Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гладченко А.Н.,
судей Садовой И.М., Саяпиной Е.Г.,
при секретаре Шуйской К.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов" (далее по тексту - администрация Фрунзенского района МО "Город Саратов") к товариществу собственников жилья-4 Фрунзенского района г. Саратова (далее по тексту - ТСЖ-4) о признании незаконными общего собрания членов товарищества собственников жилья, решений общего собрания членов товарищества собственников жилья, по апелляционной жалобе администрации Фрунзенского района МО "Город Саратов" на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 08.08.2013 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Садовой И.М., объяснения представителя администрации МО "Город Саратов" Красавиной О.Н., поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя ТСЖ-4 Фрунзенского района Лещенко А.А., возражавшей против доводов жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
администрация Фрунзенского района МО "Город Саратов" обратилась в суд с иском к ТСЖ-4, в котором просила признать общее собрание членов ТСЖ-4 Фрунзенского района г. Саратова, проведенное с 22.04.2013 г. по 22.05.2013 г., в форме заочного голосования, незаконным ввиду несоблюдения формы проведения собрания и нарушения процедуры созыва общего собрания, а также признать незаконными решения общего собрания, оформленные протоколом от 27.05.2013 г.
Требования мотивировала тем, что МО "Город Саратов" является собственником муниципальных жилых и нежилых помещений площадью 6822,84 кв.м, входящих в состав ТСЖ-4. Администрация Фрунзенского района МО "Город Саратов" от имени администрации МО "Город Саратов" по доверенности от 23.01.2013 г. N 07-09/1522, осуществляет права собственника жилых помещений в многоквартирных домах.
С 22.04.20133 г. по 22.05.2013 г. состоялось общее собрание членов ТСЖ-4 в форме заочного голосования, решения которого оформлены протоколом от 27.05.2013 г. Истец считает данное собрание незаконным ввиду не соблюдения формы проведения общего собрания и нарушения процедуры созыва общего собрания, так как общее собрание в данном случае должно было быть проведено в очной форме. Уведомления о проведении собрания членов ТСЖ-4 в форме заочного голосования в период с 22.04.2013 г. по 22.05.2013 г. в администрацию Фрунзенского района МО "Город Саратов", администрацию МО "Город Саратов" не поступали, в связи с чем истец не смог принять участие в общем собрании членов ТСЖ-4. Муниципальное образование "Город Саратов" обладает 12,4 % голосов от общего количества голосов членов ТСЖ-4. В случае участия в оспариваемом собрании, решения истца по вопросам повестки дня могли повлиять на итоги голосования.
Рассмотрев спор, Фрунзенский районный суд г. Саратова постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований отказал.
Администрация Фрунзенского района МО "Город Саратов" в апелляционной жалобе, просит решение суда отменить, принять новое, которым исковые требования удовлетворить. Автор жалобы указывает, что судом неправильно были применены нормы материального права, поскольку при проведении оспариваемого собрания нарушена форма его проведения и процедура созыва. Общему собранию членов ТСЖ-4, проведенному с 22.04.2013 г. по 22.05.2013 г., предшествовало общее собрание членов ТСЖ-4 от 25.01.2013 г. и повторное общее собрание членов ТСЖ-4, проведенное в форме заочного голосования с 11.03.2013 г. по 25.03.2013 г., с аналогичной повесткой дня, которые не состоялись по причине отсутствия кворума. Общее собрание членов ТСЖ-4 25.01.2013 г. согласно включенным в повестку дня вопросам, являлось годовым.
25.01.2013 г., принявшие участие в собрании члены товарищества, приняли решение о проведении повторного собрания с данной повесткой дня исключительно путем совместного присутствия, т.е. в очной форме, что было отражено в протоколе общего собрания. Однако при оформлении официального прокола собрания от 25.01.2013 г. указанное решение членов не было в нем отражено, а поэтому общее собрание членов ТСЖ-4 с 22.04.2013 г. по 22.05.2013 г., оформленное протоколом от 27.05.2013 г., должно было проводиться в форме очного голосования. Уведомление о проведении оспариваемого собрания в администрацию Фрунзенского района МО "Город Саратов" не поступало, а поэтому истец от имени МО "Город Саратов" не смог принять участие в общем собрании, состоявшемся в форме заочного голосования в период с 22.04.2013 г. по 22.05.2013 г.
