Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Рожковой Л.Н.,
судей Мошечкова А.И., Хмельниковой Е.А.,
при секретаре Антоновой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации г. Рязани на решение Советского районного суда г. Рязани от 17 июля 2013 года, которым постановлено:
Заявление заместителя прокурора Советского района г. Рязани удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1 Приложения N 1 от 13.08.2008 года N 4969 "Об утверждении прейскурантов на услуги, оказываемые МУП "РМПТС".
Администрации г. Рязани опубликовать в газете "Рязанские ведомости" сообщение о принятом судом решении.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Рожковой Л.Н., объяснения прокурора Ачимова А.В., возражавшего против апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Советского района г. Рязани обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим закону и недействующим в части постановления администрации города Рязани от 13.08.2008 года N 4969 "Об утверждении прейскурантов на услуги, оказываемые МУП "РМПТС", указав в обоснование своих требований, что установление администрацией г. Рязани размера платы за услуги МУП "РМПТС" по вызову представителя предприятия для приемки узла учета на коммерческий расчет фактически означает установление платы за опломбирование - услугу, которая из ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" должна оказываться бесплатно, в связи с чем дальнейшее действие указанного постановления администрации г. Рязани в имеющейся редакции считал недопустимым.
Просил признать п. 1 Приложения N 1 постановления администрации города Рязани от 13.08.2008 года N 4969 "Об утверждении прейскурантов на услуги, оказываемые МУП "РМПТС", противоречащими закону и недействующими со дня вступления решения в законную силу.
Суд удовлетворил заявленные требования, постановив вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрация г. Рязани просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным, полагает, что ФЗ от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" не содержит такого понятия, как совокупность действий организации, направленных на опломбирование прибора учета. Указывает на то, что судом не дана оценка ситуации, при которой МУП "РМПТС" не является по отношению к жителям домов организацией, оказывающей коммунальные услуги.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Советского района г. Рязани просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
Материалами дела установлено, что 13.08.2008 года администрацией г. Рязани было вынесено постановление N 4969 "Об утверждении прейскурантов на услуги, оказываемые МУП "РМПТС". В п. 1 Приложения N 1 указанного постановления определена для населения стоимость услуг МУП "РМПТС" за вызов представителя предприятия для приемки узла учета на коммерческий расчет в размере 200 рублей. 1 января 2013 года вступил в законную силу ФЗ от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Нормой п. 5 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", предусмотрено, что приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
Таким образом, имеет место нарушение ст. 7 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным законам.
В силу ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию жилым помещением, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих правоотношений.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, установлено, что коммунальные услуги надлежащего качества - это коммунальные услуги, отвечающие требованиям Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг (п. 3).
Согласно п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данными Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом "у" п. 31 Правил установлено, что исполнитель обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Исходя из системного толкования положений ст. 81 Правил, можно сделать вывод о том, что ввод прибора учета в эксплуатацию не является самостоятельной услугой, подлежащей оплате, поскольку само по себе означает признание прибора учета готовым к использованию. Следовательно, возможность потребителя оплачивать коммунальные услуги по приборам учета неразрывно связана с их опломбировкой.
Также пп. "г" п. 52 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам на потребителя - гражданина, использующего коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, возлагалась обязанность обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении.
Учитывая изложенное, а так же отсутствие прямого указания об установке пломб за счет граждан-потребителей в законодательстве Российской Федерации, судом первой инстанции постановлено правильное решение.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании закона. Кроме того, установление и принятие в эксплуатацию индивидуальных приборов учета водоснабжения, включающее их опломбирование, МУП "РМПТС" производит в силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ для расчета размера платы за коммунальные услуги, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям установленных приборов учета, а также с целью реализации своего права на контроль за их использованием.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, достаточно аргументированы с применением норм материального права, регулирующего спорные отношения.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Рязани от 17 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Рязани - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.