Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Лазарева Н.А.
судей Маркина А.В., Назейкиной Н.А.
с участием прокурора Золиной Т.В.
при секретаре Прасловой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Кинель-Черкасского района Самарской области в лице представителя по доверенности Коноваловой Н.В. на решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 16 августа 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Кинель-Черкасского района в интересах Кадебиной Е.Г., ДД.ММ.ГГГГ рождения, удовлетворить, обязать администрацию муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области предоставить Кадебиной Е.Г., ДД.ММ.ГГГГ рождения, по договору найма жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования "Кинель-Черкасский район Самарской области", отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, площадью не ниже установленных социальных норм".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Маркина А.В., заключение прокурора в поддержание решения суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кинель-Черкасского района Самарской области (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в интересах Кадебиной Е.Г. обратился в суд с иском к администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области, третьему лицу министерству строительства Самарской области об обязании предоставить жилое помещение.
В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка в сфере соблюдения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Кинель-Черкасском районе, по результатам которой было установлено, что Кадебина Е.Г., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является сиротой, в настоящее время нигде не работает, не учится, собственного жилья не имеет.
На основании изложенного, ссылаясь на ст. 57 ЖК РФ, ст. ст. 5, 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. 3 Закона Самарской области от 05.03.2005 N 77-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения", ст. 2 Закона Самарской области от 07.07.2005 N 152-ГД "Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. ст. 2, 5 Закона Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области", истец просил суд обязать администрацию муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области, министерство строительства Самарской предоставить Кадебиной Е.Г., ДД.ММ.ГГГГ рождения, жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Кинель-Черкасского района Самарской области Коновалова Н.В. просит его отменить, принять по делу новое решение, которым в иске прокурору отказать, ссылаясь на то, что принятое решение нарушит право детей-сирот, состоящих в списке на обеспечение жилыми помещениями на территории муниципального района, в связи с тем, что решение суда необходимо будет исполнить в кратчайшие сроки. Тогда, как дети-сироты, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с очередностью, формируемой по дате подачи заявления. Считает, что права Кадебиной Е.Г. ответчиком не нарушены.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Золина Т.В. просила решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили, и, поскольку в материалах дела имеются доказательства их своевременного и надлежащего извещения о дате, времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены постановленного решения.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", далее - Закон N 15-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
На основании п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Закона N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 указанного закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 п. 1 ст. 8 указанного закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как указано в п. 9 ст. 8 указанного закона (в ред. Закона N 15-ФЗ), право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ (в ред. Закона N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В то же время, Законом N 15-ФЗ внесены изменения в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в соответствии с которыми, категория детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 01.01.2013 года исключена из категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Согласно ч. 1 ст. 4 Закона N 15-ФЗ указанные изменения вступили в силу с 01.01.2013 года.
Частью 2 ст. 4 Закона N 15-ФЗ установлено, что действие положений ст. 8 Закона N 159-ФЗ (в ред. Закона N 15-ФЗ) и ЖК РФ (в ред. Закона N 15-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 15-ФЗ, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Закона N 15-ФЗ.
В соответствии со с п. п. 1-3 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" (в ред. от 10.04.2013 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД (в редакции от 02.02.2011) "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным ст. 5 настоящего Закона.
Законом Самарской области от 05.03.2005 N 77-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения" органам местного самоуправления переданы государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства).
Согласно ст. ст. 5, 6, 8 вышеназванного Закона, органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 2001 г. ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ рождения и ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ рождения лишены родительских прав в отношении своих детей.
Таким образом, Кадебина Е.Г. является ребенком, оставшимся без попечения родителей в связи с лишением их родительских прав.
На основании постановления администрации Кинель-Черкасского района Самарской области от 27.08.2008 г. N Кадебина Е.Г. поставлена на регистрационный учет для приобретения жилого помещения, как лицо, оставшееся без попечения родителей.
Судом также установлено, что Кадебина Е.Г. до 2011 г. обучалась в ГБУ СПО " "данные изъяты"", из которого отчислена.
По данным "данные изъяты" и "данные изъяты", право собственности за Кадебиной Е.Г. не зарегистрировано.
До настоящего времени Кадебина Е.Г. жилым помещением в установленном порядке не обеспечена. Доказательств тому, ей производилась социальная выплата на приобретение жилого помещения и, что она является нанимателем какого-либо жилого помещения, суду не представлено.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, что право Кадебиной Е.Г. на предоставление ей жилого помещения по основаниям социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовано по не зависящим от нее обстоятельствам, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в соответствии с вышеуказанными нормами права, заявленные прокурором исковые требования, подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что удовлетворение заявления прокурора в интересах Кадебиной Е.Г. нарушает права других очередников, относящихся к указанной категории лиц, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку жилищным законодательством и норами Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающими предоставление жилых помещений по договорам социального найма, разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 16 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Кинель-Черкасского района Самарской области в лице представителя по доверенности Коноваловой Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.