Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Елистратовой Е.В.
Судей Желтышевой А.И., Печниковой Е.Р.
При секретаре Салихове Р.М.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления МВД РФ по г. Самара на решение Железнодорожного районного суда г.о. Самара от 02.09.2013 г., которым постановлено:
"Исковые требования Лазарева А.С. к Управлению МВД России по г. Самаре о признании незаконным приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности удовлетворить.
Приказ начальника У МВД РФ по г. Самаре от ДД.ММ.ГГГГ N о привлечении Лазарева А.С. к дисциплинарной ответственности признать незаконными".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Елистратовой Е.В., объяснения представителя УМВД России по г. Самаре Панкратовской М.С. в поддержание жалобы, возражения Лазарева А.С. и его представителя Лукьянова П.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лазарев А.С. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению МВД России по г. Самаре о признании незаконным приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности.
В заявлении указал, что он является лейтенантом полиции, инспектором ДПС роты N полка ДПС ГИБДД УМВД РФ по г. Самара.
Приказом начальника УМВД РФ по г. Самара от ДД.ММ.ГГГГ N Лазарев А.С. привлечен к дисциплинарной ответственности за грубое нарушение служебной дисциплины, выразившееся в неявке без уважительной причины на заседание аттестационной комиссии для прохождения аттестации, то есть за совершение проступка, предусмотренного п.8 ч.2 ст.49 Федерального закона РФ от 30.11.2011 года N342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и он был предупрежден о неполном служебном соответствии.
С указанным приказом Лазарев А.С. не согласен, считает его незаконным и необоснованным.
Указом Президента РФ от 14.10.2012 N 1377 "О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации" утвержден Дисциплинарный устав органов внутренних дел РФ (далее - Устав).
В главе 6 Устава предусмотрены порядок наложения на сотрудников МВД дисциплинарных взысканий, и порядок исполнения указанных взысканий.
Указанные приказы не соответствуют изложенным в главе 6 Устава нормам. Так, согласно п. 33 Устава на сотрудников могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; увольнение со службы в органах внутренних дел.
В соответствии с п. 40 Устава дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение сотрудника, совершившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил её несения и другие обстоятельства. При малозначительности совершенного дисциплинарного проступка руководитель (начальник) может освободить сотрудника от дисциплинарной ответственности и ограничиться устным предупреждением.
При вынесении указанного выше приказа не учитывались указанные в п. 40 Устава обстоятельства.
Приказ начальника У МВД РФ по г. Самара был издан на основании рапорта и.о. начальника OPJIC УМВД РФ по г. Самара от 21.02.2013г. Приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности издан спустя 3,5 месяца после поступления рапорта, то есть вынесен с нарушением процедуры, предусмотренной Уставом.
Кроме истец ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ обращался с рапортом на имя начальника У МВД РФ по г. Самара с просьбой о переносе срока аттестационной комиссии в связи с рассмотрением в Железнодорожном районном суде г. Самара гражданского дела о признании незаконными приказов о наложении дисциплинарных взысканий.
Нарушения служебной дисциплины Лазарев А.С. не допускал, поскольку ДД.ММ.ГГГГ он находился на службе в период с 6-00 до 15-00 часов. Согласно штатной расстановке на посту по "адрес".
Лазарев А.С. считает, привлечение его к дисциплинарной ответственности незаконным.
Решениями Железнодорожного районного суда г. Самары предыдущие 4 приказа о привлечении Лазарева А.С. к дисциплинарной ответственности признаны незаконными.
Таким образом, у руководства У МВД РФ по г. Самара отсутствовали основания для проведения в отношении истца внеочередной аттестационной комиссии.
Истец просил суд признать незаконным приказ начальника Управления МВД России по г. Самаре от ДД.ММ.ГГГГ N о привлечении его к дисциплинарной ответственности.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Управление МВД РФ по г. Самара просит указанное решение суда отменить, считая его неправильным, ссылаясь на то, что суд необоснованно удовлетворил требования Лазарева А.С.
Изучив представленные материалы, обсудив доводы жалобы, проверив в соответствии со ст. 330 ГПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия полагает, что решение суда постановлено с не установлением всех обстоятельств по делу имеющих правовое значение для правильного разрешения спора, с неправильным применением норм материального и процессуального права. Решение суда от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а в удовлетворении исковых требований Лазареву А.С. необходимо отказать.
