Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Насоновой В.Н.,
судей Споршевой С.В., Поштацкой В.Е.,
при секретаре Антоновой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе министерства социальной защиты населения Рязанской области на решение Железнодорожного районного суда г.Рязани от 17 сентября 2013 года, которым постановлено:
Признать за
Миловановой М.А.,
ДД.ММ.ГГГГ рождения, право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии со статьей 21 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года "О ветеранах".
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Споршевой С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Милованова М.А. обратилась в суд с иском к министерству социальной защиты населения Рязанской области о признании права на меры социальной поддержки.
В обоснование иска указала, что является вдовой участника Великой Отечественной войны -
ФИО1, умершего в 1964 году, своего жилья не имеет, поскольку проживает в семье дочери -
ФИО2 в двухкомнатной квартире
"
адрес
", общей площадью
"
...
" кв.м. Данная квартира принадлежит по праву собственности дочери
ФИО2, внуку -
ФИО3 и правнучке -
ФИО4 по 1/3 доли каждому. Фактически в квартире зарегистрированы и постоянно проживают собственники квартиры, родственник
ФИО5 и истица. На каждого проживающего в квартире приходится
"
...
" кв.м, что менее учетной нормы. Истица вынуждена проживать на кухне.
В июне 2013 года она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Решением ответчика от 11.06.2013 года ее заявление оставлено без удовлетворения, поскольку истица в апреле 2013 года совершила действия по умышленному ухудшению своих жилищных условий, выписавшись из двухкомнатной квартиры
N, общей площадью
"
...
" кв.м, в доме
"
адрес
", которая принадлежит по праву собственности ее старшей дочери -
ФИО6, и 23.04.2013 года зарегистрировалась в квартире младшей дочери -
ФИО2.
Однако фактически более десяти лет истица живет в квартире
"
адрес
". Ее регистрация в квартире старшей дочери -
ФИО6 носила формальный характер, так как членом ее семьи она не являлась. Уход за ней осуществляет младшая дочь -
ФИО2, с которой истица постоянно проживает. Она полагает, что ее перерегистрация не может влиять на ее право получения мер социальной поддержки, как лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, и просила признать за ней право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом РФ "О ветеранах".
Решением суда исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе министерство социальной защиты населения Рязанской области просит решение отменить и отказать в удовлетворении исковых требований Миловановой М.А., ссылаясь на несоответствие вывода суда о наличии оснований для признания за истцом права на меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом РФ "О ветеранах" обстоятельствам дела.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании части второй статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
При рассмотрении дела районный суд правильно исходил из следующего.
В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона РФ от 12.01.1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий имеют право на меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Такая мера предоставляется однократно, независимо от их имущественного положения.
В силу п.1 ст. 23.2 Федерального закона РФ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона РФ "О ветеранах" установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв.м и средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, категорий граждан, в том числе, инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 года N614 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета, бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Распоряжением Правительства Рязанской области от 23.12.2005 года N464-р (ред. от 23.03.2009), в целях реализации вышеуказанного постановления Правительства РФ, Министерство социальной защиты населения Рязанской области определено уполномоченным органом по использованию средств федерального бюджета, направленных на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Законом Рязанской области от 02.03.2010 года N12-03 "Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", в Рязанской области" утвержден Порядок обеспечения жильем граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона РФ "О ветеранах".
Согласно статье 2 названного Закона формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в подпунктах 2,3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона РФ "О ветеранах", является предоставление им жилых помещений в собственность.
Согласно подп. 2 п. 1 названного Порядка, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Учет заявлений граждан о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется министерством социальной защиты населения Рязанской области путем формирования сводного списка граждан исходя из даты и времени обращения (пункт 8 Порядка). Министерство рассматривает полный комплект документов, представленный гражданином, и направляет ему уведомление о предоставлении либо об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем (пункт 10 Порядка).
Постановлением Главы муниципального образования - г. Касимов Рязанской области от 03.05.2005 года N469 "Об утверждении Положения о порядке учета граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и порядок предоставления таким гражданам жилых помещений по договору социального найма" в г.Касимове установлена учетная норма площади жилого помещения не более 12 кв.м общей площади на каждого члена семьи.
При этом в силу п.4 ст.50 ЖК РФ под учетной нормой понимается минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающиеся в жилых помещениях.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Милованова М.А. является супругой участника Великой Отечественной войны
ФИО1, умершего 08.11.1964 года, и имеет право на льготы в соответствии со ст.21 Федерального закона РФ "О ветеранах". Истица проживает в двухкомнатной квартире
N, общей площадью
"
...
" кв.м по адресу:
"
данные изъяты
", в качестве члена семьи собственника - дочери
ФИО2, которой принадлежит 1/3 доли квартиры. Собственниками других долей являются внук
ФИО3 и правнучка
ФИО4. В квартире зарегистрированы и проживают пять членов семьи. На каждого проживающего приходится
"
...
" кв.м общей площади, что менее учетной нормы, в связи с чем истица является нуждающейся в улучшении жилищных условиях и, соответственно, в предоставлении мер социальной защиты по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Утверждения ответчика о том, что Милованова М.А. совершила действия по умышленному ухудшению своих жилищных условий были предметом исследования суда первой инстанции и не нашли своего подтверждения.
Согласно ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Однако при рассмотрении дела суд установил, что регистрация Миловановой М.А. в квартире другой своей дочери -
ФИО6 носила формальный характер, в ее квартире истица не проживала. Зарегистрироваться по месту своего фактического проживания она до 23.04.2013г. не могла по объективным обстоятельствам. Ее действия носили вынужденный характер, именно в силу сложившейся жизненной ситуации. Нуждаемость истицы в постороннем уходе, отсутствие прав на какое-либо иное жилье, определяют ее действия как необходимые, вынужденные, направленные на вселение и проживание в той семье, в квартиру того собственника, где ей предоставят уход и заботу. С учетом этих обстоятельств суд пришел к выводу о том, что оценка ее нуждаемости в обеспечении жильем определяется характером того жилого помещения, где она проживает в настоящее время.
Судебная коллегия по гражданским делам находит выводы суда обоснованными, поскольку они соответствуют материалам дела, которым суд дал надлежащую правовую оценку.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны правовой позиции ответчика в суде первой инстанции, являлись предметом исследования и последующей оценки в решении суда. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает по основаниям, изложенным выше.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г.Рязани от 17 сентября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства социальной защиты населения Рязанской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.