Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Зинкиной И.В.
судей Руденко Т.В. и Толстика О.В.
с участием прокурора Бесединой Е.И.
при секретаре Колесниковой Е.А.
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Руденко Т.В.
дело по апелляционной жалобе Администрации Морозовского района Ростовской области, апелляционному представлению Прокурора Морозовского района Ростовской области на решение Морозовского районного суда Ростовской области от 16 августа 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Морозовского района Ростовской области в интересах Нейликовой Т.В. обратился в суд с иском к Администрации Морозовского района Ростовской области, третье лицо Правительство Ростовской области об обязании предоставить вне очереди жилое помещение специализированного фонда, по нормам предоставления площади жилого помещения, установленным действующим законодательством.
В обоснование требований указал, что Нейликова Т.В., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы Администрации Морозовского района Ростовской области от 25.12.2009 г. N376 поставлена на муниципальный квартирный, и подлежала обеспечению жилым помещением в 2012 году. Администрацией Морозовского района Ростовской области до настоящего времени жилье Нейликовой Т.В. не предоставлено.
Решением Морозовского районного суда Ростовской области от 16 августа 2013 года постановлено обязать Администрацию Морозовского района Ростовской области предоставить Нейликовой Т.В., во внеочередном порядке по договору найма специализированных жилых помещений, благоустроенное жилое помещение, по нормам предоставления площади жилого помещения, установленным действующим законодательством.
В апелляционной жалобе Администрация Морозовского района Ростовской области просит решение суда отменить, как незаконное, принятое с нарушением норм материального права.
Апеллянт обращает внимание, что в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 N 539, установлен порядок предоставления жилого помещения детям сиротам, в соответствии с которым Министерство общего и профессионального образования Ростовской области формирует и предоставляет общеобластной список на трехлетний период и Нейликова Т.В. включена в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в трехлетний период - с 2013 по 2015 года.
В жалобе заявитель указывает, что обеспечение жилыми помещения указанной категории лиц является исключительно расходным обязательством субъекта и Администрация Морозовского района не может осуществлять финансирование приобретения жилого помещения для истца, поскольку это будет являться прямым нарушением бюджетного законодательства и приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств.
Апеллянт обращает внимание судебной коллегии на то, что в настоящее время Администрацией Морозовского района Ростовской области заключен договор участия в долевом строительстве, в соответствии с ним для Неликовой Т.В. выделена кв. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА кв. м, которая будет передана по акту приема-передачи.
В жалобе указано на нарушение норм материального права, в случае возложения обязанности по внеочередному порядку предоставления и приобретения администрацией района жилого помещения.
С апелляционным представлением обратился Прокурор Морозовского района Ростовской области, в котором указано на несогласие с решением суда в части обязания жилое помещение вне очереди, просил суд изменить решение, исключив из резолютивной части слова "вне очереди", в остальной части решение суда оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, изучив материалы дела, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и просившего его изменить лишь в части порядка предоставления жилья, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены правильного по существу решения суда, но считает необходимым изменить решение суда в части и приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Нейликова Т.В., 1994 года рождения, на основании Постановления главы Администрации Морозовского района Ростовской области от 25.12.2009 г. N376 поставлена на муниципальный квартирный учет и включена в общеобластной список на обеспечение жилым помещением.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости восстановления нарушенных прав истца и принял обжалуемое решение, которым обязал Администрацию Морозовского района Ростовской области предоставить Нейликовой Т.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда, по нормам предоставления площади жилого помещения, установленным действующим законодательством, по договору найма специализированных жилых помещений.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции в части предоставления жилого помещения вне очереди согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Абзацем вторым п. 1 ст. 8 указанного Закона, в редакции действовавшей до 1 января 2013 года, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
П. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, (действовавшего также до 1 января 2013 года), предусматривалось, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" принята новая редакция статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 1 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
Поскольку введенный Федеральным законом N 15-ФЗ новый порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовали право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года независимо от их возраста (пункт 2 статьи 4 Федерального закона N 15-ФЗ), при вынесении обжалованного решения подлежала применению новая редакция ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ независимо от времени поступления иска и момента возникновения спорных правоотношений.
Вступившая с 1 января 2013 года в законную силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
К законодательству Российской Федерации относится в данном случае статья 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 29.02.2012г. N15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, установленные Федеральным законом обязательства не исполнило, имеет место нарушение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку их право на получение жилья не реализовано. Нахождение в списках нуждающихся, выделение субвенций на приобретение жилья, заключение муниципальным образованием договора на строительство жилья для указанной категории лиц, с последующим предоставлением жилья после ввода объекта в эксплуатацию, нельзя расценивать как отсутствие нарушения прав указанной категории лиц, поскольку их право на обеспечение жилыми помещениями, как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент обращения в суд, не реализовано, жилье не получено.
С учетом изложенного, обжалуемое решение подлежит изменению в указанной части, а в остальной части-оставлению без изменения.
Ссылка представителя Администрации Морозовского района Ростовской области на то, что обязательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, и могут быть возложены на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, не может быть признана основанием для отмены решения суда, поскольку выводы суда не свидетельствуют об обратном.
Действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения.
Кроме того, исходя из требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список вне очередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Довод апелляционной жалобы Администрации Морозовского района Ростовской области о неправомерное указание судом на признание ответчиком исковых требований, также подлежит отклонению, поскольку правового значения для принятия правильного решения в данном случае не имеет, и на выводы суда первой инстанции не повлиял.
Ссылка в жалобе на обеспечение Нейликовой Т.В. в срок до 15.11.2013 года однокомнатной квартирой не является основанием для отмены решения суда, поскольку на момент рассмотрения дела в суде и вынесения решения право истца на жилое помещение нарушено и доказательств обратному не представлено.
В целом доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции и влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Вместе с тем, судебная коллегия, учитывая изложенное выше относительно обязания ответчика предоставить жилое помещение вне очереди, принимая во внимание, что обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно, считает возможным в силу ст.328 ГПК РФ в рамках полномочий, предоставленных суду апелляционной инстанции, решение суда в этой части изменить, исключив указание на необходимость предоставления жилого помещения во внеочередном порядке, а в остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Морозовского районного суда Ростовской области от 16 августа 2013 года - в части обязания Администрации Морозовского района Ростовской области предоставить Нейликовой Т.В. жилое помещение вне очереди изменить, исключив из резолютивной части решения слова "вне очереди".
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Морозовского района Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.