Судом установлено, что согласно Приказу N л/с от ДД.ММ.ГГГГ по личному составу назначить лейтенанта милиции Лазарева А.С., находящегося в распоряжении управления Министерства внутренних дел РФ по г. Самаре, с исполнением обязанностей по должности инспектора дорожно-патрульной службы взвода N роты N полка дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по г. Самаре, на должность инспектора дорожно-патрульной службы взвода N роты N (с/б) полка дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения управления Министерства внутренних дел РФ по г. Самаре, по контракту, с 9 тарифным разрядом. Основание: аттестация от ДД.ММ.ГГГГ, приказ ГУ МВД России по Самарской области "Об организационно-штатных вопросах" от ДД.ММ.ГГГГ N.
Из материалов дела следует, что приказом начальника Управления МВД России по г. Самаре от ДД.ММ.ГГГГ N "О привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудника полка ДПС Управления МВД России по г. Самаре" Лазареву А.С. объявлено предупреждение о неполном служебном соответствии за грубое нарушение служебной дисциплины, выразившееся в неявке без уважительной причины на заседание аттестационной комиссии для прохождения аттестации, то есть за совершение проступка, предусмотренного п. 8 ч. 2 ст. 49 Федерального закона РФ от 30.11.2011 г. N 342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (л.д. 20-21).
Судом первой инстанции названный приказ признан незаконным по тем основаниям, что Лазарев А.С. не был предупрежден (извещен) о дне заседания аттестационной комиссии, кроме того, пропущен срок наложения дисциплинарного взыскания.
С данным выводом суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Деятельность сотрудников полиции регламентирована Федеральным законом Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ "О полиции", Федеральным законом Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. N 342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также ведомственными приказами "Административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области безопасности обеспечения дорожного движения", утвержденным приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N дсп и "Наставление по организации деятельности ДПС ГИБДД МВД России", утвержденное приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N дсп. Кроме того, на сотрудника разрабатываются должностные инструкции, которые каждому доводятся под роспись, в соответствии с приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении порядка разработки и утверждения должностных регламентов (должностных инструкций) и их примерной формы".
Порядок и основания проведения аттестации сотрудника органов внутренних дел установлены ст. 33 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 342-ФЭ). Перечень оснований для проведения в отношении сотрудника внеочередной аттестации является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Порядок проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел утвержден Приказом МВД России от 14.03.2012 N 170.
В соответствии с п. 3 ст. 54 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. "О полиции" сотрудники органов внутренних дел подлежат внеочередной аттестации в порядке и сроки, которые определяются Президентом Российской Федерации. Сотрудники органов внутренних дел, прошедшие данную аттестацию, считаются сотрудниками полиции, которым присваиваются соответствующие специальные звания.
В соответствии с п. 1 Порядка проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации аттестация в органах внутренних дел Российской Федерации проводится в целях определения соответствия сотрудника органов внутренних дел замещаемой должности в органах внутренних дел.Указом Президента РФ от 01.03.2011 г. регламентировано, что основными задачами аттестационных комиссий при проведении внеочередной аттестации являются: оценка профессиональной служебной деятельности аттестуемого сотрудника на основе определения его соответствия требованиям по должности, с учетом стажа и опыта работы, участия в решении поставленных перед ним задач, сложности выполняемой работы, ее эффективности и результативности; оценка профессиональных и личностных качеств аттестуемого сотрудника, необходимых для назначения его на должность.
Порядок проведения аттестации в ОВД РФ регламентирован Федеральным законом N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Приказом МВД РФ от N 170 "О порядке проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации".
Согласно указанному Приказу МВД РФ от 14.03.2012 N 170 "О порядке проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" "кадровое подразделение:
20.2. В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о проведении внеочередной аттестации знакомит под расписку аттестуемых сотрудников с указанным решением ...
23. При подготовке мотивированного отзыва непосредственный руководитель (начальник) обязан провести с аттестуемым сотрудником индивидуальную беседу: разъяснить основания и порядок проведения аттестации, ответственность сотрудника за неявку на аттестацию ...
27. Секретарь аттестационной комиссии не менее чем за один рабочий день до проведения аттестации знакомит аттестуемого сотрудника под расписку с мотивированным отзывом, а также с датой и местом проведения заседания аттестационной комиссии".
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание аттестационной комиссии Управления МВД России по г. Самаре в присутствии Лазарева А.С., которому членами аттестационной комиссии задавались вопросы, связанные с осуществлением им служебной деятельности, как следует из Выписки из Протокола N от ДД.ММ.ГГГГ заседания аттестационной комиссии Управления МВД России по г. Самаре. Аттестационной комиссией принято решение: аттестацию сотрудника следует перенести на ДД.ММ.ГГГГ в 10.00 час., о чём было объявлено в тот же день ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32).
