Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Пантелеева В.М. и Совкича А.П.,
при секретаре Ефремовой Т.С.,
с участием прокурора Новичкова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску заместителя прокурора Волжского района г. Саратова (далее - прокурор) в защиту неопределенного круга лиц к комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет), муниципальному унитарному производственному предприятию "Саратовводоканал" (далее - МУПП "Саратовводоканал") о признании незаконным бездействия и понуждении к исполнению обязательств
по апелляционной жалобе комитета на решение Волжского районного суда
г. Саратова от 23 июля 2013 года, которым постановлено:
"признать бездействие комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" по невыполнению обязанности по содержанию муниципальной автомобильной дороги по ул. Мичурина в районе дома 132 г. Саратова незаконным.
Обязать комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" организовать проведение ремонта в соответствие с Государственным стандартом РФ Р 50597-93 автомобильной дороги по улице Мичурина в районе дома 132 г. Саратова в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части иска отказать",
заслушав доклад судьи Коршунова Р.В., заключение прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным, изучив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к комитету, МУПП "Саратовводоканал" о признании бездействия незаконным, понуждении к исполнению обязательств по ремонту дорожного полотна на улице Мичурина в районе дома 132 г. Саратова в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (далее - ГОСТ Р 50597-93). Мотивировал свои требования тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, проведенной прокуратурой г. Саратова, на участке автодороги на улице Мичурина в районе дома 132 г. Саратова выявлены нарушения Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", а именно: на указанном участке дороги имеются разрушения дорожного полотна возле люка смотрового колодца, выбоина длиной 0,8 м, шириной 0,6 м, глубиной 0,06 м, размеры которых превышают значения, предельно допустимые по ГОСТу Р 50597-93. Указанная дорога закреплена на праве оперативного управления за комитетом согласно распоряжению комитета по управлению имуществом города Саратова
N 77-р от 27 января 2012 года, на комитет возложена функция заказчика по ремонту и содержанию муниципальных дорог. Поскольку безопасность дорожного движения на дорогах муниципального образования "Город Саратов" затрагивает интересы неопределенного круга лиц, прокурор просил признать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в непринятии мер по организации содержания автомобильных дорог, обязать организовать ремонт дорожного полотна в указанном месте.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил вышеприведенное решение.
Комитет в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда направлении дела на новое рассмотрение. Считает, что выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела. Комитет не согласен с данной судом оценкой представленных доказательств. Указывает, что комитет является ненадлежащим ответчиком, поскольку на него возложена функция заказчика по ремонту и содержанию муниципальных дорог. В соответствии с возложенной функцией муниципального заказчика комитет заключил муниципальный контракт по содержанию дорожно-уличной сети, мостовых сооружений, путепроводов и подземных переходов, следовательно, ответственность по содержанию дорожно-уличной сети лежит на подрядчике. Кроме того, комитет полагает, что обязанность обеспечивать содержание колодцев и люков в исправном состоянии возложена на владельцев подземных инженерных коммуникаций.
В отзыве на апелляционную жалобу МУПП "Саратовводоканал" полагает решение суда законным и обоснованным, просит решение Волжского районного суда г. Саратова от 23 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета - без удовлетворения.
На заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения вынесенного судебного постановления не имеется, поскольку при разрешении заявления судом правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно п. 9 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон - N 257-ФЗ) к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 11 ст. 5 Закона N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 5 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования "Город Саратов" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Дорожная деятельность в силу п. 6 ст. 3 Закона N 257-ФЗ включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу п. 6 ст. 13, пунктов 1, 2, 3 ст. 17 Закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу ст. 5 Закона N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона N 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ст. 12 Закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно части 4 статьи 17 Закона N 257-ФЗ капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате решения вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения, связанных с ремонтом, реконструкцией автомобильных дорог (статья 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения; дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии (Правила дорожного движения Российской Федерации).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела автодорога на улице Мичурина в районе дома 132 г. Саратова расположена в границах муниципального образования "Город Саратов" и является автомобильной дорогой общего пользования. Указанный участок дороги имеет разрушения дорожного полотна возле люка смотрового колодца: выбоина длиной 0,8 м, шириной 0,6 м, глубиной 0,06 м, размеры которых превышают значения, предельно допустимые ГОСТ Р 50597-93, что подтверждается актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 09 апреля 2013 года и фотографией (л.д. 7-8), актом от 26 апреля 2013 года (л.д. 12).
