Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Черкуновой Л.В.,
судей Сафоновой Л.А., Набок Л.А.,
при секретаре Подусовской В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Герус В.М. - Зеленченко С.В. (по доверенности) на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 17 июля 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Геруса В.М. оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Герус В.М. обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений Самарской области об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является собственником нежилого помещения - гаража N, площадью 16, 40 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", ГСК- N. В целях приобретения за выкуп в собственность земельного участка, расположенного под принадлежащим ему на праве собственности капитальным гаражом, 24.09.2010 года он обратился с соответствующим заявлением в Министерство имущественных отношений Самарской области.
В нарушение установленных действующим законодательством сроков Министерство имущественных отношений Самарской области направило в Департамент управления имуществом г.о. Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка", испрашиваемого Герусом В.М., лишь 17.05.2010 г. Распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала N также вынесено с нарушением срока 27.06.2011 г.
22.09.2011 г. в адрес Геруса В.М. ответчик направил письмо о необходимости проведения кадастровых работ в отношении испрашиваемого земельного участка и об осуществлении его государственного кадастрового учета.
После проведения кадастровых работ и составления межевого плана 15.12.2011 г. Герус В.М. обратился в ФФГБУ "Федеральную кадастровую палату Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области с заявлением о проведении кадастрового учета испрашиваемого земельного участка.
23.05.2012 г. указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера N.
Однако, во время проведения государственного кадастрового учета указанного земельного участка Министерство, не удостоверившись в указанном факте, письмом от 05.05.2012 г. возвратило поступивший на рассмотрение 24.09.2009 г. пакет документов и уведомило Геруса В.М. об отказе в предоставлении земельного участка под гаражом.
После получения кадастрового паспорта на испрашиваемый земельный участок и возврата первоначально поданного пакета документов Герус В.М. вынужден 09.07.2012 г. вновь обратиться с аналогичным заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность за выкуп.
05.02.2013 г. в адрес истца поступил проект договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка, согласно которому цена земельного участка составляет 125 259,54 руб.
20.02.2013 года Герус В.М. направил письмо в адрес ответчика с приложением протокола разногласий относительно цены участка. Протокол разногласий ответчиком отклонен.
Ссылаясь на ФЗ от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", Закон Самарской области от 11.03.2005 N94-ГД "О земле", Герус В.М. просил суд урегулировать разногласия, возникшие между ним и Министерством имущественных отношений Самарской области при заключении договора купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, из земель населенных пунктов с кадастровым N, находящегося по адресу (имеющего адресные ориентиры): "адрес", гараж N, занимаемого капитальным гаражом в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к настоящему договору, и являющимся его неотъемлемой частью, общей площадью 21, 00 кв. м.; принять пункт 2.1 и второе предложение пункта 2.4. указанного договора в редакции протокола разногласий покупателя от 20.02.2013 г., изложив указанные пункты в следующей редакции: "2.1 Цена Участка составляет 3131 (три тысячи сто тридцать один) рубль 49 коп. без НДС"; (Оплата производится в рублях. Оплата стоимости земельного участка производится в безналичной форме путем перевода установленной п. 2.1. суммы в 3131 (три тысячи сто тридцать один) рубль 49 копеек на счет УФК по Самарской области (Министерство имущественных отношений Самарской области) "данные изъяты"".
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представителя Герус В.М. - Зеленченко С.В. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять новое решение об удовлетворении исковых требований, указав, что отсутствие у заявителя кадастрового паспорта земельного участка не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка. Выкупная цена должна определяться на дату подачи заявления.