Автор жалобы не согласен с выводом суда о том, что МО "Город Саратов" в лице его уполномоченных органов не является членом ТСЖ-4, поскольку ответчик в суде первой инстанции подтвердил, что от имени собственника муниципальных жилых и нежилых помещений заявление о вступлении в члены ТСЖ подавалось МУ "ДЕЗ Фрунзенского района". Утрата данного заявления не является основанием для прекращения членства и исключения муниципального образования из реестра членов ТСЖ. Подача повторного заявления после 01.03.2005 г. о вступлении в члены ТСЖ законом не предусмотрена.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации Фрунзенского района МО "Город Саратов" Красавина О.Н. доводы жалобы поддержала, просила решение суда отменить и принять новое, которым исковые требования удовлетворить.
Представитель ТСЖ-4 Лещенко А.А. просила апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, полагая решение суда законным и обоснованным.
Представитель третьего лица администрации МО "Город Саратов" извещен надлежащим образом, заявлений об отложении рассмотрения дела не представил, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены принятого судебного постановления не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 145 ЖК РФ общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества. Указанное положение закреплено в п. 6.1 Устава ТСЖ-4.
Порядок организации и проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья определен ст. 146 ЖК РФ, в силу положений которой на порядок проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья распространяются нормы ст. ст. 45 - 48 ЖК РФ, если иное не установлено законом.
Согласно ч. 1 ст. 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
В ч. 6 ст. 146 ЖК РФ предусмотрено, что решение общего собрания членов товарищества собственников жилья может быть принято путем проведения заочного голосования в порядке, установленном ст. ст. 47, 48 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 47 ЖК РФ в случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в ч. 3 ст. 45 настоящего Кодекса кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование).
В соответствии с п. 6.1 Устава ТСЖ-4 общее собрание членов товарищества может быть проведено:
- в форме собрания (совместного присутствия членов ТСЖ для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование);
- в случае, если при проведении общего собрания членов ТСЖ, путем совместного присутствия членов ТСЖ для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в ч. 3 ст. 45 ЖК РФ кворума, в дальнейшем решения общего собрания членов ТСЖ с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания членов ТСЖ, оформленных в письменной форме решений членов ТСЖ по вопросам, поставленным на голосование).
Форму проведения собрания определяет лицо, по инициативе которого созывается общее собрание, либо правление.
В силу ч. 1 ст. 146 ЖК РФ уведомление о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья направляется в письменной форме лицом, по инициативе которого созывается общее собрание, и вручается каждому члену товарищества под расписку или посредством почтового отправления (заказным письмом) либо иным способом, предусмотренным решением общего собрания членов товарищества или уставом товарищества. Уведомление направляется не позднее, чем за десять дней до даты проведения общего собрания. Аналогичные положения закреплены в п. 6.4 Устава ТСЖ-4.
Названные положения относительно порядка уведомления о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья, предусмотрены и в п. 6.4 Устава ТСЖ-4.
В п. 6.4 Устава ТСЖ-4 также закреплено, что годовое общее собрание членов товарищества проводится не реже 1 раза в год и созывается правлением ТСЖ.
Довод жалобы онесоблюдении формы проведения общего собрания со ссылкой на то, что члены ТСЖ-4, принявшие участие в собрании 25.01.2013 г., постановили решение о проведении повторного собрания с такой же повесткой дня в очной форме, а также о том, что администрация МО "Город Саратов" является членом ТСЖ-4 на том основании, что данные сведения содержались в Реестре членов ТСЖ-4 на 17.11.2011 г. и на 15.12.2011 г. и в письме администрации Фрунзенского района г. Саратова от 23.06.2006 г., не является основанием для отмены решения суда по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривалось сторонами, в декабре 2012 г. правление ТСЖ-4 вышло с инициативой проведения годового общего собрания членов ТСЖ-4 для решения вопросов, касающихся финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ.
Как следует из реестра членов ТСЖ-4 на 17.11.2011 г. и на 15.12.2011 г. администрация МО "Город Саратов" действительно была указана в качестве члена ТСЖ-4.
Уведомление о дате проведения общего собрания членов ТСЖ-4 Фрунзенского района г. Саратова 25.01.2013 г. поступило в администрацию Фрунзенского района г. Саратова 15.01.2013 г. (т. 5 л.д. 6).
25.01.2013 г. проведено общее собрание членов ТСЖ-4 путем совместного присутствия. Однако данное общее собрание членов ТСЖ-4 не имело указанного в ч. 3 ст. 45 ЖК РФ кворума, правление ТСЖ-4 в соответствии с ч. 6 ст. 146 ЖК РФ, п. 6.12 Устава ТСЖ-4 вышло с инициативой проведения повторного годового собрания членов ТСЖ-4 в форме заочного голосования. Администрация участия в данном собрании не принимала.
