Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего - Подольской А.А.
Судей: Елистратовой Е.В., Занкиной Е.П.
При секретаре: Салихове Р.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г.о. Сызрань Самарской области на решение Сызранского городского суда Самарской области от 21 августа 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора города Сызрани Самарской области в интересах Яковлевой О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения к Администрации городского округа Сызрань Самарской области о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.
Обязать Администрацию г.о. Сызрань Самарской области предоставить Яковлевой О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилого помещения, не ниже установленных социальных норм".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Подольской А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Сызрани Самарской области, действуя в интересах Яковлевой О.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратился в суд с иском к Администрации городского округа Сызрань Самарской области об обязании выделить денежные средства для приобретения благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения не ниже установленных социальных норм.
В обоснование иска указал, что Яковлева О.А. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время она имеет право на внеочередное и незамедлительное обеспечение со стороны Администрации городского округа Сызрань Самарской области жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже социальных норм. Однако, до настоящего времени жилым помещением Яковлева О.А. не обеспечена. Бездействие Администрации повлекло за собой нарушение ее прав и законных интересов в сфере законодательства о защите семьи, материнства, отцовства и детства, а также нарушение его жилищных прав. В этой связи Яковлева О.А. обратилась к прокурору с письменным заявлением об оказании ей содействие в получении жилого помещения.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, прокурор г. Сызрани Самарской области просил суд обязать Администрацию г.о. Сызрань Самарской области предоставить Яковлевой О.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения не ниже установленных социальных норм.
Судом постановлено указанное выше решение, которое представитель Администрации г.о. Сызрань Самарской области в апелляционной жалобе просит отменить, как незаконное, ссылаясь на отсутствие у ответчика на сегодняшний день денежных средств, необходимых для предоставления жилья.
В заседание судебной коллегии стороны не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся сторон.
Прокурор Гуляева Е.С. с доводами жалобы не согласилась, полагала возможным решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
При вынесении решения суд, верно, руководствовался статьями 92, 98.1Жилищного кодекса РФ, нормами Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Самарской области "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" от 20.12.2012 г. N 135 ГД.
В ст. 99 ЖК РФ закреплено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся вез попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Самарской области "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области", предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действие настоящего Закона распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Самарской области и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств по основаниям, предусмотренным в целях реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В силу ч. 5 ст. 2 вышеуказанного Закона Самарской области жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодно для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства РФ, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В соответствии с п. 1 ч. 3 вышеуказанного Закона Самарской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится местожительство указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Судом установлено, что Яковлева О.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Заочным решением Сызранского городского суда от 26.01.2004 г. ее мать - Яковлева М.А., лишена родительских прав в отношении нее (л.д. 8-10), отец - Яковлев А.П. умер.
На основании постановления Главы администрации г.о. Сызрань N 852 от 12.06.97 г., Яковлева О.А., а также два ее родных брата: Яковлев С.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Яковлев А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., определены в детский дом. За ними закреплено право проживания в частном доме по "адрес" (л.д. 7).
Постановлением Главы администрации г.о. Сызрань Самарской области N 1612 от 10.06.2013 г. Яковлева О.А. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в г.о. Сызрань.
Согласно справке ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г.о. Сызрань N 674 от 07.05.2013 г., с 12.11.2007 г. Яковлева О.А. зарегистрирована по адресу: "адрес" (детский дом) (л.д. 16).
Из Уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Яковлевой О.А. на объекты недвижимого имущества. Также из справки Сызранского филиала ГУП "ЦТИ" следует, что Яковлева О.А. строений и приватизированного жилья в г.о. Сызрань не имеет, не использовала своего права на бесплатную приватизацию и не является собственником жилья по договору передачи (приватизации) жилья в собственность.
При таких обстоятельствах вывод суда об обязании администрации г.о. Сызрань Самарской области предоставить Яковлевой О.А., 28.06.1993 г.р., благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенное для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения, является правильным.
Ссылка представителя Администрации г.о. Сызрань Самарской области в апелляционной жалобе на отсутствие средств, необходимых для финансирования осуществления государственных полномочий по предоставлению жилья данной категории граждан, основанием к отмене судебного решения служить не может, поскольку разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади, не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточности средств, выделяемых на эти цели из бюджета Самарской области.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным сторонами доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела. Нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 21 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.