Из материалов дела акта от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Лазарев А.с. отказался расписаться в уведомлении о том, что он обязан ДД.ММ.ГГГГ явиться в ОРЛС У МВД России по г. Самаре на заседание аттестационной комиссии (л.д.23)
Из рапорта Лазарева А.С. от ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника Управления МВД России по г. Самаре (л.д.8) следует, что истец просит перенести его переаттестацию до окончания суда.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждения, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
При наличии вышеназванных обстоятельств и представленных доказательств судебная коллегия приходит к выводу о том, что Лазарев А.С. знал о заседании аттестационной комиссии назначенной на ДД.ММ.ГГГГ г., извещен был надлежащим образом, и без уважительных причин не явился на заседание аттестационной комиссии.
Довод Лазарева А.С. о том, что он не мог явиться на заседание комиссии, т.к. в это время находился на службе на посту по "адрес" в период с 6-00 ч. до 15-00 ч., не может быть принят во внимание, т.к. аттестация сотрудников полиции проводится в рабочее время, из книги расстановки нарядов дорожно-патрульной службы 4 роты полка ДПС ГИБДД Управления МВД России по г. Самаре видно, что у Лазарева А.С. указано аттестационная комиссия 10-11 (л.д.44). В связи с чем, нарушений служебной дисциплины со стороны Лазарева А.С. не могло быть, если бы он явился на аттестационную комиссию с поста.
Приказ N от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудника полка ДПС Управления МВД России по г. Самаре Лазарева А.С. издан на основании служебной проверки, назначенной начальником Управления МВД России по г. Самаре. Поводом для назначения служебной проверки послужил поданный ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника Управления МВД России по г. Самаре полковника полиции ФИО1 рапорт и.о. начальника ОРЛС Управления МВД России по г. Самаре майора внутренней службы ФИО2, содержащий информацию о неявке инспектора ДПС роты N полка ДПС ГИБДД Управления МВД России по г. Самаре лейтенанта полиции Лазарева А.С. на заседание аттестационной комиссии Управления МВД России по г. Самаре ДД.ММ.ГГГГ без уважительных причин.
Согласно ст. 34 Положения о службе в органах внутренних дел служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, дисциплинарным Уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Президентом Российской Федерации, контрактом о службе, а также приказами Министра внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий.
Нарушением сотрудником органов внутренних дел служебной дисциплины признается, в частности, виновное действие (бездействие), выразившееся в неисполнении (ненадлежащем исполнении) служебных обязанностей, приказов, распоряжений и указаний прямых начальников и непосредственного начальника, если за указанное действие (бездействие) законодательством Российской Федерации не установлена административная или уголовная ответственность.
За нарушение служебной дисциплины на сотрудников могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьей 38 Положения о службе в органах внутренних дел.
Указом Президента РФ от 14.10.2012 г. N 1377 "О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации" утвержден Дисциплинарный устав органов внутренних дел РФ. Согласно п. 37 указанного Устава "Основанием для наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания является нарушение им служебной дисциплины, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЭ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона N 342- ФЗ от 30 ноября 2011 года "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" дисциплинарное взыскание на сотрудника органов внутренних дел налагается прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки - не позднее чем через месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки. Часть 8 статьи 51 Федерального закона N 342-Ф3 от 30 ноября 2011 года "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" предусматривает, что перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка.
В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводиться служебная проверка, нахождение его в отпуске или в командировке, а также время отсутствие сотрудника на службе по иным уважительным причинам.
Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец был освобожден от исполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Лазарев А.С. освобожден от исполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью.
Срок проведения служебной проверки истекал ДД.ММ.ГГГГ г., а ДД.ММ.ГГГГ утверждено заключение служебной проверки.
Установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находился в отпуске. Оспариваемый приказ издан ответчиком на 22 день (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 3 дня и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 19 дней) после завершения служебной проверки, т.е. в сроки предусмотренные законодательством.
При указанных обстоятельствах исковые требования Лазарева А.С. о признании незаконным приказа начальника Управления МВД России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г.о. Самара от 02.09.2013 г. отменить.
Постановить по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Лазареву А.С. к Управлению МВД РФ по г. Самаре о признании незаконным приказа начальника УМВД РФ по г. Самаре от ДД.ММ.ГГГГ N о привлечении к дисциплинарной ответственности - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.