Апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 30 октября 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Желтышевой А.И.
Судей: Занкиной Е.П., Назейкиной Н.А.
при секретаре - Асабаевой Д.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ООО "Гранд Маркетинг Групп" на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 27.08. 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Скажутиной С.П. удовлетворить частично.
Взыскать с ООО "Гранд Маркетинг Групп" в пользу Скажутиной С.П. денежные средства в сумме 141 414 рублей 24 копейки, из них: 43 709 рублей 76 копеек, в счет оплаты по договору поручения N N от N.; 48566 рублей 40 копеек, в счет неустойки; 2 000 рублей, в счет компенсации морального вреда и 47 138 рублей 08 копеек, в счет штрафа.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с ООО "Гранд Маркетинг Групп" в бюджет г.о. Тольятти госпошлину в размере 3 168 рублей".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Занкиной Е.П., возражения на апелляционную жалобу истца Скажутиной С.П. и ее представителя Юнусовой Г.У., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Скажутина С.П. обратилась в суд с исковыми требованиями к ООО "Гранд Маркетинг Групп" о признании договора поручения недействительным и взыскании денежных средств, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и ответчиком заключен договор поручения NTLTO-01/0158, по которому ответчик (Поверенный) принял на себя обязательства заключить от имени и за счет истца (Доверителя) договор с компанией "МЕДИАСЕТ КОНСАЛТИНГ ЭС.ЭЛ" по резервированию права пользования курортной жилой площади сроком на одну неделю для истца Скажутиной С.П. и ее супруга, а также перечислить денежные средства по данному договору исполнителю предоставляемых истцу услуг. Во исполнение данного договора истцом в день его заключения были оплачены в кассу ответчика денежные средства в размере 48 566 рублей 40 копеек. Заключение вышеназванного договора и оплата по нему проходила в вечернее время.
В тот же день, придя домой и в спокойной обстановке прочитав полностью договор поручения, истец с супругом приняли решение об отказе от данного поручения. ДД.ММ.ГГГГ в 11:50 ч. истец обратилась к ответчику с претензией о расторжении договора и возврате денежных средств. Однако им пояснили, что ООО "Грнд Маркетинг Групп" уже заключен договор с иностранной компанией "МЕДИАСЕТ КОНСАЛТИНГ ЭС.ЭЛ" N N и денежные средства перечислены с удержанием своего 10 % вознаграждения, т.е. свои обязательства по поручению они исполнили. Истец потребовала подтверждение факта перечисления денежных средств, однако, ей было отказано в предоставлении данной информации, а также по поводу возврата денежных средств ей пояснили, что ей необходимо лично обратиться в иностранную фирму посредством интернета, тем самым ввели истца в заблуждение и предоставили ложную информацию об исполнении обязательств по договору.
ДД.ММ.ГГГГ истцу пришел письменный отказ в удовлетворении ее законных требований.
ДД.ММ.ГГГГ истец направила заявление по электронной почте с требованиями о скорейшем разрешении ее вопроса.
ДД.ММ.ГГГГ истец нарочно передала ответчику уведомление о расторжении договора посредством интернета, однако никакого результата вновь не добилась.
ДД.ММ.ГГГГ года истец вновь обратилась к ответчику в письменной форме с вышеуказанными требованиями, однако только ДД.ММ.ГГГГ ей пришел аналогичный отказ.
ДД.ММ.ГГГГ. истец получила письмо от иностранной компании "МЕДИАСЕТ КОНСАЛТИНГ ЭС.ЭЛ" о возврате ей денежных средств в сумме 562 евро, с удержанием 48 %, т.е. за вычетом оплаты изъятия курортной жилой площади из оборота (п. 3.1. договора). Однако до настоящего времени нет никаких перечислений денежных средств/
Только ДД.ММ.ГГГГ истец подписала Соглашение о расторжении Договора поручения N N от ДД.ММ.ГГГГ с фирмой посредником - ответчиком, а также Соглашение о расторжении Договора N с иностранной компанией "МЕДИАСЕТ КОНСАЛТИНГ ЭС.ЭЛ", где компания обязалась перечислить денежные средства в размере 562 у.е. в течение 25 банковских дней. В тот же день истец лично еще раз были переданы банковские реквизиты ответчику для получения денежных средств. Однако вновь безрезультатно.
