Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Ермаковой Е.И.,
судей - Черкуновой Л.В. и Евдокименко А.А.
при секретаре - Прасловой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение
Ленинского районного суда г. Самары от 23 августа 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Сотникова Александра Михайловича в интересах несовершеннолетнего сына Сотникова Сергея Александровича к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Сотникову Сергею Александровичу вне очереди по договору найма жилое помещение в черте г.о. Самара по нормам предоставления жилого помещения в черте г.о. Самара".
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Ермаковой Е.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сотников А.М. в интересах несовершеннолетнего Сотникова С.А. обратился в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований Сотников А.М. указал, что его сын Сотников С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом-колясочником.
Сотников А.М. вместе с сыном проживает в общежитии по адресу: "адрес". В данном жилом помещении помимо Сотникова А.М. и Сотникова С.А. зарегистрированы и проживают члены их семьи: Сотникова Т.С., Алферова Е.В.
Постановлением главы администрации Промышленного района г. Самара N от ДД.ММ.ГГГГ мать Сотникова А.М. - Сотникова Т.С. с составом семьи 4 человека принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Кроме того, распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара N от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, в котором проживает Сотников С.А., признано непригодным для проживания инвалида-колясочника.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Сотников А.М. просил суд обязать ответчика предоставить Сотникову С.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в границах г.о. Самара по норме предоставления согласно действующему законодательству.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Департамент управления имуществом городского округа Самара просит отменить решение суда как незаконное. В апелляционной жалобе Департамент управления имуществом городского округа Самара ссылается на то, что не может являться надлежащим ответчиком по делу, поскольку не наделен полномочиями по предоставлению жилья, а лишь обеспечивает в установленном порядке ведение учета граждан, обладающих правом на внеочередное предоставление жилья по договору социального найма.
В заседание судебной коллегии представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара не явился, о рассмотрении дела ответчик извещен надлежащим образом.
Представитель истца Белюсева И.Ю. в судебном заседании возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, считает его правильным.
На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Судом установлено, что несовершеннолетний Сотников С.А. является собственником жилого помещения по адресу: "адрес" (л.д. 54).
В данном жилом помещении помимо Сотникова С.А. зарегистрированы и проживают члены его семьи: Сотников А.М., Сотникова Т.С., Алферова Е.В.
Из материалов дела следует, что постановлением главы администрации Промышленного района г. Самара N от ДД.ММ.ГГГГ мать Сотникова А.М. - Сотникова Т.С. с составом семьи 4 человека принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 42, 78).
Из материалов дела также видно, Сотников С.А. является инвалидом-колясочником.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 Закона Самарской области "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" также предусмотрено, что инвалиды, а также семьи, имеющие детей-инвалидов, обеспечиваются жилыми помещениями.
Как усматривается из материалов дела, заключением Межведомственной комиссии, назначенной Постановлением Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N, жилое помещение по адресу: "адрес", признано непригодным для постоянного проживания инвалида-колясочника.
В соответствии с п. 54 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 (в редакции Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 г. N 494), для инвалидов и других маломобильных групп населения, пользующимися в связи с заболеванием креслами-колясками, отдельные занимаемые ими жилые помещения (квартира, комната) по заявлению граждан на основании представления соответствующих заболеванию медицинских документов могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей. Комиссия оформляет в 3 форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению и в 5-дневный срок направляет 1 экземпляр в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, второй экземпляр заявителю (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара N от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, в котором проживает Сотников С.А., также признано непригодным для проживания инвалида-колясочника.
В частности, из материалов дела следует, что в доме, в котором проживает Сотников С.А., отсутствует грузовой лифт, кухня, умывальник и туалет находятся на этаже, а душ расположен в подвале (л.д. 6 - 8).
Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
При этом согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Из материалов дела видно, что ответчик не оспаривал право Сотникова С.А. и членов его семьи на получение жилья.
При этом ответчик мотивировал изложенное тем, что распоряжение о признании непригодным для проживания жилого помещения, в котором проживает инвалид-колясочник, не содержит сведений о том, что комната не подлежит ремонту или реконструкции.
Вместе с тем, судом установлено, что реконструкция либо ремонт жилого помещения, позволяющие сделать его пригодным для проживания инвалида-колясочника, невозможны, поскольку общежитие, в котором оно расположено, в силу конструкции здания не приспособлено для оборудования грузовым лифтом. Невозможным является и изменением конструкции лестничных площадок с целью установки пандуса. Кроме того, переоборудование общежития, связанное с переносом душевого помещения и увеличением площади туалета является затруднительным и экономически не целесообразным.
Более того, заключение межведомственной комиссии, на основании которого издано распоряжение о признании жилого помещения непригодным для проживания инвалида-колясочника, также не содержит сведений о том, что такое жилое помещение подлежит ремонту или реконструкции.
Данные обстоятельства не отрицались сторонами в судебном заседании и подтверждаются актом проверки жилищных условий Сотникова С.А. (л.д. 76).
Таким образом, в суде первой инстанции нашел подтверждение тот факт, что жилище, в котором проживает Сотников С.А. и его семья, признано непригодным для проживания инвалида-колясочника, а равно не подлежащим реконструкции или ремонту.
В суде первой инстанции ответчик также ссылался на то, Департамент управления имуществом г.о. Самара не имеет возможности предоставить Сотникову С.А. жилое помещение, в связи с отсутствием жилых помещений соответствующей площади.
Однако в силу положений ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
При этом положения ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, как нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди. Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 года N 376-О-П).
Доводы апелляционной жалобы о том, что Департамент управления имуществом г.о. Самара не может являться надлежащим ответчиком по делу, поскольку не наделен полномочиями по предоставлению жилья, а лишь обеспечивает в установленном порядке ведение учета граждан, обладающих правом на внеочередное предоставление жилья по договору социального найма, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу в силу ст. 27 Устава г.о. Самара именно Департамент управления имуществом г.о. Самара наделен полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что семья Сотникова С.А. признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обладает правом не внеочередное предоставление жилья, а также то, что законом на органы местного самоуправления г.о. Самары (в данном случае уполномоченным органом является Департамент управления имуществом г.о. Самара) возложена обязанность по внеочередному предоставлению жилого помещения по договору социального найма, однако данная обязанность в отношении истца Департаментом необоснованно не исполняется, суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные исковые требования о возложении на Департамент управления имуществом г.о. Самара обязанности предоставить Сотникову С.А. жилое помещения по договору социального найма подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, правильно применяя положения законодательства, регулирующего правоотношения сторон, суд обоснованно удовлетворил исковые требования, обязав Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Сотникову С.А. жилое помещение по норме представления согласно действующему законодательству.
При данных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Судебная коллегия полагает, что обстоятельствам дела и добытым доказательствам судом дана правильная, соответствующая материалам дела оценка, выводы суда основаны на требованиях действующего законодательства, решение суда является мотивированным, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 23 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самара - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.