судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Желтышевой А.И.
Судей Назейкиной Н.А., Пискуновой М.В.
При секретаре А.Д.Т.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Комитета по Управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района Самарской области на решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 20.08.2013 г., которым постановлено:
"Признать незаконным и необоснованным отказ Комитета по управлению имуществом Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области в принятии на учет К.А.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и К.А.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Признать незаконным и отменить Распоряжение, вынесенное заместителем руководителя Комитета по управлению имуществом Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N "Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Обязать Комитет по управлению имуществом Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области поставить на учет и включить семью К. в список молодых семей - участников областной целевой программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2009 - 2015 годы на получение социальной выплаты для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома по очереди в соответствии с датой подачи заявления для участия в областной целевой программе "Молодой семье -доступное жилье" на 2009 - 2015 годы.
Взыскать с Комитета по управлению имуществом Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области в пользу К.А.С. возврат государственной пошлины в доход государства в сумме 200 (двести рублей), расходы за получение выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в сумме 1 050 (одна тысяча пятьдесят) рублей, а всего с Комитета по управлению имуществом Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области в пользу К.А.С. взыскать 1 250 (одну тысячу двести пятьдесят) рублей".
Заслушав доклад судьи Пискуновой М.В., доводы в поддержание жалобы представителя Комитета по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района Самарской области А.Ш.Р., возражения по доводам жалобы К.А.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К.А.С. и К.А.Ю. обратились в суд с иском к Комитету по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района о признании незаконным распоряжения об отказе в принятии их на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях,, в обоснование предъявленного иска в исковом заявлении указали, что с ДД.ММ.ГГГГ они состоят в зарегистрированном браке.
Не имея собственного жилья, ДД.ММ.ГГГГ они обратились в Комитет по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района с заявлением о предоставлении им, как молодой семье, социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в соответствии с областной целевой программой "Молодой семье - доступное жилье на 2009 - 2015 годы", утвержденной Правительством Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N, представили все необходимые документы.
ДД.ММ.ГГГГ ими было получено информационное письмо, из которого следовало, что им отказано в принятии на учет, поскольку, по мнению Комитета по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района, они намеренно ухудшили свои жилищные условия.
Основанием принятого решения об отказе в предоставлении им, как молодой семье, социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в соответствии с областной целевой программой "Молодой семье - доступное жилье на 2009 - 2015 годы", утвержденной Правительством Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N, указан п. 1 ст. 1 Положения "О порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма в муниципальном образовании "Кинель-Черкасский район Самарской области", утвержденного Постановлением Собрания Представителей Кинель-Черкасского района N от ДД.ММ.ГГГГ.
Указывая на то, что они как лица, состоящие в зарегистрированном браке, не имеют собственного жилья, в связи с чем, могут быть участниками областной целевой программой "Молодой семье - доступное жилье на 2009 - 2015 годы", утвержденной Правительством Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N, ссылаясь на представление всех необходимых документов для предоставления социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, при отсутствии доказательств, подтверждающих факт и время намеренного ухудшения ими своих жилищных условий, полагая, что отказ Комитета по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района создает препятствия в реализации их жилищных прав в установленном законом порядке, истцы просили суд признать незаконным отказ Комитета по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района в виде информационного письма N от ДД.ММ.ГГГГ, и обязать Комитет по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района принять решение о предоставлении им социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в соответствии с областной целевой программой "Молодой семье - доступное жилье на 2009 - 2015 годы", утвержденной Правительством Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N.
При уточнении исковых требований К.С.А. просил суд обязать Комитет по управлению имуществом Кинель-Черкасского района поставить их семью на учет на получение социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в соответствии с областной целевой программой "Молодой семье - доступное жилье на 2009 - 2015 годы", утвержденной Правительством Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N, а также просил признать незаконным распоряжение Комитета по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в принятии их семьи на учет, обязав ответчика принять их на учет.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым Комитет по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района не согласился, им подана апелляционная жалоба, согласно которой ответчик, указывая на наличие обстоятельств намеренного ухудшения истцами своих жилищных условий перед обращением к ним с заявлением о постановке на учет на получение жилья, а также на то, что истцы не обращались к ним с заявлением на участием в подпрограмме, в связи с чем у Комитета не было оснований для рассмотрения данного вопроса по существу и принятия соответствующего решения, просит решение суда отменить и постановить новое об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Комитета по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района А.Ш.Р. доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
К.А.С. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против доводов жалобы, указав при этом, что он с женой обращался только с заявлением о постановке на учет для получения жилого помещения.
