Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Худяковой И.Н.
судей: Малиновского В.В., Власовой А.С.
с участием прокурора Бесединой Е.И.
при секретаре Обориной С.П.
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Власовой А.С. дело по апелляционной жалобе Администрации г. Зверево на решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 20 августа 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Зверево в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г. Зверево об обязании принять меры по организации водоотведения от жилых домов N N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в соответствии со СаНПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" и Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МКД 3-02.2001, утвержденными приказом Госстроя РФ от 30.12.1999г. N 168, и установить срок для исполнения.
В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой г.Зверево проверки исполнения органом местного самоуправления полномочий по организации в границах муниципального образования "Город Зверево" электро- тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, установлено, что водоотведение от многоквартирных жилых домов NN НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН не организовано. Канализационные трубы централизованной системы водоотведения от данных жилых домов находятся в нерабочем состоянии. Сбор бытовых стоков из жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, а также из помещений, входящих в состав общего имущества, осуществляемый по внутридомовым инженерным системам водоотведения, производится в смотровые канализационные колодцы, предназначенные для осмотра состояния канализационных труб. Выход сточных вод из последнего по последовательности смотрового колодца в централизованную систему канализации при наличии выходной канализационной трубы не производится, что приводит к заполнению смотровых канализационных колодцев сточными водами. Откачивание нечистот из смотровых колодцев не обеспечивает надлежащее санитарное состояние территории. По информации жильцов домов NN НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН водоотведение от указанных многоквартирных жилых домов не осуществляется надлежащим образом с 2008-2009 г.г.
Согласно экспертным заключениям ФБУЗ " ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА" NN НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 14.09.2012г. вследствие систематического переполнения смотровых канализационных колодцев сточными водами, условия проживания в жилых домах NN НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН и содержание находящихся в этих домах подвальных помещений не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.22645-10.
Истец полагал, что неисполнение Администрацией г. Зверево в нарушение требований действующего законодательства обязанностей по организации водоотведения от указанных жилых домов ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения муниципального образования, угрозу возникновения эпидемий инфекционных заболеваний от заполнения необеззараженными сточными водами смотровых колодцев.
Также указал, что постановлением территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РО в городах ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА от 14.11.2012г., признанным законным решением Арбитражного суда Ростовской области от 07.02.2013г., Администрация г.Зверево привлечена к административной ответственности по статье 6.3. КРФ об АП, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей. Представление территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в городах ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 14.11.2012г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, не выполнено.
Обосновывая право на обращение в суд истец указал, что настоящие требования заявлены в соответствии с абз. 7 ст. 12 ГК РФ, предусматривающим защиту гражданских прав путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, направлены на обеспечение реализации органом местного самоуправления полномочий, возложенных на него законом, а также на защиту прав и безопасности неопределенного крута лиц.
С учетом уточненных требований, просил обязать Администрацию г.Зверево принять меры по организации водоотведения от жилых домов N N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в соответствии со СаНПиН 2.1.2.2645-10 и Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МКД 3-02.2001, утвержденными приказом Госстроя РФ от 30.12.1999г. N168.
Определением Красносулинского районного суда Ростовской области от 11.06.2013г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечен совет дома N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в лице членов совета дома Дьяконова В.П. и Тумановой Л.А.
Решением Красносулинского районного суда Ростовской области от 20.08.2013г. суд обязал Администрацию г. Зверево принять меры по организации водоотведения от жилых домов NN НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в соответствии с требованиями СаНПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" и Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МКД 3-02.2001, утвержденными приказом Госстроя РФ от 30.12.1999г. N168.
Не согласившись с постановленным решением суда первой инстанции, Администрация г.Зверево обратилась с апелляционной жалобой, ссылаясь на то, что судом не было учтено, что дома N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, как и канализационные сети в районе данных домов не значатся в реестре муниципальной собственности. В соответствии с решением Арбитражного суда Ростовской области от 29.12.2010г. канализационные сети г.Зверево находятся в собственности ООО " ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА".
Ссылаясь на положения ФЗ от 07.12.12.2011г. N416 "О водоснабжении и водоотведении", заявитель указывает на то, что полномочиями по организации водоотведения наделены собственники или хозяйствующие субъекты.
Просит решение суда первой инстанции отменить.
В возражениях на апелляционную жалобу Дьяконов В.П. и Прокуратура г.Зверево указывают на законность и обоснованность решения суда, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение действующего законодательства Администрация г. Зверево ненадлежащим образом выполняет свои обязанности по организации водоотведения от жилых многоквартирных домов NN НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения г. Зверево.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определены основные принципы охраны окружающей среды, в том числе соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.
Положениями ст. 51 Закона N 7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу ст. 12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии со ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды (ст. 44 Водного кодекса РФ).
В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 10 Закона N 7-ФЗ управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов (ст. 6 Федерального закона N 461 от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении").
