Апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 11 ноября 2013 г.
(Извлечение)
судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Пияковой Н.А.
Судей: Книстяпиной Н.А., Смирновой Е.И.
При секретаре: Мамонтовой М.В.
С участием прокурора: Шабановой Ю.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Администрации г.о. Сызрань на решение Сызранского городского суда Самарской области от 04 сентября 2013 года, которым постановлено :"Исковые требования Прокурора города Сызрани в интересах Челнокова А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., удовлетворить.
Обязать Администрацию г.о. Сызрань предоставить Челнокову А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в пределах городского округа Сызрань.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Книстяпиной Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Сызрани обратился в суд с иском в интересах Челнокова А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., к Администрации г.о. Сызрань, о понуждении Администрации г.о. Сызрани предоставления Челнокову А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения не ниже установленных социальных норм, ссылаясь в обоснование требований на то, что Челноков А.А. относится к лицам из числа детей-сирот и в настоящее время имеет право на внеочередное и незамедлительное обеспечение со стороны Администрации г.о. Сызрань жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже социальных норм.
Однако, Челноков А.А. до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, чем нарушено его право на жилище, гарантированное Конституцией РФ. Челноков А.А. письменно обратился к прокурору г. Сызрани с просьбой оказать ему содействие в получении жилья. Поэтому прокурор г. Сызрани обратился с данным иском в суд.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе администрация г.о. Сызрань просит решение суда отменить, считает его неправильным.
Заслушав прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что Челноков А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., относится к лицам из числа детей-сирот, который обратился к прокурору г. Сызрани с просьбой оказать содействие в получении жилья, т.к. является сиротой, закрепленного жилого помещения за ним не имеет.
Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о рождении Челнокова А.А.., сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, постановление Администрации г.о. Сызрань N 173 от 01.02.2007 г., постановлением Администрации г.о. Сызрань от 01.07.2013 г. N 1866 "О включении в список детей-сирот".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей это лица в возрасте 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
На основании п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 2 ст. 92 ЖК РФ (ред. от 25.12.2012 г.) в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. 29.02.2012 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Законом Самарской области "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 20 декабря 2012 года) 135-ГД, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - государственные полномочия). Действие настоящего Закона распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Самарской области и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств по основаниям, предусмотренным в целях реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями (ч.2,3 ст.1 вышеуказанного закона Самарской области).
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год (ч. 1 ст. 2 вышеуказанного закона Самарской области).
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи, (ч. 4 ст. 2 вышеуказанного закона Самарской области).
В силу ч. 5 ст. 2 вышеуказанного Закона Самарской области, жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодно для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства РФ, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В соответствии с п. 1 ст. 3 вышеуказанного Закона Самарской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье ... снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что Челноков А.А. в настоящее время имеет право на незамедлительное обеспечение со стороны Администрации г.о. Сызрань жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы жалобы об отсутствии достаточных финансовых средств, выделяемых на указанные цели, не могут быть приняты во внимание, поскольку реализация права на получение такого жилья не может быть поставлена в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточность средств выделяемых на эти цели из бюджета Самарской области.
Судебная коллегия полагает, что решение является законным и обоснованным, оснований к отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 04 сентября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации г.о. Сызрань без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.