Стороны в материалы дела представили два протокола общего собрания членов ТСЖ-4 Фрунзенского района г. Саратова от 25.01.2013 г.
Согласно сведениям, содержащимся в протоколе от 25.01.2013 г. (т. 1 л.д. 21), представленному ответчиком, общее собрание было проведено в очной форме (при совместном присутствии всех членов ТСЖ). По итогам подсчета в общем собрании членов ТСЖ-4 зарегистрировано присутствующих членов ТСЖ-4, а также их представителей, имеющих в собственности 3457,28 кв.м, что составляет 5,55 % голосов от общего количества членов ТСЖ-4.
Из протокола общего собрания членов ТСЖ-4 Фрунзенского района г. Саратова от 25.01.2013 г. (т. 5 л.д. 1-4), представленного истцом, следует, что общее собрание проведено в очной форме. По результатам голосования указано, что членами ТСЖ-4, присутствующими на собрании, предложено провести повторное общее собрание членов ТСЖ-4 с такой же повесткой дня в форме собрания путем совместного присутствия членов ТСЖ-4 (очная форма собрания).
Проверяя доводы жалобы о нарушении формы проведения общего собрания членов ТСЖ-4 в период с 22.04.2013 г. по 22.05.2013 г., а также в целях устранения противоречий, имеющихся в протоколах от 25.01.2013 г., в соответствии с абз. 2 п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", судебная коллегия предложила лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства.
Представителем ответчика представлен протокол правления ТСЖ-4 от 01.02.2013 г., согласно которому было постановлено решение провести повторное очередное общее отчетное собрание членов ТСЖ-4 в период с 11.03.2013 г. по 25.03.2013 г. в заочной форме.
Уведомление о проведении данного собрания поступило в администрацию МО "Город Саратов" 12.03.2013 г., а в администрацию Фрунзенского района МО "Город Саратов" 26.03.2013 г.
С 11.03.2013 г. по 25.03.2013 г. проводилось повторное годовое общее собрание членов ТСЖ-4, оформленное протоколом от 26.03.2013 г., решения на котором по повестке дня не были приняты по причине отсутствия кворума. Администрация участия в данном собрании не принимала.
Согласно протоколу заседания правления ТСЖ-4 Фрунзенского района от 01.04.2013 г. в связи с тем, что общее собрание членов ТСЖ-4 в заочной форме, проводимое в период с 11.03.2013 г. по 25.03.2013 г. не состоялось, было принято решение повторно провести очередное общее отчетное собрание членов ТСЖ-4 Фрунзенского района в период с 22.04.2013 г. по 22.05.2013 г. в заочной форме. Оповестить членов ТСЖ-4 путем направления заказных писем не позднее 10-ти дней до даты проведения собрания. Правлению утвердить Реестр членов ТСЖ-4 Фрунзенского района по состоянию на 01.04.2013 г. без учета муниципального фонда.
Согласно вышеуказанному протоколу прием опросных листов голосования членов ТСЖ-4 должен проводиться в период с 22.04.2013 г. по 22.05.2013 г. Дата и время окончания приема решений (опросных листов) членов товарищества по вопросам, поставленным на голосование, определена: 22.05.2013 г. в 17 час. 00 мин
В Реестре членов ТСЖ-4 Фрунзенского района г. Саратова по состоянию на 01.04.2013 г. администрация МО "Город Саратов" в качестве члена ТСЖ не указана (т. 1 л.д. 102-116).
Кроме того, как пояснила представитель ТСЖ-4 Лещенко А.А. в суде апелляционной инстанции в Реестр ТСЖ-4 администрация МО "Город Саратов" была включена ошибочно, поскольку отсутствует заявление администрации о вступлении в членство, доверенность, на основании которой было подано заявление, не содержит соответствующих полномочий, решение о принятии в члены ТСЖ-4 отсутствует.
Согласно протоколу счетной комиссии на 17 час. 00 мин. 22.05.2013 г. в административное помещение ТСЖ-4 ( "адрес") было возвращено 780 опросных листов. Общее количество членов ТСЖ-4 - 1564, имеют в собственности 55147,65 кв.м (в соответствии с реестром членов ТСЖ на 01.04.2013 г.). В собрании приняло участие 53,7% членов ТСЖ-4, что в соответствии со ст. 45 ЖК РФ, свидетельствует об имеющемся кворуме.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что нарушения формы и порядка проведения общего собрания членов ТСЖ-4 в период с 22.04.2013 г. по 22.05.2013 г. в форме заочного голосования не имелось.
Довод жалобы о несогласии с выводом суда о том, что муниципальное образование "Город Саратов" в лице его уполномоченных органов не является членом ТСЖ-4, не может быть принят судебной коллегией как основание для отмены судебного постановления.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, относятся к вопросам местного значения городского округа.