Судом достоверно установлено, что после ликвидации МУП " ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА" г. Зверево, водоотведение в городе Зверево осуществляется ОАО " ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА".
Смотровой колодец, в котором идет скапливание канализационных стоков расположен на расстоянии 50 метров от жилых многоквартирных домов NN НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, на земле принадлежащей МО "Город Зверево".
Как следует из содержащегося в материалах дела письма ОАО " ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА" от 30.09.2010г., границей балансовой принадлежности является 1-й смотровой колодец, и поэтому неисправность канализации в подвале обязаны устранять собственники многоквартирных жилых домов. Канализационная сеть от жилых домов NN НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН находится в нерабочем состоянии, а Зверевский филиал ОАО " ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА" регулярно откачивает сточные воды из смотровых канализационных колодцев, не допуская их переполнения.
Из имеющегося в материалах дела протокола об административном правонарушении от 25.10.2012г. N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН следует, что водоотведение от жилых домов NN НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по ул. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН не организовано. Канализационные трубы централизованной системы водоотведения от жилых домов NN НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, находятся в нерабочем состоянии. Сбор бытовых стоков из жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, а так же из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, осуществляемый по внутридомовым инженерным системам водоотведения, производится в смотровые канализационные колодцы, предназначенные для осмотра состояния канализационных труб. Выход сточных вод из последнего колодца в централизованную систему канализации при наличии выходной канализационной трубы, не производится, что приводит к заполнению смотровых канализационных колодцев сточными водами. Отсутствие водоотведения от жилых домов N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН приводит к нарушению гражданских прав жителей данных домов на благоприятную окружающую среду. Ставится под угрозу их санитарно-эпидемиологическое благополучие, имеется угроза возникновения эпидемии инфекционных заболеваний в связи с возможностью проникновения сточных вод за пределы смотровых колодцев, не предназначенных для сбора сточных вод.
Согласно представлению об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 14.11.2012г., а также постановлению по делу об административном правонарушении N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 14.11.2012г., данная ситуация сложилась в связи с отсутствием контроля за удалением сточных канализационных вод со стороны городской администрации, что приводит к бактериологическому загрязнению почвы вокруг жилых домов, а также создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Из материалов дела следует, что решением арбитражного суда от 07.02.2013г. постановление территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в городах ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА от 14.11.2012г. о привлечении Администрации г. Зверево к административной ответственности по ст.6.3 КОАП РФ (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий) оставлено без изменения, а жалоба Администрации г. Зверево без удовлетворения.
Из данного судебного акта усматривается, что на основании предписания N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 12.09.2012г. года ФБУЗ " ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА" проведена экспертиза по установлению вредного воздействия на человека факторов среды обитания по адресам домов NN НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Согласно экспертным заключениям ФБУЗ " ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА" NN НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 14.09.2012г. вследствие систематического переполнения смотровых канализационных колодцев сточными водами, условия проживания в жилых домах N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН и содержание находящихся в этих домах подвальных помещений не соответствуют требованиям п. 9.2. СанПиН 2.1.22645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", переполнен 4-й колодец расположенный в 50 метрах от дома, из которого периодически откачиваются нечистоты, также заполнен доверху, что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.22645-10.
В соответствии с ч.3 ст.61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
Учитывая изложенное и исходя из приведенных выше положений правовых норм, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что обязанности организации водоотведения и канализации от жилых домов N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН отнесены к компетенции Администрации г.Зверево. При этом доводы ответчика о том, что данные обязанности возложены на собственников жилых домов и канализационных систем, которыми они не являются, суд обоснованно отклонил, что отражено в обжалуемом судебном акте, и с чем судебная коллегия соглашается.
Непринятие администрацией мер к обеспечению водоотведения и очистке сточных вод противоречит требованиям природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" право каждого на благоприятную окружающую среду, и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, и принимая во внимание, что Администрацией г.Зверево не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии каких-либо мер по организации водоотведения и канализации от указанных домов, а также об устранении причин и условий, способствовавших созданию сложившейся ситуации, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворении требований прокурора об обязании Администрации г.Зверево принять меры по организации водоотведения от жилых домов NN НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в соответствии с требованиями СаНПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" и Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МКД 3-02.2001, утвержденными приказом Госстроя РФ от 30.12.1999г. N168.
Довод о том, что дома N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, как и канализационные сети в районе данных домов не значатся в реестре муниципальной собственности, коллегия признает несостоятельным, поскольку обязанность разграничить и внести в реестр муниципальную собственность лежит на Администрации г. Зверево. Как следует из норм Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (в ред. от 24.12.1993)"О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", объекты государственной собственности - жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам- передаются в муниципальную собственность городов. Таким образом, указанное обстоятельство не освобождает ответчика от обязанности по надлежащей организации водоотведения.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалась администрация в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 ГПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 20 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г.Зверево - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.