Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Яковлевой В.В.,
судей Сафоновой Л.А., Калинниковой О.А.
с участием прокурора Золиной Т.В.
при секретаре Андриановой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Мэрии городского округа Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 23 сентября 2013 года, которым постановлено:
"Иск удовлетворить.
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Дудниковой А.И. на состав семьи один человек благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение по договору найма в г. Тольятти из специализированного жилищного фонда, по установленным нормам предоставления жилой площади, действующим на момент предоставления жилья".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Яковлевой В.В., возражения на жалобу Дудниковой А.И. заключение прокурора Золиной Т.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Тольятти обратился в суд с иском в интересах Дудниковой А.И. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении вне очереди жилого помещения. В исковом заявлении указал, что Дудникова А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, "данные изъяты". Отец- ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ., мать- ФИО2 "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ На основании распоряжения Администрации Автозаводского района г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Дудниковой А.И. "данные изъяты". В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Дудникова А.И. обучалась в МБУ средняя школа N N, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время обучается в "данные изъяты". Распоряжением заместителя мэра г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ она поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи один человек, однако до настоящего времени, в нарушение норм жилищного законодательства и ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жильем не обеспечена.
Ссылаясь указанные обстоятельства, прокурор г. Тольятти просил суд обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Дудниковой А.И. жилое помещение по договору социального найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, составом семьи 1 человек.
Судом первой инстанции постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Мэрия городского округа Тольятти просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указав, что обеспечение Дудниковой А.И. специализированным жилым помещением возможно только в порядке очередности и по мере формирования специализированного жилищного фонда за счет субвенций, предоставляемых на эти цели из областного бюджета. Денежные средства из областного бюджета на предоставление жилого помещения Дудниковой А.И. не поступали, специализированный жилищный фонд в мэрии городского округа Тольятти отсутствует. Министерством строительства Самарской области в мэрию городского округа Тольятти перечислены денежные средства на приобретение N жилых помещений. Дудникова А.И. состоит на очереди нуждающихся в жилых помещениях под N N. В связи с чем, нарушений прав Дудниковой А.И. со стороны мэрии городского округа Тольятти не допущено.
Представитель Мэрии г.о. Тольятти в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещены правильно и своевременно, о причинах неявки не сообщили.
Дудникова А.И. возражала против доводов апелляционной жалобы. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года (в ред. от 29 февраля 2012 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД (ред. от 10.04.2013) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений".
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Согласно ст. 3 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД (ред. от 10.04.2013) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Из материалов дела усматривается, что Дудникова А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения "данные изъяты", отец- ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ., мать- ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ Распоряжения Администрации Автозаводского района г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Дудниковой А.И. "данные изъяты" ФИО17 (л.д.14-15).
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Дудникова А.И. обучалась в "данные изъяты", с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время обучается в "данные изъяты". Согласно справке Департамента по вопросам семьи и демографического развития управления опеки и попечительства от ДД.ММ.ГГГГ Дудникова А.И. закрепленного жилого помещения не имеет (л.д.12,18).
По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ., согласно справки МП "Инвентаризатор" от ДД.ММ.ГГГГ Дудникова А.И. жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности, в Самарской области не имеет (л.д.12,13).
Распоряжением заместителя мэра г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ Дедникова А.И. принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи один человек (л.д.19).
Судом также установлено, что ответчиком не оспаривается тот факт, что Дудникова А.И. состоит в очереди на внеочередное получение жилой площади как нуждающийся в жилом помещении муниципального специализированного жилищного фонда, однако предоставление жилья осуществляется в пределах и за счет средств областного бюджета, выделяемых в виде субвенций.
Суд сделал правильный вывод о том, что обеспечение Дудниковой А.И. жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств, свободного жилого фонда и других обстоятельств. Гарантии прав указанной категории граждан на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд обоснованно обязал мэрию городского округа Тольятти предоставить Дудниковой А.И. на состав семьи один человек благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение по договору найма в г. Тольятти из специализированного жилищного фонда, по установленным нормам предоставления жилой площади, действующим на момент предоставления жилья.
Доводы апелляционной жалобы Мэрии городского округа Самара о незаконности судебного решения не могут быть приняты во внимание, поскольку выводы суда основаны на требованиях действующего законодательства, решение суда является мотивированным, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 23 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мэрии городского округа Тольятти без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.