В заседании судебной коллегии представитель Герус В.М. - Горбунова О.С. (по доверенности) поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области (по доверенности) Фитчина А.О. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, считает его законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Пунктом 1 статьи 445 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Статьей 446 ГК РФ предусмотрено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии со ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в п. 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В соответствии с пп.1,2 ст.2 Федерального закона РФ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" от 25.10.2001 N 137-ФЗ до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности :
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;
гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
До 1 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения: от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Пунктом 4 ст. 18 закона Самарской области "О земле" в редакции, действовавшей на момент подачи истцом заявления в Министерство о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, и утратившей силу в соответствии с законом Самарской области от 09.11.2012 N 108-ГД, было определено, что до 1 июля 2012 года лица, не указанные в части 3 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой в соответствии с настоящей частью, в населенных пунктах с численностью населения в городах Самаре, Тольятти - в размере двенадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Из материалов дела следует, что Герус В.М. является собственником нежилого помещения - гаража N, площадью 16,40 кв.м., на первом этаже по адресу: "адрес".
Право собственности истца на гараж возникло на основании решения мирового судьи судебного участка N N Октябрьского района г. Самары от 15.01.2007 г.
24.09.2009 г. истец обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ему в собственность за выкуп земельного участка площадью 21,00 кв.м. по адресу: "адрес", гараж N, предполагаемая цель использования - занимаемый капитальным гаражом.
Судом установлено, что 05.05.2012 г. Министерство имущественных отношений Самарской области возвратило Герусу В.М. пакет документов по причине не предоставления кадастрового паспорта земельного участка.
Также установлено, что 09.07.2012 г. Герус В.М. повторно обратился в Министерство с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность за выкуп, приложив кадастровый паспорт на испрашиваемый земельный участок 19.09.2012 г..
Согласно имеющейся в деле копии кадастрового паспорта, дата постановки земельного участка на государственный кадастр - 23.05.2012 г.
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 27.12.2012 г. N Герусу В.М. предоставлен в собственность за плату земельный участок из земель населенных пунктов, общей площадью 21,00 кв.м., с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", гараж N, занимаемый капитальным гаражом.
Министерство имущественных отношений Самарской области направило истцу договор купли-продажи земельного участка, согласно п. 2.1 которого цена участка составляет 125259,54 руб. без НДС.
Не согласившись с ценой земельного участка Герус В.М. 20.02.2013 г. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением, приложив протокол разногласий к проекту договора купли-продажи с указанием выкупной цены в размере 3131,49 руб.
Между тем, 25.02.13 года Министерство отказало истцу в урегулировании разногласий.
При разрешении спора суд правомерно исходили из того, что выкупная цена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, является регулируемой и должна соответствовать нормативным ставкам, действующим на момент заключения договора (статья 424 ГК РФ).
В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
В соответствии со ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что поскольку на государственный кадастровый учет земельный участок поставлен 23.05.2012 г., кадастровый паспорт представлен истцом в Министерство имущественных отношений по Самарской области 19.09.2012 года по заявлению от 09.07.2012 года, т.е. после 01.07.2012 года, Министерством правомерно определена выкупная цена земельного участка в размере 125 259,54 руб., равном его кадастровой стоимости, так как объектом купли-продажи, в соответствии со ст. 37 ЗК РФ, могут являться земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учёт.
При этом доводы апелляционной жалобы о том, что такое длительное рассмотрение вопроса о передаче истцу в собственность земельного участка связано с неправомерными действиями органов государственной власти и местного самоуправления, а также о том, что заявление о предоставлении земельного участка от 09.07.2012 г. является дополнением к ранее поданному заявлению, судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку законность действий (бездействия) Министерства имущественных отношений Самарской области, Департамента управления имуществом г.о. Самара, ФФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области" предметом рассмотрения настоящего спора не является, в процессе разрешения вопроса о предоставлении участка истец в суд с такими требованиями не обращался, отказ в предоставлении земельного участка от 05.05.2012 г. со ссылкой на отсутствие кадастрового паспорта истцом не оспаривался.
Доводы представителя Геруса В.М. - Зеленченко С.В., изложенные в апелляционной жалобе, о незаконности решения суда повторяют обстоятельства, на которые истец и его представитель ссылались в исковом заявлении и в суде в ходе судебного разбирательства по данному делу и которые являлись предметом исследования и оценки суда, мотивы принятия решения об отказе в иске подробно судом изложены.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ судом не допущено. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 17 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Герус В.М. - Зеленченко С.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.