К.А.Ю. в судебное заседание не явилась, согласно предоставленному письменному заявлению просила рассмотреть дело в её отсутствие, в связи с чем, судебная коллегия в силу ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть данное дело в её отсутствие.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела и проверив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему:
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Судом установлено, что К.А.С. и К.А.Ю. состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ они обратились в Комитет по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района с заявлением о принятии на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Сведений о том, что они обращались с заявлением о предоставлении им, как молодой семье, социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в соответствии с областной целевой программой "Молодой семье - доступное жилье на 2009 - 2015 годы", утвержденной Правительством Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N, материалы дела не содержат.
Рассмотрев указанное выше заявление, Комитет по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района Самарской области, за подписью заместителя руководителя Комитета, направил истцам информационное письмо за N от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следовало, что им отказано в принятии на учет, поскольку, по мнению Комитета по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района истцами намеренно ухудшены свои жилищные условия. (л. д. 16).
Кроме того, по данному заявлению принято Распоряжение N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому К.А.С. отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма на территории муниципального образования "Кинель-Черкасский район Самарской области" с указанием того, что предоставленные документы подтверждают совершении действий по намерению приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся.
Данное Распоряжение принято со ссылкой на пп.3 п. 1 ст. 1 Положения "О порядке учета граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма в муниципальном образовании "Кинель-Черкасский район Самарской области", утвержденного постановлением Собрания Представителей Кинель-Черкасского района N от ДД.ММ.ГГГГ, а также на положения ст. 54 ЖК РФ.
Указывая на намеренное ухудшение жилищных условий с целью постановки на учет, ответчиком приняты во внимание обстоятельства снятия К.А.С. ДД.ММ.ГГГГ с регистрационного учета по месту жительства в жилом доме, расположенном по адресу: с. С. "адрес" "адрес", общей площадью 130 кв.м, принадлежащем его матери К.Н.А., а также обстоятельства того, что его жена ранее была зарегистрирована в "адрес" в "адрес" -1, в жилом доме, общей площадью 84,3 кв.м.
Судом установлено, что в настоящее время истцы по нотариально удостоверенному; договору найма комнаты в жилом доме от ДД.ММ.ГГГГ проживают на съемной квартире (комнате в жилом доме площадью 10 кв.м), в доме, принадлежащем на праве собственности И.В.Ф., расположенном по адресу: С. "адрес" "адрес", куда и были зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 37, 53 - 56, 59). Иного жилья, предназначенного для проживания, истцы не имеют, о чем свидетельствуют уведомления из реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, полученные из Управления Росреестра. (л. д. 26, 40, 41, 42, 61, 62).
При проверке доводов жалобы о наличии в действиях истцов намеренного ухудшения своих жилищных условий, судебная коллегия считает необходимым применить разъяснения Конституционного Суда РФ отраженные в Определении от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, согласно которым применение положения ст. 53 ЖК РФ, которая формулирует условие, согласно которому граждане принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения действий, которые умышленно были ими совершены с целью приобретения права состоять на жилищном учете, должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.
Решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия заявителя, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции ...
Как следует из пояснений К.А.С., данных им суду апелляционной инстанции, с момента регистрации брака с 2010 г он с супругой также проживали по адресу съемной квартиры, по которому в настоящее время зарегистрированы. Жилая площадь жилого дома, в котором он был зарегистрирован по месту жительства своих родителей, составляет 68, 40 кв.м, в доме проживают мать, отец и брат. Проживание его семьи с родителями в доме матери невозможно по причине возражений собственника жилого дома, а именно его матери, которая против регистрации его супруги в данном жилом доме.
В квартире отца супруги также проживают её родители и два брата, проживание совместно с ними невозможно по причине отсутствия свободной жилой площади.
Принимая во внимание установленные выше обстоятельства, судебная коллегия полагает, что вывод суда об отсутствии в действиях К. умысла, направленного на приобретение права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является обоснованным, притом, что ответчиком не предоставлено объективных сведений об умышленных действиях истцов в части оформления своего фактического места жительства путем регистрации в нем, что также соответствует положениям ст. 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которым гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.
Указание истца в судебном заседание на желание участвовать в программе на получение социальной выплаты, не подтверждает умышленности в совершении указанных им и его супругой действиях.
