Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Калинниковой О.А.,
судей - Никоновой О.И. и Емелина А.В.
при секретаре - Мамонтовой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Евграфова С.М. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 17 июля 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований Евграфова С.М. к администрации г.о. Самара об устранении нарушений его прав путем восстановления его в списках очередников в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий согласно ранее поданного заявления от ДД.ММ.ГГГГ обязании администрацию г.о. Самара выплатить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в гор. Самара в соответствии с действующим законодательством с учетом членов его семьи, указанных в учетном деле, поданных в ДД.ММ.ГГГГ отказать".
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Никоновой О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Евграфов С.М. обратился в суд с иском к администрации г.о. Самара об устранении нарушения жилищных прав и выплате единовременной денежной суммы на приобретение жилого помещения. В обоснование заявленных требований истец указал, что он в ДД.ММ.ГГГГ после увольнения с военной службы по состоянию здоровья по его письменному заявлению был поставлен администрацией г.о. Самара в очередь на получение жилья как бывший военнослужащий. При постановке на учет истец сообщил, что временного или постоянного жилья в г. Самаре не имеет, на воинском учете в г. Самаре не состоит, убывает для временного проживания в г "адрес". До настоящего времени жилье ему не предоставлено. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара истец был снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Считает, что его сняли с учета и не обеспечили жилым помещением незаконно. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец с учетом уточненных требований, просил суд устранить нарушение его прав путем восстановления его в списках очередников в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий согласно ранее поданного заявления от ДД.ММ.ГГГГ обязать администрацию г.о. Самара выплатить ему единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в г. Самара в соответствии с действующим законодательством с учетом членов его семьи, указанных в учетном деле, поданных в ДД.ММ.ГГГГ
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Евграфов С.М. просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. При этом в апелляционной жалобе истец ссылается на то, что его выезд в "адрес" был вынужденным, пребывание в указанном городе носит временный характер, поскольку в избранном месте жительства он не имеет жилого помещения, пригодного для проживания.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Евграфов С.М. не явился, извещен надлежащим образом, на основании письменного ходатайства, отраженного в апелляционной жалобе, просил рассмотреть дело без его участия в связи с инвалидностью и отдаленностью проживания.
В судебном заседании представитель Администрации г.о. Самары Зольниковой А.Ю., возражала против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным, по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самары Силантьевой Т.Г. в судебном заседании возражала против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, по основаниям изложенным в письменном отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
В постановлении Конституционного Суда РФ от 05.04.2007 N 5-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в связи с жалобами ряда граждан" указано, что согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (статья 40, часть 1). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Отнеся к лицам, которых государство обеспечивает жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что, по смыслу статей 37 (части 1 и 3) и 59 Конституции Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также характером военной службы, предусматривающей выполнение задач, которые сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, а также иными специфическими условиями прохождения службы, определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июня 2003 года N 275-О и от 30 сентября 2004 года N 428-О).
Реализуя данное правомочие в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" гарантировал военнослужащим предоставление жилых помещений, а для граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, определил источники и формы обеспечения их жильем, возложив, таким образом, на государство соответствующие публично-правовые обязанности, которые ему надлежит выполнять в силу статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 59 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 ФЗ от 27.05.1998г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте РФ или в другом государстве в соответствии с ФЗ, иными нормативными правовыми актами РФ и международными договорами РФ.
По смыслу вышеуказанного Закона, военнослужащим, завершившим военную службу, предоставляется возможность возвращения к месту постоянного жительства.
Согласно пункту 2.1. ст. 15, Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В целях совершенствования порядка учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, и реализации их прав на получение жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 года N1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Согласно подпункту а) пункта 6 вышеуказанных Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются: граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями;
Пунктом 12 указанных Правил предусмотрено, что ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.
В случае если военнослужащий в период увольнения изменил ранее принятое решение о постоянном месте жительства, в военный комиссариат направляется, кроме указанных в пункте 17 настоящих Правил документов, также ходатайство командира (начальника) воинской части перед соответствующим органом местного самоуправления о включении этого военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий (пункт 18 указанных правил).