ДД.ММ.ГГГГ истец направила в электронном виде письмо с требованиями о возврате денежных средств. До настоящего времени ответчиком грубо нарушаются ее законные права, на протяжении длительного периода времени (с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени) ответчик вводит в заблуждение истца уговорами, неправомерными отказами, грубым обманом, в свою очередь неправомерно пользуясь денежными средствами истца.
В ходе судебного разбирательства дела представитель истца уточнила исковые требования и просила суд взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства в сумме 48 566 рублей 40 копеек, оплаченных по договору поручения N N от ДД.ММ.ГГГГ г., неустойку в размере 48566 рублей 40 копеек, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, расходы на юридические услуги в размере 10 000 рублей и оформление нотариальной доверенности в размере 700 рублей, а также штраф за нарушение прав потребителя.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ООО "Гранд Маркетинг Групп" просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Скажутина С.П. и ее представитель Юнусова Г.У. просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. В дополнение отметили, что ответчик позиционировал себя в качестве туристической компании, фактически осуществлял посредническую деятельность, при этом не предоставил истице полной и достоверной информации о предлагаемой услуге.
Ответчик без согласования с ней существенных условий заключил договор с Компанией на выгодных для себя условиях. Ответчик ввел ее в заблуждение, а именно, под видом договора поручения фактически заключило с ней договор на оказание туристических услуг, по которому незаконно получило от нее денежные средства по оплате периода проживания, не предоставляя взамен туристический продукт, соответствующий действующему Российскому законодательству. В течение 14 дней с момента заключения данного договора она имела право отказаться от его исполнения без наступления каких-либо неблагоприятных для нее последствий.
Представитель ООО "Гранд Маркетинг Групп" в суд апелляционной инстанции не явился, причину неявки не сообщил, извещался надлежащим образом.
Судебная коллегия считает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" между ООО "Гранд Маркетинг Групп" (Поверенный) и Скажутиной С.П. (Доверитель) был заключен договор поручения N N по условиям которого (пункт 1.1.) доверитель поручает, а поверенный берет на себя обязательства заключить от имени и за счет доверителя договор с Компанией "МЕДИАСЕТ КОНСАЛТИНГ ЭС.ЭЛ." (Испания) по резервированию права пользования курортной жилой площади сроком на 1 одну неделю для супругов на курортах, указанных в Приложении N к договору (список курортов), а также перечислять денежные средства по договору, а доверитель обязуется выплатить поверенному вознаграждение (10 % от общей суммы договора).
Скажутина С.П. для целей и во исполнение договора поручения ДД.ММ.ГГГГ выдала доверенность ООО "Гранд Маркетинг Групп" на заключение договора с компанией "МЕДИАСЕГ КОНСАЛТИНГ ЭС.ЭЛ." ("MEDIASETCONSULTINGS.L.") на оказание услуг и перечисление денежных средств в соответствии с условиями договора поручения.
В соответствии с доверенностью поверенный имеет право вести переговоры в связи с заключением указанной сделки, определять условия её заключения в соответствии с договором поручения и подписывать все необходимые документы от имени доверителя по договору, заключённому с компанией "МЕДИАСЕТ КОНСАЛТИНГ ЭС.ЭЛЬ." ("MEDIASETCONSULTINGS.L."). Доверенность выдана сроком на 1 год без права передоверия.
Общая сумма договора эквивалентна 1 200 условным единицам, которая состоит из стоимости договора во исполнение поручения доверителя поверенным в размере 90%, а именно предварительная оплата размещения и изъятия курортной жилой площади из оборота, оплата за пользование курортной жилой площадью (пункт 2.1. договора поручения).
Для целей исполнения договора поручения истец внёс предоплату в размере 48 566 рублей 40 копеек эквивалентном 1 200 евро на момент внесения, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру N от ДД.ММ.ГГГГ
Судом установлено, что в день заключения договора поручения Скажутиной С.П. было принято решение расторгнуть договор поручения и отозвать переданные ею ответчику полномочия по заключению договора от имени истца с "МЕДИАСЕТ КОНСАЛТИНГ ЭС.ЭЛЬ.", о чём ответчик был уведомлен претензией от ДД.ММ.ГГГГ в 11.50 ч.
Ответчик требование истца не исполнил.
ДД.ММ.ГГГГ между Скажутиной С.П. и ООО "Гранд Маркетинг Групп" заключено соглашение о расторжении договора поручения N N от ДД.ММ.ГГГГ г., в соответствии с которым указанный договор считается расторгнутым и истец согласилась оплатить поверенному вознаграждение в размере 10 % от внесенной суммы по договору поручения и каких-либо взаимных претензий стороны друг к другу не имеют.
