Судья Саратовского областного суда Совкич А.П., при секретаре Низове И.В., рассмотрев жалобу Аджинян Ш.А. на постановление судьи Ртищевского районного суда Саратовской области от 24 октября 2013 года, вынесенное в отношении Аджинян Ш.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ртищевского районного суда Саратовской области от 24 октября 2013 года Аджинян Ш.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации путём самостоятельного контролируемого выезда.
Правонарушение заключается в том, что Аджинян Ш.А., являясь гражданкой "данные изъяты", нарушила режим пребывания (проживания) в Российской Федерации, что выразилось в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определённого срока пребывания.
В жалобе на постановление от 24 октября 2013 года Аджинян Ш.А. просит постановление суда отменить, указав, что "дата" приехала в Российскую Федерацию к мужу ФИО5 и сыну ФИО6, которые являются гражданами Российской Федерации. По причине болезни не обратилась в миграционную службу для постановки на учёт. Вину в совершении административного правонарушения признаёт, однако не согласна с назначенным судом наказанием в виде выдворения за пределы Российской Федерации, поскольку по состоянию здоровью нуждается в поддержке близких и не имеет возможности для выезда и дальнейшего пребывания вдали от своих родственников.
Проверив законность и обоснованность постановления судьи в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследовав материалы дела, прихожу к выводу о необходимости изменения постановления судьи Ртищевского районного суда Саратовской области от 24 октября 2013 года по следующим основаниям.
В силу части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, влечёт наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранным гражданином признаётся физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицом без гражданства признаётся физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного гражданина.
Судом первой инстанции с учётом имеющихся материалов дела правильно установлен статус Аджинян Ш.А. как иностранного гражданина.
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
В нарушение приведённых требований закона, Аджинян Ш.А., являющаяся гражданкой "данные изъяты", прибывшая в Российскую Федерацию "дата" в порядке, не требующем получения визы, по истечении 90 суток срока временного пребывания, не выехала из Российской Федерации и не имеет документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Данные факты подтверждаются собранными по делу доказательствами и не оспариваются лицом, привлекаемым к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях Аджинян Ш.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Санкция части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 части первой статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, то въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Как установлено при рассмотрении жалобы на постановление по настоящему делу об административном правонарушении, Аджинян Ш.А., "дата" года рождения, проживала в городе "данные изъяты" в "адрес" одной семьёй с мужем ФИО5 и двумя сыновьями. В начале девяностых годов её супруг ФИО5 приехал в Российскую Федерацию на заработки, приобрёл гражданство Российской Федерации и остался проживать на территории России. В начале двухтысячных годов её сыновья также переехали в Российскую Федерацию и остались проживать на территории России на законных основаниях. Старший сын ФИО6 приобрёл гражданство Российской Федерации. В "данные изъяты" году Аджинян Ш.А. перенесла "данные изъяты". В связи с ухудшением состояния здоровья и отсутствием близких родственников в "адрес", Аджинян Ш.А. в мае 2011 года въехала на территорию Российской Федерации и осталась проживать одной семьёй с мужем и совершеннолетними сыновьями по адресу: "адрес"
В соответствии со статьёй 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.
Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлениях от 15 июля 1999 года N 11-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 17 января 2013 года N 1-П и от 14 февраля 2013 года N 4-П, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за соответствующее административное правонарушение (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ). По существу, это означает, что орган (должностное лицо), уполномоченный рассмотреть дело об административном правонарушении, не вправе назначить лицу, привлекаемому к административной ответственности, наказание, не предусмотренное санкцией соответствующей нормы. Последовательное применение данного общего правила назначения административных наказаний может при определенных обстоятельствах противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению прав и свобод граждан.
Единственным известным действующему законодательству об административных правонарушениях вариантом, позволяющим избежать чрезмерного (избыточного) ограничения прав физических лиц при привлечении их к административной ответственности, является предусмотренная статьей 2.9 КоАП РФ возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. Однако её использование допустимо лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности, и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.
Как прямо закреплено КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения, применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами и не имеет целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий (статья 3.1); при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1). Соблюдение этих, вытекающих из конституционных принципов равенства, пропорциональности и соразмерности требований призвано обеспечить индивидуализацию наказания лиц, виновных в совершении административных правонарушений, и одновременно не допустить того, чтобы при применении административной ответственности подвергались сомнению вера в добро и справедливость и умалялось охраняемое государством достоинство личности (преамбула; статья 19, части 1 и 2; статья 21, часть 1; статья 55 часть 3 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, суд, при назначении административного наказания, исходя из приведённых выше конституционных принципов, с учётом характера совершённого правонарушения, личности правонарушителя, а также иных, имеющих существенное значение для индивидуализации ответственности обстоятельств, и в целях назначения справедливого и соразмерного наказания, может назначить административное наказание, не предусмотренное санкцией соответствующей статьи КоАП РФ.
В этой связи, учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, а именно почтенный возраст Аджинян Ш.А., объективную нуждаемость в поддержке близких, проживание её близких родственников - граждан Российской Федерации, на территории России и отсутствие близких родственников в "адрес", прихожу к выводу о том, что назначение Аджинян Ш.А. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не согласуется со сведениями о её личности, а также противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о возможности с учётом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ, считаю необходимым изменить постановление судьи Ртищевского районного суда Саратовской области от 24 октября 2013 года путём исключения из него указания на назначение Аджинян Ш.А. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Ртищевского районного суда Саратовской области от 24 октября 2013 года, вынесенное в отношении Аджинян Ш.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить: исключить указание на назначение Аджинян Ш.А. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации путём самостоятельного контролируемого выезда.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Судья А.П. Совкич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.