Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Подольской А.А.
Судей: Мартемьяновой С.В., Занкиной Е.П.
при секретаре - Елютиной И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области на решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 19 августа 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора г. Новокуйбышевска, действующего в интересах Данильченко А.В., к администрации г.о. Новокуйбышевск, главе г.о. Новокуйбышевск об обязании обеспечить Данильченко А.В. жилым благоустроенным помещением муниципального специализированного жилого фонда -удовлетворить.
Обязать администрацию г.о. Новокуйбышевск, главу г.о. Новокуйбышевск обеспечить Данильченко А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Новокуйбышевска Самарской области, жилым благоустроенным помещением муниципального специализированного жилого фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм, не менее 33 кв. м, отвечающего санитарным и техническим требованиям".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Подольской А.А. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Новокуйбышевска Самарской области, действуя в интересах Данильченко А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к Администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилого фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм, не менее 33 кв. м, отвечающего санитарным и техническим требованиям.
В обоснование иска указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Новокуйбышевск Самарской области на предмет соблюдения ответчиком жилищного законодательства, а именно прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на получение жилья, установлено, что Данильченко А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей. Какого-либо жилья за ним не закреплено. На основании заявления Данильченко А.В. от 26.02.2013 г., он включен в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, и поставлен на учет в жилищный отдел администрации г.о. Новокуйбышевск. Однако до настоящего времени органами местного самоуправления г.о. Новокуйбышевск жилое помещение по договору социального найма в установленном законом порядке ему не предоставлено.
Бездействие Администрации, как указал истец, повлекло нарушение прав и законных интересов Данильченко А.В. в сфере законодательства о защите семьи, материнства, отцовства и детства, а также нарушение его жилищных прав.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, прокурор г. Новокуйбышевск Самарской области просил суд обязать Администрацию г.о. Новокуйбышевск Самарской области предоставить Данильченко А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 33 квадратных метра.
Судом постановлено указанное выше решение, которое представитель Администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области в апелляционной жалобе просит отменить, как незаконное, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Указывает на отсутствие возможности предоставить жилое помещение, поскольку исполнение предписаний суда носит длящийся характер, предусматривает совершение определенных последовательных действий.
В заседание судебной коллегии представитель Администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области и Данильченко А.В. не явились. Извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон.
Прокурор Пискарева И.В. с доводами жалобы не согласилась, просила решение суда оставить без изменения ввиду отсутствия к тому правовых оснований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора г.о. Новокуйбышевск Самарской области о возложении на ответчика обязанности по предоставлению Данильченко А.В. жилого помещения, отвечающего требованиям законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об их законности и обоснованности.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
При вынесении решения суд, верно, руководствовался статьями 92, 98.1Жилищного кодекса РФ, нормами Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Самарской области "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" от 20.12.2012 г. N 135 ГД.
Статья 99 ЖК РФ гласит, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся вез попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Самарской области "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области", предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действие настоящего Закона распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Самарской области и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств по основаниям, предусмотренным в целях реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В силу ч. 5 ст. 2 вышеуказанного Закона Самарской области жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодно для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства РФ, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В соответствии с п. 1 ч. 3 вышеуказанного Закона Самарской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится местожительство указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Судом установлено, что Данильченко А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно справке, выданной ОАО "Информационно-расчетный центр", Данильченко А.В. зарегистрирован по адресу: "адрес", в квартире общей площадью 28, 7 кв.м., с составом семьи из 12 человек.
В 2008 году Данильченко А.В. окончил ГБОУ СПО "ННХТ" по профессии "Облицовщик-плиточник" получил диплом о среднем профессиональном образовании.
На основании заявления Данильченко А.В. от 26.02.2013 г., постановлением Администрации г.о. Новокуйбышевск N 1017 от 01.04.2013 г., он включен в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда.
До настоящего времени органами местного самоуправления г.о. Новокуйбышевск жилое помещение по договору социального найма в установленном законом порядке Данильченко А.В. не предоставлено.
При таких обстоятельствах вывод суда об обязании администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области предоставить ДанильченкоА.В. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенное для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения, является правильным.
Исходя из положений Устава г.о. Новокуйбышевск Самарской области органы местного самоуправления наделены соответствующей компетенцией.
Согласно ст. 6 Устава г.о. Новокуйбышевск к вопросам местного значения городского округа Новокуйбышевск относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Согласно ст. 47 Устава г.о. Новокуйбышевск городской округ самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа.
От имени городского округа права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет глава городского округа и администрация городского округа.
В соответствии со ст. 48 Устава глава городского округа принимает решения по следующим вопросам управления и распоряжения имуществом городского округа: о распоряжении имуществом, находящимся в муниципальной собственности (об отчуждении имущества, передаче в безвозмездное пользование, аренду, залог, доверительное управление и об ином распоряжении).
В силу ст. 49 Устава администрация городского округа осуществляет следующие полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа: осуществляет учет муниципального имущества и ведет его реестр; осуществляет исполнение постановлений Главы городского округа о распоряжении муниципальным имуществом (об отчуждении имущества, передаче в безвозмездное пользование, аренду, залог, доверительное управление и ином распоряжении).
Таким образом, привлечение вышеуказанного муниципального органа по данному делу в качестве ответчика и возложение на него обязанности по предоставлению жилого помещения является законным и обоснованным.
Ссылка представителя ответчика в жалобе на сложность процедуры предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является необоснованной, поскольку данная компетенция в независимости от сложности возложена законодательством РФ на органы местного самоуправления.
Так, в силу ч.2 ст.1 Закона Самарской области от 28.12.2012 N135-ГД (в ред. от 10.04.2013) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным сторонами доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела. Нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах постановленное по делу решение подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 19 августа 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.