Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Николаевой Н.М.,
судей - Евдокименко А.А. и Никоновой О.И.,
при секретаре - Елютиной И.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе - Мэрии городского округа Тольятти на решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 15 августа 2013 года, которым постановлено:
"Иск удовлетворить. Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Никифорову А.В. на состав семьи один человек благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение в городе Тольятти из специализированного жилищного фонда, по установленным нормам предоставления жилой площади, действующим на момент предоставления жилья.",
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда - Евдокименко А.А., объяснения в поддержание апелляционной жалобы представителя ответчика - Мэрии г.о. Тольятти - Малышевой Н.Г., заключение прокурора - Фоминой И.А., полагавшей необходимым оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Тольятти Самарской области, в интересах Зайцева А.И., обратился с иском к ответчикам Мэрии г.о. Тольятти Самарской области и Министерству экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в обоснование своих требований указав, что истец - Никифоров А.В., 1990 года рождения, остался без попечения родителей: мать решением суда лишена родительских прав в отношении сына, сведения об отце записаны со слов матери. На основании распоряжения главы Ставропольского района Самарской области от 26 февраля 2004 года Никифоров А.В. передан на воспитание в приемную семью, в период с 2004 по 2008 год Никифоров А.В. обучался в ГОУ СПО лицей N32 города Жигулевска Самарской области, в период с 12 декабря 2007 года по 11 марта 2013 года отбывал наказание в ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Самарской области. Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 1 июня 2009 года он поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи один человек, однако до настоящего времени, в нарушение норм жилищного законодательства и Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жильем не обеспечен. На основании изложенного прокурор просил суд обязать ответчиков предоставить Никифорову А.В. жилое помещение в городе Тольятти Самарской области на состав семьи один человек в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое ответчик - Мэрии г.о. Тольятти Самарской области считает неправильным, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворение исковых требований отказать в полном объеме.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы - Мэрии г.о. Тольятти Самарской области судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ст. 981 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (ст. 99 ЖК РФ).
В силу требований ст. 1091 ЖК РФ предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Самарской области от 29 октября 2008 года N421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. 1.4 которого учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан (далее - уполномоченные органы), в соответствии с настоящим Порядком.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24 октября 2006 года N115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещения отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются настоящим Законом отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области", вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, и граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в статье 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" (далее - граждане, уволенные с военной службы), а также государственными полномочиями Самарской области по постановке на учет и учету граждан, указанных в статье 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В силу требования ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В соответствии со ст. 2 Закона Самарской области "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Самарской области", финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых: местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год. Органы местного самоуправления формируют муниципальным специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных; жилых помещений".
Таким образом, из содержания указанных правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что обязанность государства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений, не ставиться в зависимость от своевременности предоставления соответствующих субвенций органам местного самоуправления и от наличия у органов местного самоуправления специализированного жилого фонда.
Из материалов дела видно, что истец - Никифоров А.В., 1990 года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать, решением суда лишена родительских прав в отношении истца, а сведения об отце записаны со слов матери. На основании распоряжения главы Ставропольского района Самарской области от 26 февраля 2004 года истец - Никифоров А.В. передан на воспитание в приемную семью, в период с 2004 по 2008 годы истец обучался в ГОУ СПО лицей N32 города Жигулевска, а в период с 12 декабря 2007 года по 11 марта 2013 года отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Самарской области.
Также судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства установлено, что истец закрепленного жилья не имеет, что не оспаривается ответчиками. Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 1 июня 2009 года истец поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи один человек.
Кроме того, из материалов дела видно, что истец - Никифоров А.В. состоит на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях и подлежит обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, однако до настоящего времени жильем не обеспечен, что также не оспаривается ответчиками.
С учетом указанного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора в полном объеме - возложении на ответчика - Мэрии г.о. Тольятти обязанности по предоставлению истцу жилого помещения из муниципального специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением в порядке очередности судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку право на обеспечение жилым помещением возникло у истца в период действия закона которым предусматривалось внеочередное предоставление жилых помещений лицам указанной категории, поэтому истцу не может быть отказано в реализации указанного права в связи с изменением соответствующих норм закона. Кроме того, действующим законодательством момент предоставления лицам указанной категории жилого помещения определен фактом наступления определенного события (достижении возраста 18 лет, приобретения полной дееспособности до достижения совершеннолетия и т.д.), то есть, по смыслу закона обязанность государства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений, не может ставиться в зависимость от наличия очереди среди лиц указанной категории.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 15 августа 2013 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - Мэрии городского округа Тольятти - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.