Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Проданова Г.А.,
судей: Малиновского В.В., Власовой А.С.,
с участием прокурора Черновой Е.В.,
при секретаре Обориной С.П.,
заслушав в открытом судебном заседании гражданское дело по докладу судьи Малиновского В.В. по апелляционной жалобе Администрации г. Шахты Ростовской области на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 06 августа 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Шахты в интересах Пронина А.А. обратился в суд с иском к Администрации г. Шахты об обязании обеспечить Пронин А.А. жилым помещением.
В обоснование иска сообщил, что прокуратурой г. Шахты на основании ст. 22 ФЗ "О прокуратуре РФ" проведена проверка соблюдения Администрацией г. Шахты законодательства о защите жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), которые не имеют закрепленного жилого помещения.
Проверкой установлено, что Пронин А.А., 10.01.1988 года рождения, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие того, что его мать, Туркова Л.Н., решением Шахтинского городского суда N 2-6881 от 16.10.1997 г. лишена родительских прав в отношении Пронина А.А., отец, [ФИО]9, согласно свидетельству о смерти ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА умер.
Родители Пронина А.А. собственного жилья не имели, и жилье за Прониным А.А. согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", не закреплялось.
На основании постановления Администрации города Шахты от 24.11.2010 года Пронин А.А., составом семьи 1 человек, состоит на учете граждан, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, в Администрации города.
Согласно дополнительному соглашению N 2 от 30.08.2011 г. к договору N 11 от 06.05.2011 г. о предоставлении субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, -оставшихся без попечения родителей, на обеспечение Пронина А.А. жилым помещением Администрацией города были выделены средства областного бюджета.
Администрацией города был объявлен открытый аукцион на приобретение для Пронина А.А. благоустроенной квартиры с целью ее последующего предоставления по договору социального найма.
По результатам открытого аукциона с победителем ООО "Мелас" 03.10.2011 года Администрацией города был заключен договор долевого участия в строительстве жилого помещения по адресу: пер. Теплый 22 "а", кв. 6, общей площадью 33,0 кв.м. Срок окончания строительства жилого дома по договору долевого участия - 27.12.2011 г.
На основании указанного договора Администрацией перечислены денежные средства застройщику для строительства жилого помещения, состоящего из одной жилой комнаты, для Пронина А.А.
В связи с тем, что заказчиком договорные обязательства по срокам окончания строительства ввода в эксплуатацию жилого дома в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН не исполнены, Администрацией города договор долевого участия в строительстве в пе АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН был расторгнут.
Вместе с тем, возврат средств областного бюджета от ООО "Мелас" на приобретение для Пронина А.А. другого жилого помещения Администрацией города не осуществлен.
Таким образом, в нарушение ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Областного закона Ростовской области "О социальной поддержке
детства в Ростовской области" органами исполнительной власти Пронин А.А. не обеспечен жилым помещением во внеочередном порядке по независящим от него обстоятельствам по настоящее время.
Просил обязать Администрацию г. Шахты в 2013 году предоставить Пронину А.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 06.08.2013 года иск прокурора г. был удовлетворен.
Суд обязал Администрацию г. Шахты предоставить в 2013 году Пронину
А.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированных жилых помещений.
С таким решением не согласилась Администрация г. Шахты и обратилась в суд с апелляционной жалобой. Апеллянт считает, что Администрацией г. Шахты добросовестно исполнялись свои обязательства по выполнению государственных полномочий Ростовской области, которыми она была наделена, в силу закона, и ненадлежащее исполнение ООО "Мелас" своих обязательств по договору долевого участия в строительстве для обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не может служить основанием для возложения на Администрацию г. Шахты обязанности по обеспечению детей-сирот жилым помещением.
Полагает, что прокурором г. Шахты избран неверный способ защиты права, поэтому требования об обеспечении жилым помещением, заявленные к Администрации г. Шахты удовлетворению не подлежат.
Просит решение Шахтинского суда от 06.08.2013 г. отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора к Администрации г. Шахты отказать.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, выслушав заключение прокурора Черновой Е.В., исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Шахтинского городского суда Ростовской области от06.08.2013 г. подлежит изменению по следующим основаниям.
Согласно ст. 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся вез попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются таким лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч. 7 ст. 8) Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (ч. 8 ст.8 Закона).
Согласно ч. 2 ст. 4 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 1 января 2013года).
Судом первой инстанции установлено, что Пронин А.А.ч, 10.01.1988 года рождения, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие того, что его мать, Туркова Л.Н., решением Шахтинского городского суда N 2-6881 от 16.10.1997 г. лишена родительских прав в отношении Пронина А.А., отец, [ФИО]9, согласно свидетельству о смерти ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА умер.
Родители Пронина А.А. собственного жилья не имели, и жилье за Прониным А.А. согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", не закреплялось.
