Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Николаевой Н.М.,
судей - Евдокименко А.А. и Вачковой И.Г.,
при секретаре - Елютиной И.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе - Мэрии городского округа Тольятти на решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 9 сентября 2013 года, которым постановлено:
"Иск удовлетворить. Признать незаконным распоряжение заместителя мэра г.о.Тольятти N9952-р/4 от 1 октября 2012 года в части отказа в постановке Горбатовой Л.И. составом семьи четыре человека на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых во внеочередном порядке. Обязать мэрию г.о. Тольятти поставить Горбатову Л.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с составом семьи четыре человека на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых во внеочередном порядке.",
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда - Евдокименко А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец - Горбатова Л.И. обратился в суд с иском о признании незаконным распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти и возложении обязанности по постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений к Мэрии г.о. Тольятти в обоснование своих требований указав, что распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти N9952-р/4 от 1 октября 2012 года истец - Горбатова Л.И. с составом семьи 4 человека (Горбатова Л.И., супруг - Горбатов А.П., дочь - Горбатова В.А., сын - Горбатов А.А.) принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма (как малоимущие), также поставлены на очередь согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона Самарской области от 11июля 2006 года N87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" (как семья, имеющая ребенка инвалида). Однако, этим же распоряжением Горбатовой Л.И. отказано в постановке на учет нуждающихся во внеочередном улучшении жилищных условий на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, так как в двухкомнатной квартире зарегистрированы и проживают 4 человека, являющиеся членами одной семьи. Истец считает данный отказ незаконным, поскольку сын истца Горбатов А.А. является инвалидом детства, страдает хроническим психическим заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Данное заболевание входит в п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года за N378 и в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года за N817. На основании изложенного, с учетом последующих изменений и дополнений, истец просил суд признать незаконным распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти N9952-р/4 от 1 октября 2012 года об отказе в постановке на внеочередное получение жилья, и обязать Мэрию г.о. Тольятти поставить истца с составом семьи 4 человека на учет в качестве нуждающихся во внеочередном улучшении жилищных условий.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое ответчик - Мэрия г.о. Тольятти считает неправильным, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы - Мэрии г.о. Тольятти судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев, при этом в соответствии с частью 2 указанной правовой нормы (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2006 года N250-ФЗ) состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, а если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства, а согласно ч. 4 ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев, согласно которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В силу требований п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 23 июля 2008 года N160-ФЗ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, при этом перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, указанный перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N378.
В соответствии с ч.2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру, либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, перечень указанных заболевания утвержден Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года N817.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм действующего законодательства наличие хронического психического заболевания у лица является основанием для возникновения права на внеочередное получение жилой площади всеми членами его семьи, в том числе и дополнительной, при этом, не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Из материалов дела видно, что несовершеннолетний сын истца - Горбатов А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом детства, страдает хроническим психическим заболеванием, что подтверждается свидетельством о рождении Горбатова А.А. от 3 января 2002 года N599849, справкой МСЭ-2012 N 0919442, справкой ВК N89 от 6 июня 2013 года. Данное заболевание Горбатова А.А. входит в п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире" и подпадает под действие Постановления Правительства РФ N817 от 21 декабря 2004 года и ч. 2 ст. 58 ЖК РФ о предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне, что по существу не оспаривается ответчиком.
Судом первой инстанции также установлено, что распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти N9952-р/4 от 1 октября 2012 года истец - Горбатова Л.И. с составом семьи 4 человека (Горбатова Л.И., муж Горбатов А.П., дочь Горбатова В.А., сын Горбатов А.А.) принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ (как малоимущие) с 28 августа 2012 года, а также поставлены на очередь согласно п. 2 ч.1 ст. 3 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" (как семья, имеющая ребенка инвалида с заболеванием, входящим в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года N817). Тем же распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти N9952-р/4 от 1 октября 2012 года в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ Горбатовой Л.И. отказано в постановке на учет нуждающихся во внеочередном улучшении жилищных условий на основании п. 2 ч. 1 ст.54 ЖК РФ, так как Горбатова Л.И., Горбатов А.П., Горбатова В.А., Горбатов А.А. зарегистрированы и проживают одной семьей в двухкомнатной квартире общей площадью 45,5 кв.м..
Также из материалов дела видно, что согласно выписки из поквартирной карточки от 30 августа 2013 года Горбатова Л.И. и члены ее семьи Горбатов А.П., Горбатова В.В. и Горбатов А.А. проживают и зарегистрированы в двухкомнатной квартире общей площадью 45,5 кв.м., жилой 25,8 кв.м., расположенной по адресу: "адрес". Данное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности Горбатовой Л.И., Горбатову А.П. и Горбатовой В.А., что подтверждается, копией договора о безвозмездной передаче квартир в собственность N24565 от 17 января 2002 года, копиями свидетельства о государственной регистрации права от 26 июня 2002 года N542535, N542537 и N542536, выписками из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 2 сентября 2013 года. Из уведомления Управления Росреестра по Самарской области от 2 сентября 2013 года следует, что Горбатов А.А. в реестре собственников не значится.
С учетом указанного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований - признании незаконным распоряжения заместителя Мэра г.о. Тольятти N9952-р/4 от 1 октября 2012 года в части отказа в постановке истца на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке и возложении на ответчика обязанности поставить истца и всех членов ее семьи на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что хроническое психическое заболевание Горбатова А.А. дает истцу право на внеочередное получение жилой площади, в том числе и дополнительной, при этом не имеется оснований исключающих возможность обеспечения истца жильем во внеочередном порядке, поскольку ее сын относится к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, поскольку сын истца инвалид, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, указанного в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне, при соблюдены общие требования жилищного законодательства, в том числе, и постановка на учет истца и членов ее семьи в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем, суд первой инстанции обоснованно счел доводы ответчика о необходимости отказа в удовлетворении иска по мотиву наличия иных лиц имеющих право на внеочередное улучшение жилищных условий, принятых на учет ранее истицы, не основанными на законе, поскольку действующее жилищное законодательство не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список. Нет в действующем жилищном законодательстве и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лицам равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (указанная правовая позиция определена Верховным судом РФ, в частности в определении Судебной коллегии по гражданским делам от 8 февраля 2011 года N85-В10-7).
Не может судебная коллегия признать убедительными доводы апелляционной жалобы о том, что основанием к отказу в удовлетворении иска является недостаточность размера субвенций поступивших в казну муниципалитета из бюджета Самарской области, поскольку ст. 57 ЖК РФ предусматривающая обязанность государства по обеспечению вне очереди жилыми помещениями лиц данной категории, не предусматривают исполнение государством данной обязанности, в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточного выделения средств на эти цели из бюджета Самарской области.
Также несостоятельными находит судебная коллегия доводы лица подавшего апелляционную жалобу об отсутствии у истца права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку указанные доводы основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм жилищного законодательства.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 9 сентября 2013 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - Мэрии городского округа Тольятти - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.