, установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
При этом статьёй 21 указанного Федерального закона установлено, что работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников.
Из части 2 статьи 3 Областного закона Ростовской области от 07.03.2006 г. N 461-ЗС "О квотировании рабочих мест для инвалидов в Ростовской области" следует, что работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют квотируемые рабочие места за счет собственных средств.
В соответствии со статьёй 4 того же Областного закона работодателям, осуществляющим деятельность на территории Ростовской области, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников.
Размер установленной квоты для приема на работу инвалидов включает количество рабочих мест, на которых работают ранее принятые инвалиды.
Порядок квотирования рабочих мест для инвалидов определяется Правительством Ростовской области. Перечень организаций, которым устанавливается квота для приема на работу инвалидов, утверждается органом исполнительной власти Ростовской области, обеспечивающим проведение единой государственной политики в области труда и социальной защиты населения.
Во исполнение постановления Правительства Ростовской области от 01.06.2012 года N 476 "О Порядке квотирования рабочих мест для инвалидов в Ростовской области" приказом Минтруда Ростовской области от 31 мая 2013 года N 290 утверждён Перечень организаций, которым устанавливается квота для приема на работу инвалидов в соответствии с Областным законом от 07.03.2006 N 461-ЗС "О квотировании рабочих мест для инвалидов в Ростовской области".
Этот Перечень содержит наименования организаций, а также наименования городских округов и муниципальных районов, на территории которых осуществляется их деятельность, и под номером 508 в этом Перечне указано ООО "АзовТрансТерминал".
Принимая решение, суд установил, что согласно штатному расписанию НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, утверждённому приказом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 24.05.2013 года, численность работников ООО "АзовТрансТерминал" составляет 107 штатных единиц.
По информации, предоставленной ООО "АзовТрансТерминал" в ГКУ РО "Центр занятости населения г. Ростова-на-Дону", среднесписочная численность работников по состоянию на 25 июня 2013 года составляла 150 человек, в организации не трудоустроено ни одного инвалида, что, принимая во внимание обязанность работодателя создавать, выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, является нарушением требований закона и основных конституционных гарантий трудовой занятости, предоставляемых инвалидам органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Суд указал, что при среднесписочной численности работников ООО "АзовТрансТерминал" 150 человек квота для трудоустройства инвалидов составит 6 рабочих мест, которых фактически не выделено и не создано, что, в свою очередь, ограничивает гражданские, экономические и политические права и свободы инвалидов.
Доводы ответчика об отсутствии на предприятии вакантных рабочих мест, которые могли бы занимать инвалиды, суд отклонил, указав, что установленная законом обязанность работодателя по трудоустройству инвалидов предполагает принятие им самостоятельно и под свою ответственность необходимых кадровых решений в целях осуществления эффективной экономической деятельности и не может расцениваться как неоправданное ограничение его имущественных прав и нарушение конституционно-правового режима стабильности условий хозяйствования.
С учётом этих обстоятельств суд исковые требования удовлетворил.
Судебная коллегия находит, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны тем, которые проверялись судом первой инстанции при разрешении спора и были обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, приведённым в постановленном по делу решении, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не находит.
Возражения представителя ответчика относительно включения ООО "АзовТрансТерминал" в Перечень организаций, которым устанавливается квота для приема на работу инвалидов, юридического значения для рассмотрения настоящего дела не имеет, поскольку приказ министерства труда и социального развития Ростовской области, которым этот Перечень утверждён, ответчиком не оспорен, а вопрос о правомерности включения его в указанный Перечень в предмет доказывания по настоящему делу не входит.
В связи с этим у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит обстоятельств, которые не были бы исследованы, либо опровергали бы выводы суда. Оснований к отмене решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает. Нарушений норм материального, гражданского процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения, не установлено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 27 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "АзовТрансТерминал" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.