Решением Саратовской городской Думы от 29.01.2009 N 36-398 "О Положениях об администрациях районов муниципального образования "Город Саратов" утверждено положение об администрации Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - Положение).
В п. 1.1 Положения установлено, что администрация Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов" является территориальным структурным подразделением муниципального образования "Город Саратов" и осуществляет от её имени исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения в границах внутригородской территории Фрунзенского района города Саратова (т. 1 л.д. 30-35).
В силу п. 3.1.2 Положения администрация района в сфере владения, пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности, по доверенности от имени муниципального образования "Город Саратов" при управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности, осуществляет права собственника жилых помещений в многоквартирных домах.
Постановлением мэра города Саратова от 12.05.2005 N 219 "О мерах по реализации на территории города Саратова положений Жилищного кодекса Российской Федерации и порядке участия муниципального образования "Город Саратов" в управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности" утверждено Положение о порядке участия муниципального образования "Город Саратов" в управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности (т. 1 л.д. 39-45).
В п. 4 указанного постановления комитету по управлению имуществом г. Саратова определено производить выдачу администрациям районов города доверенности на право участия их представителей в голосовании от имени муниципального образования "Город Саратов" на общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах, в которых имеется доля муниципальной собственности.
Из представленной суду первой инстанции доверенности от 28.06.2001 г., следует, что в соответствии с постановлением мэра города Саратова от 14.08.2001 N 633 комитет по управлению имуществом города Саратова доверяет муниципальному учреждению "Дирекция единого заказчика по Фрунзенскому району города Саратова" представлять интересы администрации города Саратова от имени собственника, в части управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом в товариществах собственников жилья, расположенных на территории Фрунзенского района города Саратова со следующими правами и обязанностями: осуществлять действия, связанные с представлением интересов администрации города Саратова в органах управления товариществ, подписывать соответствующие протоколы; присутствовать, выступать на общих собраниях, заседаниях правлениях товариществ, в порядке, предусмотренном учредительными документами; знакомиться с повесткой дня предстоящего общего собрания, заседания правления товариществ; представлять отчет в комитет по управлению имуществом города о принятых общим собранием и правлением товариществ решениях, а также иную информацию, затрагивающую интересы муниципального образования "Город Саратов" и товарищества в целом.
Согласно сведениям, поступившим по запросу суда первой инстанции из комитета по управлению имуществом г. Саратова, информация о членстве в ТСЖ-4 администрации МО "Город Саратов" в лице администрации Фрунзенского района МО "Город Саратов" отсутствует. Истцом сведений, подтверждающих статус администрации МО "Город Саратов" в качестве члена ТСЖ-4, представлено не было.
Администрация МО "Город Саратов" является собственником жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании ТСЖ-4, общей площадью 6822,84 кв.м.
В силу положений ч. 1 ст. 143 ЖК РФ членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья.
Суд первой инстанции с учетом положений ст. ст. 182, 185 ГК РФ и исходя из буквального толкования текста доверенности от 28.06.2001 г., пришел к обоснованному выводу о том, что у муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Фрунзенскому району г. Саратова" отсутствовали полномочия на подачу заявления от имени комитета по управлению имуществом города Саратова о вступлении администрации МО "Город Саратов" в члены ТСЖ-4.
Доказательств того, что администрация МО "Город Саратов" в лице администрации Фрунзенского района "Город Саратов" после 2005 г. обращалась в ТСЖ-4 с заявлением о вступлении в члены товарищества ни суду первой инстанции, ни апелляционной инстанции представлено не было.
Кроме того, в суде апелляционной инстанции представитель администрации Фрунзенского района "Город Саратов" Красавина О.Н. пояснила, что решения о принятии администрации МО "Город Саратов" в члены ТСЖ-4, не имеется.
При таких обстоятельствах факт того, что до 01.04.2013 г. администрация МО "Город Саратов" значилась в Реестрах членов ТСЖ-4, правового значения по делу не имеет, а довод жалобы о том, что ТСЖ-4 был нарушен порядок и срок уведомления администрации МО "Город Саратов" и администрации района при проведении общего собрания членов ТСЖ-4, является необоснованным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку доказательств, подтверждающих нарушение прав истца, как собственника муниципальных жилых и нежилых помещений, принятыми решениями на общем собрании членов ТСЖ-4 в форме заочного голосования, оформленными протоколом от 27.05.2013 г., суду не представлено.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального или процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.
В связи с изложенным, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований, для отмены решения суда по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 08.08.2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.