На основании постановления Администрации города Шахты от 24.11.2010 года Пронин А.А., составом семьи 1 человек, состоит на учете граждан, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, в Администрации города.
Согласно дополнительному соглашению N 2 от 30.08.2011 г. к договору N 11 от 06.05.2011 г. о предоставлении субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение Пронина А.А. жилым помещением Администрацией города были выделены средства областного бюджета.
Администрацией города был объявлен открытый аукцион на приобретение для Пронина А.А. благоустроенной квартиры с целью ее последующего предоставления по договору социального найма.
По результатам открытого аукциона с победителем ООО "Мелас" 03.10.2011 года Администрацией города был заключен договор долевого участия в строительстве жилого помещения по адресу: пе АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, общей площадью 33,0 кв.м. Срок окончания строительства жилого дома по договору долевого участия - 27.12.2011 г.
На основании указанного договора Администрацией перечислены денежные средства застройщику для строительства жилого помещения, состоящего из одной жилой комнаты, для Пронина А.А.
В связи с тем, что заказчиком договорные обязательства по срокам окончания строительства ввода в эксплуатацию жилого дома в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН не исполнены, Администрацией города договор долевого участия в строительстве в пе АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН был расторгнут.
Возврат средств областного бюджета от ООО "Мелас" на приобретение для Пронина А.А. другого жилого помещения Администрацией города не осуществлен.
Таким образом, в нарушение ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Областного закона Ростовской области "О социальной поддержке
детства в Ростовской области" органами исполнительной власти Пронин А.А. не обеспечен жилым помещением во внеочередном порядке по независящим от него обстоятельствам по настоящее время.
Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 года N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органам местного самоуправления переданы на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями лиц названной категории (статья 1).
Согласно ст. 5 указанного Закона финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Порядок расчета субвенций на финансовое обеспечение исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий определяется областным законом, регулирующим межбюджетные отношения органов государственной власти Ростовской области и органов местного самоуправления. Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для финансового обеспечения государственных полномочий, и их распределение по каждому муниципальному образованию устанавливаются областным законом об областном бюджете.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 Областного закона Ростовской области от 22.06,2006 года N 499-ЗС, установлен постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года N 539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)". Согласно пунктам 3 и 4 указанного Постановления контроль за своевременной постановкой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и обоснованностью включения кандидатов в общеобластные и сводный списки на обеспечение жилыми помещениями в очередном финансовом году возложен на министерство общего и профессионального образования Ростовской области; контроль за расходованием средств федерального бюджета и (или) областного бюджета в рамках утвержденного областной межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан сводного списка и сбор отчетных документов, подтверждающих обеспечение жилыми помещениями граждан указанной категории, возложен на министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области.
Поскольку в силу статей 5 и 8 Федерального закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, жилое помещение должно быть предоставлено Пронину4 А.А. администрацией г. Щахты, Ростовской области за счет средств областного бюджета, выделенных на эти цели.
Доводы апеллянта о том, что не по его вине Пронину А.А. до настоящего времени не предоставлено жилое помещение, не могут служить основанием для нарушения жилищных прав Пронина А.А., потому, что предоставление жилья детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодательством не ставится в зависимость от причин, на которые ссылается администрация г. Шахты.
Своевременное выделение средств на приобретение жилья для предоставления его детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, и лицам из их числа, зависит, в том числе, и от своевременных действий Администраций муниципальных образований - своевременной постановки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, подготовки и передачи соответствующей документации в соответствующие органы для включения кандидатов в общеобластные и сводные списки на обеспечение жилыми помещениями в очередном финансовом году, в том числе и от действий администрации по подбору надежных строительных компаний по строительству жилья для лиц, из категории детей, оставшихся без попечения родителей, предотвращению случаев ненадлежащего исполнения подрядными организациями своих обязанностей по строительству жилья и др. В распоряжении муниципальных администраций имеются достаточные полномочия, в том числе, и гражданско-правового характера требовать от соответствующих инстанций своевременного исполнения своих обязанностей для своевременного обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, жильем. Поэтому неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей любой из структур, от которых зависит обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, жильем, не может служить основанием для лишения указанной категории лиц их права на жилье.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы основаны на неверном толковании апеллянтом норм права и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены постановленного решения.
В то же время, законодательством не предусматривается предоставление жилья лицам, из категории детей, оставшихся без попечения родителей, в конкретное определенное время, а также по договору социального найма. Истец не обосновал свое требование о предоставлении Пронину А.А. жилья именно в 2013 году. Поэтому из возложенной на администрацию г. Шахты обязанности указание о предоставлении Пронину А.А. жилья в 2013 году по договору социального найма подлежит исключению из резолютивной части решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 06 августа 2013 года изменить, исключив из возложенной на администрацию г. Шахты Ростовской области обязанности указание о предоставлении [ФИО]12 жилья в 2013 году по договору социального найма.
В остальной части решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 06 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Шахты Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.