Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Горбатько Е.Н.,
судей: Яковлевой Э.Р., Лукьянова Д.В.
при секретаре Резниковой М.Ю.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Яковлевой Э.Р., дело по апелляционной жалобе ОАО " С." на решение Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 07 мая 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор гарнизона Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО " С." об обязании осуществить ремонтные работы, ссылаясь на то, что жильцы многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, обратились в прокуратуру с жалобой на несоответствие занимаемых ими квартир требованиям закона, предъявляемым к жилым помещениям.
Прокуратурой совместно с ведущим специалистом филиала Ростовский ОАО " С." проведена проверка доводов жалобы, в результате которой выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 года N 64.
С учетом уточненных требований истец просил суд обязать ОАО " С." осуществить ремонтные работы дома, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, согласно прилагаемым актам на текущий ремонт всей кровли многоквартирного жилого дома, а именно: заменить кровельный материал в месте примыкания к будке машинного отделения в размере 130 погонных метров, сменить прижимные планки из оцинкованной стали по периметру крыши дома в размере 230 погонных метров, отремонтировать крышки парапетов из оцинкованной стали в размере 35 погонных метров, произвести пропайку стыков наплавленного покрытия кровли дома в видимых местах протечек над подъездами 2, 3, 4.
07 мая 2013 года Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону постановил решение, которым обязал ОАО " С." произвести ремонтные работы кровли многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, а именно: заменить кровельный материал в месте примыкания к будке машинного отделения в размере 130 погонных метров, сменить прижимные планки из оцинкованной стали по периметру крыши дома в размере 230 погонных метров, отремонтировать крышки парапетов из оцинкованной стали в размере 35 погонных метров, произвести пропайку стыков наплавленного покрытия кровли дома в видимых местах протечек над подъездами 2, 3, 4.
Кроме того, решением суда с ОАО " С." взыскана в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 200 рублей.
Принимая такое решение, суд исходил из того, что в силу заключенного с ОАО " С." договора управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны ответчик обязан оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества. Ответчиком был зафиксирован факт протечек крыши, определен перечень и объем работ по их устранению, однако до настоящего времени действия по ремонту кровли многоквартирного дома произведены не были.
ОАО " С." с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что судом необоснованно отклонено ходатайство ответчика о назначении судебной экспертизы с целью установления причины повреждения кровли.
Апеллянт указывает, что многоквартирный жилой дом был построен в 2010 году, в силу статей 724, 756 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик не выполнил обязательства по предоставлению услуг необходимого качества, вследствие чего были выявлены данные дефекты, и в связи с чем подрядчик обязан устранить недостатки за свой счет.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ОАО " С." по результатам закрытого конкурса на право заключения договора управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации и договора управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны N 1-УЖФ от 02.08.2010 года является организацией, обязанной оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков по адресам, указанным в приложении N 1 к договору, в том числе и по адресу жилого дома АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
06 февраля 2012 года врачом по общей гигиене санитарно-гигиенического отделения СГО ФГУ "1002 ЦГСЭН СКВО" Минобороны России г.п. ВС РФ [ФИО]6 и ведущим специалистом отдела текущего ремонта филиала " Р." ОАО " С." [ФИО]7 составлен акт, из которого усматривается, что жилые помещения, квартиры N N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенные по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, не соответствуют требованиям СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
В акте весеннего осмотра того же дома (без даты), подписанного заместителем директора по эксплуатации, главным инженером филиала " Р." ОАО " С."", [ФИО]8 и иными должностными лицами ответчика, зафиксирован факт протекания кровли и указано на принятие решения по ее текущему ремонту с привлечением подрядной организации.
Также в материалах дела имеется повторный дефектный акт крыши указанного жилого дома от 18.04.2013 года, подписанный, в том числе и главным специалистом отдела управления жилым фондом ОАО " С." [ФИО]9, которым подтверждены ранее выявленные протечки кровли дома и определен перечень и объем работ по их устранению: замена примыканий кровли к будке машинного отделения 130 п.м; смена прижимных планок из оцинкованной стали 230 п.м; ремонт крышек парапетов из оцинкованной стали 35 п.м; пропайка стыков наплавленного покрытия кровли дома, расположенной территориально над подъездами NN НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН данного дома, общей площадью работ в видимых местах протечки кровли 40 м.
Исходя из требований, изложенных в части 1 статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать в том числе: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
В соответствии с положениями части 2.2 данной статьи при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно положениям, изложенным в разделе II Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27.09.2003 года N 170, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
В Приложении N 7 к Правилам, в Перечне работ, относящихся к текущему ремонту, указаны работы по устранению неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель.
Поскольку в данном случае ответчик своих обязательств по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома не исполнил, выявленные протечки кровли дома не устранил, суд правомерно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном отклонении судом ходатайства ответчика о назначении судебной экспертизы для установления причин повреждения кровли не могут повлечь отмену вынесенного решения.
Так, в силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать.
Согласно ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
В соответствии с ч. 1 ст. 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
В данном же случае, ответчик в подтверждение своих доводов о повреждении кровли вследствие некачественного строительства, никаких доказательств не представил. О том, что он лишен возможности представить такое доказательство самостоятельно, не заявлял. При этом коллегия полагает, что такая возможность у ответчика была, и свое право он мог реализовать, представив заключение специалиста, выполненное по результатам исследования кровли. Однако ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции такое заключение не представлено.
Кроме того, как правильно указано судом первой инстанции, ответчик в установленном законом порядке не обращался к подрядчику либо застройщику с требованиями об устранении строительных недоделок, дом был принят в управление ответчиком с оценкой состояния кровли "хорошее" (л.д.61).
В этой связи отклоняются и доводы апеллянта об ответственности подрядчика.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных исковых требований соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не установлено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 07 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Славянка" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.