В случае если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства (пункт 22 Правил).
Таким образом, законодательством Российской Федерации предусмотрено право выбора военнослужащим, уволенным с военной службы в запас, постоянного места жительства, а также право проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном месте жительства.
Из материалов дела следует, что Евграфов С.М. ДД.ММ.ГГГГ г.р. родился в "адрес", где проживал до ДД.ММ.ГГГГ, после чего был призван в "данные изъяты", которое окончил в ДД.ММ.ГГГГ
Также установлено, что Евграфов С.М. проходил службу в Вооруженных Силах СССР, РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ По состоянию здоровья в связи с признанием не годным к военной службе в мирное время, досрочно уволен в запас по "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части, направлен на учет в Заднепровский РВК "адрес", что подтверждается выпиской из приказа N от ДД.ММ.ГГГГ командира войсковой части N Из копии военного билета истца следует, что ДД.ММ.ГГГГ Евграфов С.М. был принят на воинский учет в Заднепровском РВК "адрес", а ДД.ММ.ГГГГ снят с воинского учета. Сведений о том, что в "адрес" истец избрал свое постоянное место жительство после увольнения с военной службы, в материалах не имеется. Календарная выслуга лет истца составила "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГГГ истец поставлен на воинский учет в "адрес", ДД.ММ.ГГГГ снять с воинского учета по болезни.
Из справки N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Администрацией г. Кызыл следует, что Евграфов С.М. ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учет по улучшению жилищных условий (как "данные изъяты" на льготных основаниях), а ДД.ММ.ГГГГ по его заявлению о перемене места жительства от ДД.ММ.ГГГГ он был снять с учета, при этом жилой площадью обеспечен не был (л.д.62).
Кроме того, установлено, что Евграфов С.М. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию г. Самаре с заявлением о постановки его и его семьи на учет нуждающихся в социальном жилье составом семьи 4 человека.
Постановлением Главы города Самары от ДД.ММ.ГГГГ N Евграфов С.М. с составом семьи 4 человека был поставлен в льготную очередь на получение жилой площади. В указанном постановлении отмечено, что Евграфов С.М. проживает в "адрес".
Как следует из материалов дела, истец и члены его семьи после увольнения его с военной службы проживали и были зарегистрированы в жилом помещении по адресу: "адрес" ДД.ММ.ГГГГ по до ДД.ММ.ГГГГ, по месту жительства родителей супруги истца. С ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ истец был зарегистрирован по адресу: "адрес", а с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время зарегистрирован по адресу: "адрес".
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, в том числе и на момент постановки истца на учет в г. Самаре Евграфов С.М. из "адрес" на иное место жительства не выезжал.
Между тем, распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ N Евграфов С.Н. снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях в связи со снятием с воинского учета в данном населенном пункте и выездом на другое постоянное место жительства на основании подпункта "в" пункта 26 Правил учета, статьи 56 Жилищного Кодекса РФ.
Суд первой инстанции, указывая на отсутствие оснований для восстановления истца на учете нуждающихся в г. Самаре и на отсутствие нарушений прав истца, указал на то, обстоятельство, что истец в г. Самаре не проживал и не проживает. имеет постоянное место жительство в другом населенном пункте, на воинском учете в г. Самаре не состоял и не состоит, воинская часть, где проходил службу истец в г. Самаре также не располагалась. Учитывая изложенное, суд пришел к вводу, что истец не избрал г. Самару своим постоянным местом жительства, а также не представил документов, подтверждающих обоснованность постановки на учет в г. Самаре.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, по следующим основаниям.
Согласно подпункту "в" пункта 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, военнослужащие и граждане, уволенные с в военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае, снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезде на другое постоянное место жительства.
Из смысла вышеуказанной нормы следует, что гражданин подлежит снятию с регистрационного учета, в случае, если после постановки на такой учет в населенном пункте, в последствии гражданин меняет постоянное место жительства и снимается с воинского учета в данном населенном пункте.
Между тем, в данном случае, таких обстоятельств по делу установлено не было.