При этом регистрация истцов по месту жительства родителей не свидетельствует о том, что до снятия с регистрационного учета по данным адресам, они были обеспечены жильем с учетом учетной нормы площади жилого помещения, определенной ст. 7 указанного выше Положения.
Более того, совместное проживание истцов и регистрация их по фактическому месту жительства обусловлена целям создания семьи, определяющей объединения лиц, связанных между собой личными и имущественными правами и обязанностями, моральной и материальной общностью, взаимной поддержкой, воспитанием детей, ведением общего хозяйства.
С учетом того, что стороны с 2010 г проживают совместно, они, в силу возникших семейных обязательств, перестали быть членами семьи собственников жилых помещений, в которых были ранее зарегистрированы.
Поэтому суд правильно признал незаконным Распоряжение от 19.04.2013 года заместителя руководителя Комитета по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района Самарской области за N со ссылкой на указанные выше мотивы отказа истцам в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма на территории муниципального образования "Кинель-Черкасский район Самарской области".
Вместе с тем, определяя соответствие истцов категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях, определенной в ст. 51 ЖК РФ, и обязывая ответчика поставить семью К. на учет, судом первой инстанции не учтены следующие обстоятельства:
В силу ст. 52 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенно федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.
При этом вопрос о том, являются ли истцы малоимущими гражданами согласно требованиям ст. 49 ЖК РФ, судом не разрешался, ответчиком, при принятии решения об отказе в постановке их на учет, обстоятельства определения их малоимущими также на рассматривался.
В связи с этим, судебная коллегия полагает, что решение суда в этой части подлежит отмене с постановлением нового решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязав при этом Комитет по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района Самарской области вновь рассмотреть заявление К.А.С. по существу.
Далее суд, обязывая Комитет по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района Самарской области включить семью К. в список молодых семей в качестве участников областной целевой программы "Молодой семье-достпуное жилье" на 2009-2015 года на получение социальной выплаты для приобретения жилья и строительства индивидуального жилого дома, указал на положения "Порядка формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2009-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году", утвержденных приказом Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 10.09.2007 года N 47 (с последующими изменениями и дополнениями), согласно которым орган местного самоуправления включает в список молодые семьи, признанные участниками Программы, за исключением: молодых семей, которым выданы свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья со сроком реализации, включающим дату утверждения списка, молодых семей, получивших социальную выплату в рамках Программы по состоянию на дату утверждения списка; молодых семей, в которых по состоянию на 1 сентября года, предшествующего планируемому, возраст хотя бы одного из супругов либо одного родителя в неполной семье достиг 36 лет, молодых семей, которые отказались от получения социальной выплаты и (или) исключены органом местного самоуправления из числа участников Программы.
Орган местного самоуправления формирует список по дате постановки молодых семей на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Молодые семьи - участники Программы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в один и тот же день, включаются в данный список в алфавитном порядке.
При этом, делая вывод о незаконности действий Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района, связанных с отказом в постановке семьи К. на учет на получение социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в соответствии с областной целевой программой "Молодой семье - доступное жилье на 2009 - 2015 годы", судом не учтено, что согласно п. 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплаты на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050 (ред. от 14.07.2011 года N 575) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы", для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с настоящими Правилами молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы: заявление по форме, приведенной в приложении N 2 в 2-х экземплярах, а также документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях.
С таким заявлением семья К. в Комитет не обращалась, решение об отказе в предоставлении им социальной выплаты по указанным основаниям также не принималось.
Поэтому судебная коллегия полагает, что в этой части решении суда также подлежит отмене с постановлением нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кинель -Черкасского районного суда Самарской области от 20.08 2013 г. отменить в части возложения обязанности на Комитет по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района Самарской области поставить на учет и включить семью К. в список молодых семей - участников областной целевой программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2009 - 2015 годы на получение социальной выплаты для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома по очереди в соответствии с датой подачи заявления для участия в областной целевой программе "Молодой семье -доступное жилье" на 2009 - 2015 годы.
Постановить в этой части новое решение, которым обязать Комитет по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района Самарской области повторно рассмотреть по существу поданное заявление К.А.С. о принятии на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и принять по нему соответствующее решение.
В удовлетворении требований К.А.С. и К.А.Ю. о постановке их на учет и включение их семьи в список молодых семей - участников областной целевой программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2009 - 2015 годы на получение социальной выплаты для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома по очереди в соответствии с датой подачи заявления для участия в областной целевой программе "Молодой семье - доступное жилье" на 2009 - 2015 годы, отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.