Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего судьи Жиляевой О.И.,
судей: Варламовой Н.В., Авиловой Е.О.,
с участием прокурора: Горбатько И.А.,
при секретаре: ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Варламовой Н.В. гражданское дело по иску прокурора Ремонтненского района Ростовской области в интересах Сардак В.Н. к Управлению социальной защиты населения Администрации Ремонтненского района Ростовской области, третье лицо: Министерство труда и социального развития Ростовской области, о признании действий УСЗН по расчету и выплате компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг только на долю педагогического работника незаконными и обязании произвести перерасчет размера указанной компенсации по апелляционной жалобе УСЗН Администрации Ремонтненского района Ростовской области на решение Ремонтненского районного суда Ростовской области от 02.09.2013 г.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ремонтненского района Ростовской области обратился в суд в интересах Сардак В.Н. с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации Ремонтненского района Ростовской области (далее УСЗН Ремонтненского района РО) о признании действий УСЗН по расчету и выплате компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг только на долю педагогического работника незаконными и обязании произвести перерасчет размера указанной компенсации.
В обоснование заявленных требований прокурор указывал, что прокуратурой района по обращению Сардак В.Н. была проведена проверка исполнения требований законодательства по возмещению расходов на оплату жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, а так же пенсионерам из их числа.
Установлено, что Сардак В.Н. с 01.09.1987 г. и до настоящего времени является педагогическим работником и получателем адресной социальной помощи в виде социальных льгот, предусмотренных Областным законом от 17.01.2005 N 274-ЗС.
Однако, УСЗН Ремонтненского района расчет выплат Сардак В.Н. производился в нарушение норм закона из расчета 4 зарегистрированных совместно проживающих с ней членов семьи. На момент обращения с иском в суд выплата компенсации Сардак В.Н. на оплату жилого помещения и коммунальных услуг составила ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.
Проверкой установлено, что расход денежных средств на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в мае 2013 года составил ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА., что превышает размер выплачиваемой ей компенсации.
Действующий в настоящее время порядок предоставления мер социальной поддержки, определенный Постановлением Правительства Ростовской области от 15.11.2011 г. N 232, не содержит норм, ограничивающих право педагогических работников на 100% компенсацию их расходов по оплате за жилое помещение, отопление и освещение.
Истец находит незаконными действия УСЗН Ремонтненского района по расчету и выплате льгот по оплате жилья и коммунальных услуг только на долю педагогического работника, а также пенсионера из их числа, противоречащими как федеральному законодательству, так и определению Верховного Суда РФ от 13.04.2011 г. N 41-Г11-24, и нарушающими гарантированное федеральным законодательством право вышеуказанной категории граждан на 100 процентное возмещение понесенных расходов по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг.
С учетом изложенных обстоятельств, прокурор Ремонтненского района Ростовской области просил суд признать действия УСЗН Администрации Ремонтненского района по расчету и выплате компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг только на долю педагогического работника - учителя МБОУ Ремонтненская СОШ N 2 Сардак В.Н. незаконными, обязать ответчика произвести перерасчет размера указанных льгот Сардак В.Н. с 01.05.2005 г. и по 01.06.2013 г., исходя из 100 % компенсации расходов по оплате за жилье и коммунальные услуги, без учета доли занимаемой Сардак В.Н. общей площади жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца требования уточнил, просил произвести перерасчет с 04.07.2010 г., просил уточненный иск удовлетворить.
Сардак В.Н. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика - Кашуба О.Д. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать.
Представитель 3-го лица - Министерства труда и социального развития Ростовской области в судебное заседание не явился.
Решением Ремонтненского районного суда Ростовской области от 02.09.2013г. уточненные исковые требования прокурора Ремонтненского района Ростовской области в интересах Сардак В.Н. удовлетворены.
Действия УСЗН Администрации Ремонтненского района Ростовской области по расчёту и выплате компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг только на долю педагогического работника признаны незаконными.
На УСЗН Администрации Ремонтненского района Ростовской области возложена обязанность произвести перерасчет размера компенсации в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100% платы за жилое помещение и коммунальные услуги Сардак В.Н. с 04 июля 2010 г.
УСЗН Администрации Ремонтненского района Ростовской области в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене постановленного решения в части удовлетворения требований как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Ответчик ссылается на нормы ст.ст. 31, 69, 153 ЖК РФ и указывает, что члены семьи обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Члены семьи собственника (нанимателя) жилого помещения несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением.
Кроме того, ответчик утверждает, что расчет и выплата мер социальной поддержки Сардак В.Н. производилась УСЗН Ремонтненского района в установленном законом порядке. Правом самостоятельно определять порядок, подлежащий применению, и объем мер социальной поддержки орган социальной защиты не наделен.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, с учетом положений ст.ст.167,327 ГПК РФ.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность оспариваемого судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, к отмене обжалуемого решения суда, постановленного в соответствии с законом и фактическими материалами дела.
Разрешая спорное правоотношение, суд первой инстанции руководствовался нормами абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании", ст.ст. 1, 2 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 г. N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" и исходил из установленности того, что Сардак В.Н. является педагогическим работником, проживающим в сельской местности. Совместно с ней проживают члены ее семьи.
В соответствии с действующим законодательством педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, а также пенсионерам из их числа, производится в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
С учетом изложенного, удовлетворяя заявленные исковые требования, суд пришел к выводу о том, что ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг должна предоставляться истцу с учетом всех совместно проживающих с ней членов ее семьи.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия признает правильным.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" в редакции, действовавшей до 11 января 2011 г., педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Указанные нормы, как следует из их содержания, не предполагали какого-либо ограничения права на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, в том числе, размером приходящейся на долю занимаемой самим педагогическим работником общей площади жилого помещения.
Не привело к утрате названного права педагогических работников и изложение указанной нормы в новой редакции на основании Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ.
В действующей редакции абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" закрепляет право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Изменение формы предоставления (с натуральной на компенсационную) соответствующих мер социальной поддержки не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение.
Это подтверждает и статья 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции данного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.
Наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
Так, в силу статей 1 и 2 областного Закона Ростовской области от 17 января 2005 года N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" педагогические работники государственных областных и муниципальных учреждений образования и пенсионеры из их числа имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги, рассчитываемой по установленным администрацией Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения.
Названный Областной закон не устанавливает никаких ограничений размера компенсации, выплачиваемой указанной категории граждан, долей общей площади жилого помещения, приходящейся на самого педагогического работника (пенсионера).
Из материалов дела следует, что Сардак В.Н. является педагогическим работником, проживающим в сельской местности. Компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитывается только на долю истца.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец имеет право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации оплаты за жилое помещение, в котором она проживает, и коммунальные услуги, без каких-либо ограничений размера такой компенсации.
Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции правомерными, поскольку они основаны на вышеприведенных нормах Закона РФ "Об образовании", Областного закона "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности", в которых отсутствуют положения, ограничивающие размер денежной выплаты, приходящейся на долю педагогического работника (пенсионера) жилой площадью.
Вывод суда основан на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии требованиями статьи 67 ГПК РФ, а также в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
С учетом приведенных обстоятельств, постановленное по делу решение следует признать законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными, в связи с чем, оспариваемое решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ремонтненского районного суда Ростовской области от 02 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УСЗН Администрации Ремонтненского района Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.