Также ДД.ММ.ГГГГ между Скажутиной С.П. и "МЕДИАСЕТ КОНСАЛТИНГ ЭС.ЭЛЬ." ("MEDIASETCONSULTINGS.L.") заключено соглашение о расторжении договора N МС/TLTO от ДД.ММ.ГГГГ г.
В соглашении о расторжении договора "МЕДИАСЕТ КОНСАЛТИНГ ЭС.ЭЛЬ." ("MEDIASETCONSULTINGS.L.") обязался выплатить истцу денежные средства в размере 562 условных единиц в течение 25 банковских дней с момента предоставления Скажутиной С.П. банковских реквизитов. При этом размер именно указанной денежной суммы соглашением о расторжении договора не мотивирован.
В обусловленный срок, денежные средства истцу перечислены не были.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований и взыскал с ООО "Гранд Маркетинг Групп" в пользу истицы денежные средства, уплаченные во исполнение договора поручения в размере 43 709 рублей 76 коп.
В связи с тем, что денежные средства по договору поручения ответчиком выплачены не были, суд взыскал с ООО "Гранд Маркетинг Групп" в пользу истца в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона РФ "О защите прав потребителей" неустойку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 48 566 рублей 40 коп.; компенсацию морального вреда в размере 2 000 руб., а также штраф согласно п. 6 ст. 13 ФЗ "О защите прав потребителей" в сумме 47 138 рублей 08 копеек.
В апелляционной жалобе представитель ООО "Гранд Маркетинг Групп" ссылается на то, что оснований для взыскания суммы с ООО "Гранд Маркетинг Групп" не имелось, т.к. со своей стороны они выполнили обязательства по договору поручения, а именно заключили договор 05.12.12г. с компанией "Медиасет Консалтинг Эс.Эль" о резервировании курортной жилой площади, а также перечислили денежные средства от имени истца.
Указанные доводы судебная коллегия считает несостоятельными по следующим основаниям.
Отношения, возникающие при реализации права граждан РФ на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
В силу статьи 1 названного Федерального закона туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий. Туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.
Согласно статье 10 того же Федерального закона реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству РФ, в том числе законодательству о защите прав потребителей.
Требования, предъявляемые к договору о реализации туристского продукта, установлены ч. 2 ст. 10 этого же Федерального закона.
К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся: полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора; размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение; сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта; общая цена туристского продукта в рублях; информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах; права, обязанности и ответственность сторон; условия изменения и расторжения договора; сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора; сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии. Иные условия указанного договора определяются по соглашению сторон. Условия путешествия и общая цена туристского продукта указываются в туристской путевке, являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 10 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей", изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в том числе сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг). Согласно пунктам 1, 4 статьи 12 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).
В соответствии со статьей 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Из материалов дела следует, что ООО "Гранд Маркетинг Групп", заключая с истцом договор поручения по резервированию права пользования курортной жилой площадью, фактически осуществляло посредническую деятельность по реализации туристической услуги, при этом не предоставляло при заключении договора всю необходимую информацию, касающуюся оказываемой услуги.
Информация о товарах (работах, услугах) в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона РФ "О защите прав потребителей" должна в наглядной и доступной форме доводиться до сведения потребителя при заключении договоров о реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания.
В соответствии с положениями статьи 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" и пункта 7 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 452, исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о туристском продукте, обеспечивающую возможность его правильного выбора.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ в г. Тольятти между ООО "Гранд Маркетинг Групп" и Скажутиной С.П. был заключен договор поручения N TLTO-01/0158, по условиям которого ответчик взял на себя обязательство заключить от имени истца и за ее счет договор с Компанией "МЕДИАСЕТ КОНСАЛТИНГ ЭС.ЭЛЬ." по резервированию права пользования курортной площадью на 1 неделю для супругов на курортах, указанных в Приложении к договору.
При этом, пунктом 1.2 предусмотрено, что доверитель самостоятельно выбирает недели для бронирования в течение 12 месяцев с момента полной оплаты по договору, с последующим предоставлением заявки-брони.
