Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шикуля Е.В.,
судей Чайка Е.А., Сачкова А.Н.,
при секретаре Магакьян Е.М.,
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Чайка Е.А. дело по апелляционной жалобе Борзовой О.И. на решение Каменского районного суда Ростовской области от 10 сентября 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Борзова О.И. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) начальника Управления социальной защиты населения администрации Каменского района Киричковой Е.Л.
В обоснование своих требований заявительница указала, что она является депутатом Каменского районного Собрания депутатов и членом постоянной комиссии по социальным вопросам, правопорядку и защите прав граждан. В таком качестве на официальном бланке Собрания депутатов она обратилась к начальнику УСЗН администрации Каменского района с просьбой о предоставлении ей надлежащим образом заверенных должностных инструкций начальника УСЗН и специалиста 2 категории по юридическим вопросам, мотивируя просьбу тем, что ей необходимо подготовить доклад к заседанию вышеуказанной постоянной комиссии. Начальник УСЗН отказала заявительнице в предоставлении указанных документов, сославшись на то, что в полномочия депутата Каменского районного Собрания депутатов не входит право запрашивать должностные инструкции муниципальных служащих.
Указанные действия начальника УСЗН заявительница считает незаконными, поскольку действующее законодательство не ограничивает право депутата на получение необходимой информации в устной или письменной форме, и не предоставляет муниципальным служащим право решать, какую информацию предоставлять депутату, а какую нет. Отказом в предоставлении необходимой информации начальник УСЗН нарушила её права, как депутата и члена постоянной комиссии, на получение необходимой информации для осуществления контроля за исполнением законодательства и соблюдением прав граждан, создала препятствия для подготовки доклада в постоянной комиссии по социальным вопросам, правопорядку и защите прав граждан.
По этим основаниям заявительница просила суд признать незаконным действие (бездействие) начальника УСЗН администрации Каменского района Киричковой Е.Л., выразившееся в отказе в предоставлении необходимой информации - должностных инструкций - заявителю, обязать устранить допущенные нарушения путем предоставления надлежащим образом заверенных копий должностных инструкций начальника и специалиста 2 категории по юридическим вопросам УСЗН администрации Каменского района.
Решением Каменского районного суда Ростовской области от 10 сентября 2013 года в удовлетворении заявления Борзовой О.И. отказано.
Принимая решение, суд установил, что Борзова О.И. является депутатом Каменского районного Собрания депутатов и членом постоянной комиссии по социальным вопросам, правопорядку и защите прав граждан Каменского районного собрания депутатов.
В соответствии с законом депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.
21.06.2013 года депутат Каменского районного Собрания депутатов Борзова О.И. обратилась к начальнику Управления социальной защиты населения Администрации Каменского района с заявлением о предоставлении ей должностной инструкции начальника УСЗН и специалиста 2 категории по юридическим вопросам, поскольку на официальном сайте администрации Каменского района на странице УСЗН нет публикации Положения об УСЗН и полномочий начальника УСЗН, а истребуемая информация необходима для подготовки доклада в постоянной комиссии по социальным вопросам, правопорядку и защите прав граждан Каменского районного Собрания депутатов.
05.07.2013 года заявительнице был дан ответ о том, что Положение об УСЗН администрации Каменского района Ростовской области утверждено решением Каменского районного Собрания депутатов 30.11.2011 года за N 73, было опубликовано в средствах массовой информации и размещено на сайте администрации Каменского района, а согласно Уставу муниципального образования запрашивать должностные инструкции муниципальных служащих не входит в полномочия депутата Каменского районного Собрания депутатов.
При рассмотрении дела судом также было установлено, что Положение об УСЗН администрации Каменского района Ростовской области является нормативно-правовым актом, размещено на сайте администрации Каменского района - http://kamray.donland.ru на странице УСЗН и было опубликовано в газете "Земля", в связи с чем находится в общем свободном доступе для всех заинтересованных лиц в библиотеке и в Интернете.
Указанным Положением подробно регламентирован порядок создания УСЗН администрации Каменского района Ростовской области, его статус, задачи, функции, полномочия, права и обязанности, ответственность руководителя, начальников структурных подразделений и работников данного отраслевого органа администрации Каменского района за неисполнение предусмотренных законом и Положением задач, функций и полномочий.
Разрешая заявленные требования, суд руководствовался ст. 29 Конституции РФ, положениями Федерального закона от 09.02.2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Устава муниципального образования "Каменский район", утвержденного решением Каменского районного Собрания депутатов N 123 от 24.10.2012 года, и пришёл к выводу, что депутат вправе по письменному обращению истребовать не любую информацию и документы, а только те, которые необходимы ему для осуществления его полномочий, и те документы, выдача которых не ограничена законом.