В соответствие с актом от 26 июня 2013 года на спорном участке дороги были произведены работы по текущему (ямочному) ремонту асфальтобетонного покрытия, состояния проезжей части соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93. Однако из повторного акта проверки от 22 июля 2013 года следует, что недостатки в содержании дорожного покрытия на улице Мичурина в районе дома 132 г. Саратова устранены не были, поскольку на проезжей части указанной дороги имеются разрушения дорожного покрытия длиной 0,8 м, шириной 0,6 м, глубиной 0,06 м.
Решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года N 27-281 утверждено Положение о комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Положение).
В силу п. 1.1 Положения комитет является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", уполномоченным осуществлять деятельность в сфере дорожного, коммунального хозяйства, благоустройства, организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа, обеспечения безопасности дорожного движения в части и порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы и иными муниципальными правовыми актами. Комитет осуществляет в установленной сфере деятельности организацию и координацию деятельности структурных подразделений администрации муниципального образования "Город Саратов".
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 и 2.3 Положения основными задачами комитета, связанными с решением вопросов местного значения, являются: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечение безопасности дорожного движения; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города.
Комитет в соответствии с возложенными на него задачами организует деятельность по проектированию, строительству автомобильных дорог местного значения (п. 3.1.3 Положения).
Согласно п. 4.1 Положения комитет является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, бюджетную смету, печать со своим наименованием, соответствующие бланки и штампы, лицевые счета в соответствии с законодательством, выступает истцом (заявителем) и ответчиком (заинтересованным лицом) в суде, от своего имени совершает сделки, обладает имущественными и неимущественными правами и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
Удовлетворяя заявление прокурора о признании незаконным бездействия комитета суд первой инстанции правомерно исходил из того, что обязанность по обеспечению соответствия эксплуатации дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. Судом также учено, что комитет в силу вышеприведенных норм материального права осуществляет полномочия распорядителя выделенных ему бюджетных средств города на цели обеспечения дорожной деятельности, а также осуществляет контроль над деятельностью подведомственных предприятий, выступает заказчиком при заключении государственных контрактов с подрядчиком, а поэтому является по делу надлежащим ответчиком.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" N 1462 от 06 июля 2012 года "О порядке проведения работ на подземных коммуникациях и обустройства строительных площадок" (далее - Порядок) установлен порядок проведения вскрышных работ на территории г. Саратова.
Согласно п. 1.10 Порядка организация-заказчик, осуществляющая вскрышные работы, обязана обеспечить ремонт территории, в отношении которой осуществляет производство вскрышных работ, в сроки, указанные в разрешении на производство вскрышных работ.
Владельцы подземных инженерных коммуникаций обязаны:
- обеспечивать содержание колодцев и люков в исправном состоянии, в одном уровне с покрытием автомобильной дороги, тротуаром, газоном, а также их ремонт в границах разрушения дорожного покрытия, вызванного неудовлетворительным состоянием коммуникаций;
- осуществлять контроль за наличием и исправным состоянием люков на колодцах и своевременно проводить их замену (п. 1.14 Порядка).
Судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для возложения обязанности по ремонту вышеуказанного участка автодороги на МУПП "Саратовводоканал", поскольку доказательств принадлежности указанной организации подземных инженерных коммуникаций и люка смотрового колодца на улице Мичурина в районе дома 132 г. Саратова не имеется. Также не установлен факт проведения данной организацией вскрышных работ, повлекших разрушение дорожного полотна непосредственно возле люка смотрового колодца на спорном участке дороги.
ГОСТ Р 50597-93, утвержденный Постановлением Госстандарта России
от 11 октября 1993 N 221, устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Согласно п. 3.1.1. ГОСТР 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Пунктом 3.1.2. ГОСТР 50597-93 предусмотрено, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
На основании изложенного судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о возложении на комитет обязанности организовать проведение ремонта на указанном участке автомобильной дороги, поскольку представленными прокурором доказательствами подтверждается ненадлежащее исполнение комитетом возложенной на него законом обязанности по содержанию автодороги местного значения.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, являлись предметом исследования судом первой инстанции и их необоснованность отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского районного суда г. Саратова от 23 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.