Собранными по делу доказательствами подтверждается факт нахождения Евграфова С.Н. на учете нуждающихся в социальном жилье в "адрес" (с 1995 ДД.ММ.ГГГГ) и факт изъявления истцом желания изменить место жительство и встать на очередь в другом населенном пункте с ДД.ММ.ГГГГ, что не противоречит пункту 22 вышеуказанных Правил.
Обоснованность заявления истца об изменении постоянного места жительства после увольнения подтверждена Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N о постановке истца, проживающего в "адрес", на учет нуждающихся в г. Самаре. Кроме того, постановка на учет гражданина, уволенного с военной службы, не проживающего в избранном месте жительства до получения им жилья в указанном населенном пункте, не противоречит подпункту "а" пункта 6 вышеуказанных Правил.
Таким образом, у истца имелось и до настоящего времени имеется волеизъявление о выборе города Самара в качестве постоянного места жительства.
Каких-либо оснований полагать, что истец снялся с воинского учета в г. Самаре и выехал из города Самары на другое постоянное место жительство, после его постановки на очередь в г. Самаре, у суда не имелось, поскольку не подтверждено достоверными доказательствами.
Доказательств, того, что истец состоит на учете нуждающихся в "адрес", куда после увольнения он был поставлен на воинский учет и в "адрес", где он проживает с момента увольнения с военной службы и по настоящее время, не представлено. Кроме того, указанные обстоятельства опровергаются ответами на запрос судебной коллегии, поступившие из "данные изъяты" и "данные изъяты".
Сведений об улучшении жилищных условий истца, а также об обеспечении его жильем или государственным жилищным сертификатом в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что доводы истца о нарушении его жилищных прав являются обоснованными, в связи с чем, требования истца о восстановлении его на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий подлежат удовлетворению. В данной части решение подлежит отмене, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Доводы представителя Департамента управления имуществом г.о. Самары о наличии оснований для снятия истца с учета нуждающихся в г. Самаре, по подпункту "е"пункта 26 Правил (выявление в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, несоответствующих действительности сведений) не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку, как следует, из Постановления из Распоряжения Первого заместителя г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ N данное основание не являлось причиной снятия истца с регистрационного учета.
Доводы представителя Департамента управления имуществом г.о. Самары о том, что Евграфов никогда не был зарегистрирован и не проживал в г. Самаре, а также на воинском учете не состоял, не подтверждают наличия у органа местного самоуправления оснований для снятия истца с учета, по пункту "в" подпункта 26 Правил.
Ссылка представителя Департамента управления имуществом г.о. Самары на то, что исключение Евграфова С.М. из очереди на улучшение жилищных условий в г. Самаре не препятствует реализации его жилищных прав в дальнейшем путем пересылки его учетного дела по фактическому месту проживания и обеспечения социальной выплатой в "адрес", также не может быть принята во внимание, поскольку по условиям пункта 22 Правил, основанием для пересылки документов учетного дела по вновь избранному постоянному месту жительства должно являться волеизъявление гражданина, уволенного с военной службы. Как следует из заявлений Евграфова С.М, он желания на изменение избранного постоянного места жительства не изъявлял. При этом, длительное не проживание истца в избранном месте жительства связано с отсутствием жилого помещения пригодного для проживания в г. Самаре.
Решение о предоставлении жилья или социальной выплаты принимается соответствующим органом власти при подтверждении гражданином объективной нуждаемости в социальном жилье (на момент принятия такого решения), при этом, документов, подтверждающих данные обстоятельства, истцом в материалы дела не представлено, в связи с чем, судебная коллегия считает, что решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований об обязании Администрации г.о. Самары выплатить Евграфову С.М. денежную выплату на приобретение жилого помещения в г. Самаре является законным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 17 июля 2013 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Евграфова С.М. о восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий отменить.
Постановить в данной части новое решение, которым:
Обязать Администрацию г.о. Самары восстановить Евграфова С.М. в списках очередников в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с ранее поданным заявлением.
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Евграфова С.М. удовлетворить частично.
Определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.