Однако, названные условия договора без получения исполнителем ООО "Гранд Маркетинг Групп" указаний доверителя о выбранной им неделе отдыха не отвечают критерию определенности, которым должен обладать туристский продукт согласно его потребительским свойствам, указанным в статье 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", и по существу не предоставляют исполнителю возможность резервирования какой-либо индивидуально определенной жилой площади курорта.
Согласно пункту 2.1 договора поручения общая сумма по договору составила 1200 у.е.
Согласно квитанции к приходному кассовому ордеру N N от ДД.ММ.ГГГГ и чеку ООО "Гранд Маркетинг Групп" Скажутина С.П. оплатила 48566, 40 рублей по договору N N от ДД.ММ.ГГГГ
Установлено, что при осуществлении потребителем заказа конкретного времени бронирования курортной жилой площади через ООО "Гранд Маркетинг Групп", на потребителя ложились бы расходы по приобретению авиабилетов, визы, страховки, питания трансферов и т.п. При этом в договоре отсутствует полная информация о потребительских свойствах оказываемой услуги - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения, его категории) и питания, услугах по перевозке в стране (месте) временного пребывания.
Кроме того, не указано, кто несет ответственность за организацию отдыха, что свидетельствует о том, что договор не содержит обязательной информации, предъявляемой к договорам подобного рода.
Судебная коллегия считает, что договор о реализации туристического продукта, заключенный ООО "Гранд Маркетинг Групп" со Скажутиной С.П. не соответствует требованиям действующего законодательства, и не содержит существенных условий, предусмотренных ст. 10 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", то есть о потребительских свойствах туристического продукта.
При заключении договора ООО "Гранд Маркетинг Групп" не предоставил полной и достоверной информация о поездке, тем самым потребитель был лишен возможности правильного выбора курорта и условий туристической поездки, что в свою очередь свидетельствует о том, что потребитель был введен в заблуждение относительно качества услуги.
Кроме того, заключенный между сторонами договор поручения по своей сути является договором оказания услуг и в силу статьи 782 ГК РФ, статьи 32 Закона РФ "О защите прав потребителя" истица была вправе отказаться от исполнения договора оказания услуг в любое время, оплатив исполнителю фактически понесенные расходы.
06.12.12г. истец направила ответчику заявление о расторжении договора, однако, ООО "Гранд Маркетинг Групп" в ответе от ДД.ММ.ГГГГ отказало в расторжении договора и возврате денег.
Только ДД.ММ.ГГГГ между Скажутиной С.П. и ООО "Гранд Маркетинг Групп" было заключено соглашение о расторжении договора поручения N N от ДД.ММ.ГГГГ г., а также заключено соглашение о расторжении договора N N от ДД.ММ.ГГГГ г. между Скажутиной С.П. и "МЕДИАСЕТ КОНСАЛТИНГ ЭС.ЭЛЬ." ("MEDIASETCONSULTINGS.L.").
Однако, денежные средства истице не возвращены.
Кроме того, доводы ООО "Гранд Маркетинг Групп" о том, что в соответствии с условиями договора поручения, они оказали услуги по резервированию жилой площади курорта, не могут быть приняты во внимание, поскольку резервирование жилой площади курорта было бы возможно только после извещения потребителем ООО "Гранд Маркетинг Групп" о выбранной неделе отдыха.
Как установлено судом, и не оспаривалось сторонами, данная заявка на бронирование жилой площади в одном из курортов не подавалась. При таких данных, ответчиком не представлено доказательств по фактическому резервированию для истца права пользования жилой площадью на курортах.
Судом верно признана несостоятельной ссылка ответчика на положение договора п.4.2 об удержании оплаты изъятия курортной жилой площади из оборота в размере 48 % от оплаченной суммы, так как истцом заявка на бронирование жилой площади в одном из курортов не подавалась.
Поскольку судом установлено нарушение прав Скажутиной С.П. как потребителя, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании с ответчика уплаченной по договору суммы в размере 43709,76 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Таким образом, при нарушении прав потребителя, установленных законами, причинение морального вреда презюмируется.
Суд первой инстанции при определении размера компенсации морального вреда обоснованно принял во внимание степень вины ответчика, длительность неисполнения законных требований истца, характер и степень причиненных Скажутиной С.П. нравственных страданий, сопровождавшихся переживаниями, требования разумности и справедливости.
В соответствии с пунктами 6 статьи 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Разрешая спор, суд первой инстанции правильно взыскал с ответчика штраф в пользу истца.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 27.08. 2013г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Гранд Маркетинг Групп" -без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.