Суд указал, что должностные инструкции начальника УСЗН и специалиста 2 категории являются внутренними локальными документами организационно-распорядительного характера и одновременно приложением к трудовому договору с работником, а, следовательно, содержат персональные данные.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии оснований к удовлетворению требований заявительницы, а также об отсутствии доказательств того, что запрашиваемая ею информация затрагивает её права и законные интересы, непосредственно связана с их защитой и осуществлением депутатской деятельности по вопросам местного значения муниципального района.
Отклоняя доводы заявительницы о наличии у неё права получить запрашиваемую информацию, поскольку УСЗН финансируется за счёт местного бюджета, суд сослался на то, что финансирование УСЗН администрации Каменского района осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ - Ростовской области, и не отнесено к вопросам ведения Каменского районного Собрания депутатов.
В апелляционной жалобе Борзова О.И. просит решение отменить, считая, что судом неправильно применён материальный и процессуальный закон, т.к. депутат имеет право контролировать исполнение должностными лицами органов местного самоуправления требований нормативно-правовых актов органов местного самоуправления; указывает, что финансирование УСЗН осуществляется как из бюджета субъекта РФ, так и из местного бюджета, а должностные инструкции начальника и сотрудников УСЗН вместе с Положением об УСЗН составляют единую правовую систему, находящуюся в сфере депутатского контроля, и подлежат не только предъявлению депутату, но и обнародованию.
Кроме того, апеллянт полагает, что суд неправомерно допустил к участию в деле представителей заинтересованного лица в связи с отсутствием у них надлежащих полномочий.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав Борзову О.И., представителя начальника УСЗН администрации Каменского района Киричковой Е.Л. Брылёву А.В., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно статье 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
При этом, в силу статьи 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Заявитель же должен обосновать и доказать факт нарушения его прав в результате совершения оспариваемых действий или принятия решений.
В данном случае заявительница оспаривает ответ начальника УСЗН администрации Каменского района Киричковой Е.Л. от 05.07.2013 года на обращение депутата Борзовой О.И. от 21.06.2013 года.
В силу положений статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий (часть 1).
Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 5.1).
Гарантии осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (далее - лица, замещающие муниципальные должности) в Ростовской области определены Областным законом Ростовской области от 13.10.2008 г. N 103-ЗС.
Согласно статье 4 указанного закона лицо, замещающее муниципальную должность, вправе обратиться по вопросам, связанным с осуществлением своих полномочий, в органы местного самоуправления, к должностным лицам органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также должностным лицам организаций, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, по вопросам, отнесенным к их ведению.
Органы местного самоуправления, должностные лица органов местного самоуправления, а также должностные лица организаций, к которым обратилось лицо, замещающее муниципальную должность, обязаны дать письменный ответ на обращение не позднее 30 дней со дня его получения.
Вмешательство лица, замещающего муниципальную должность, в деятельность государственных, правоохранительных и судебных органов не допускается.
Обращаясь к начальнику УСЗН администрации Каменского района с просьбой о предоставлении надлежаще заверенных копий должностных инструкций начальника УСЗН и специалиста 2 категории по юридическим вопросам, депутат Борзова О.И. обосновала её необходимостью подготовки доклада в постоянной комиссии по социальным вопросам, правопорядку и защите прав граждан Каменского районного Собрания депутатов (л.д. 7).
Между тем материалы дела не содержат данных о том, для решения какого именно вопроса требуются указанные документы, а также доказательств тому, что непредоставление этих документов препятствует осуществлению заявительницей депутатских полномочий.
Учитывая, что должностная инструкция представляет собой организационно-правовой акт, определяющий права, обязанности и ответственность государственного гражданского служащего или муниципального служащего при осуществлении им служебной деятельности согласно занимаемой должности, она не регулирует общественные отношения, относящиеся к вопросам ведения постоянной комиссии по социальным вопросам, правопорядку и защите прав граждан Каменского районного Собрания депутатов (вопросы социальной политики, правопорядка, прав граждан), то оснований для признания обжалуемых действий не соответствующими закону и нарушающими права заявительницы судебная коллегия не усматривает.
Поскольку материалами дела подтверждается соответствие оспариваемых действий положениям действующего законодательства, и совокупности обстоятельств, при наличии которых заявление подлежит удовлетворению, не установлено, то у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для признания решения суда первой инстанции не соответствующим закону.
Ссылки заявительницы на отсутствие у представителя заинтересованного лица надлежаще оформленных полномочий опровергаются материалами дела (л.д. 24).
Доводы апелляционной жалобы не содержат данных, свидетельствующих о нарушении заинтересованным лицом положений действующего законодательства, выводов суда не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, сводятся к переоценке доказательств и субъективному толкованию норм материального права, в связи с чем не могут повлечь отмену постановленного решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Каменского районного суда Ростовской области от 10 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Борзовой О.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.